Найти в Дзене
О финансах просто

Запрет езды на электросамокатах? Почему кикшеринг выгоден?

Пешеходы копят раздражение, пока электросамокаты стремительно распространяются в городах. Рынок аренды самокатов (кикшеринг) в России растет примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза.

За последние четыре года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в 22 раза.

Фото: Яндекс картинки
Фото: Яндекс картинки
Кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов (средств индивидуальной мобильности), основанная на шеринг-экономике.
Шеринг (совместное потребление, долевая экономика) — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде или бартере вместо единоличного владения этими товарами.

Практика использования кратковременной аренды электросамокатов повсеместна и применяется в различных странах. У каждой страны свой юридический подход к регулированию сферы экономики совместного потребления.

Аграновский высказался, что согласно законодательству, при полном запрете кикшеринга речь идет об ограничении свободного оборота товаров и услуг

Отметим, что полный запрет невозможен в условиях рыночной экономики.

Спрос порождает предложение. Основное и главное преимущество применения системы шеринга — гибкость подхода. Например, на подбор, покупку электросамоката, его доставку до места пользования (не на всех территориях он может проехать), починку — затрачиваются как физические силы, так и денежные средства и временные ресурсы. Вместо этого возможно просто и быстро через приложение арендовать нужный самокат на определенный промежуток времени и использовать по мере надобности, не задумываясь о его поломке или о снижении заряда аккумулятора.

Выгода для самих пользователей электросамокатов ясна. Почему же кикшеринг и другие формы шеринга выгодны государству?

  • Формы совместного потребления экологичны: снижаются размеры производства средств передвижения, также, в случае электросамокатов, нет вредных выбросов в окружающую среду;
  • В глобальном плане снижается кризис перепроизводства;
  • Увеличивается выбор средств передвижения, повышается мобильность населения и растет конкуренция среди удобства транспорта;
  • Сокращаются пробки, временные затраты на передвижение;
  • Стимулируется инновационное развитие сферы.

В чем же основная проблема?

Электросамокат - довольно увесистая конструкция. Когда на обычном тротуаре самокат налетит на пешехода, тот получит серьезные травмы", - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

При этом речь о происшествиях, в которых есть пострадавшие, — ГИБДД учитывает только такие случаи. В 2019 году зарегистрировано 142 аварии, в 2022 — 941, в 2023 — уже 3100. Число раненых тоже увеличилось в 22 раза, с 147 до 3177 человек, число погибших — в шесть раз, с 7 до 43.

Как мы уже выявили, полный запрет будет ограничивать развитие экономики и сферы, но введение более жесткого законодательного регулирования является необходимостью. Мы видим возможность решения проблемы с помощью ИИ и введения контроля за каждым самокатом через мини-камеру:

  • Отслеживать скорость передвижения, ограничивать ее при высоком трафике на улице и в густо населенных районах;
  • Введение электронных карточек информирования о возможностях самоката, тестирование его функций и скорости реакции пользователя, при плохих результатах, проводить повторное информирование и/или ограничивать максимальную скорость передвижения;
  • Запрещать проезд при использовании самоката двумя людьми и более;
  • Ограничение проезда по автомобильной дороге, зебре и на светофорах, по правилам, возможен переход пешком с перевозкой самоката рядом;
  • Введение штрафов в личном кабинете приложения с фото- видео- доказательством и сути нарушения.

Также дополнительными решениями могут являться:

  • Совершать авторизацию с помощи Госуслуг и биометрии, чтобы в случае нарушения было легче отследить виновника;
  • Ужесточение наказания в случае наезда на другого человека или чужую собственность;
  • Дополнительный контроль от сотрудников ГИБДД;
  • Информирование граждан о наличии велодорожек, предназначенных, в том числе, для передвижения на электросамокате, увеличение количества специализированных дорог и светофоров.

Как вы относитесь к кикшерингу?