16 июля 1902, 122 года тому назад, родился великий учёный и писатель, Александр Романович Лурия. Его имя наряду с такими, как Лев Семёнович Выготский и Алексей Николаевич Леонтьев, составляют созвездие отечественной психологии. Именно благодаря этому прекрасному трио великих умов мы и сегодня можем говорить об открытиях и заслугах отечественной психологии. И если труды Выготского осилит (в качестве приятного чтения на ночь) далеко не каждый, то книги Лурии и сегодня будут интересны современному читателю, потому как написаны очень увлекательно. И это я не как кандидат наук говорю :)
В студенческие годы в читальном зале своей альма матер я зачитывалась его "Маленькой книжкой о большой памяти", а на лекциях вместе с другими студентами умоляла профессора произнести ту самую заветную фразу, которую отправил Выготский в ответ на не менее знаменитую (но хотя бы официально опубликованную!) телеграмму Лурии. Профессор раз за разом отказывался дать ответ.
А телеграмма Лурии была, между тем, совершенно историческая, учитывая обстоятельства времени и места. Исследуя мыслительные процессы неграмотных жителей отдаленных кишлаков Узбекистана, Александр Романович был настолько потрясен организацией их мысли, что немедля телеграфировал в Москву: "У узбеков иллюзий нет!"
Как это часто бывает с короткими сообщениями, имелось ввиду не совсем то, что было написано.
Лурия обнаружил, что его испытуемые (как принято называть участников эксперимента) не обобщают понятия привычным для нас способом. Например, это происходило, когда им показывали четыре карточки, на которых:
- человек рубил топором дерево
- человек забивал молотком гвоздь
- человек что-то еще чем-то делал (ну, вы поняли логику)
- мальчик играл с мячом
Участников исследования просили назвать лишнюю карточку. Но испытуемые Лурии категорически отказывались это делать, утверждая, что ни одна из карт не является лишней. Мальчик конечно же поможет этим трем взрослым, чтобы те не отвлекались от работы, им будет что-то нужно, а он принесет.
В годы войны Лурия изучал людей, пострадавших от серьезных ранений, в голову и то как они функционируют, как восстанавливаются.
Этот опыт позволил ему сформулировать базовые положения нейропсихологии, в частности, представления о трех функциональных системах мозга.
Нейропсихология сегодня - наша национальная гордость, ведь это учение было создано нашим соотечественником, и это, правда, доказано и работает.
Но каждому ли из нас нужен нейропсихолог?
Мой ответ - нет.
Нейропсихология всё-таки направлена в большей степени на работу с нарушениями и их последствия, на то, чтобы создавать обходные пути развития психических функций, о чем столь подробно писал "наше всё" отечественной психологии (нет, не Лурия, а Выготский).
Но даже если нарушение есть, и развитию требуется искать обходной путь, нейропсихология - не единственная из существующих обходных дорог. Зачастую бывает так, что ребёнку скучно выполнять упражнения с нейропсихологом. Хорошей альтернативой является комплексное физическое развитие, в котором есть много игр и взаимодействия со взрослым, например, то, что придумали в курсе "мягкой школы". Элементы игры, некоторой соревновательности даже, физический контакт со "своим" взрослым, движение в разных плоскостях (стоя, на четвереньках, колбасой по полу), эмоциональный заряд - всё это помогает не хуже нейропсихологической зарядки для ума.
Поэтому вслед за Выготским стоит отметить, что не бывает единственного обходного пути, и конечно же стоит найти свой, уникальный и неповторимый.
А Лурию советую почитать всем. Ведь он тоже - "наше всё" нейропсихологии.