Найти тему
Простой Мыслитель

Великолепие несовершенства. Японская философия и искусство Ваби-Саби

Что такое Ваби-саби? Ваби-саби — это японское эстетическое мировоззрение, уходящее корнями в дзен-буддизм. Ваби и саби были двумя разными понятиями, но когда ваби и саби обычно объединяются как ваби-саби, они рассматриваются как одно целое и создают всеобъемлющее понятие ценности и благодарности за простые, реальные, но мимолетные жизненные состояния и формы, а также восприятие красоты и эстетики в мире природы. Он распространен во всех формах японского искусства. 

 Ваби-саби — это элегантный способ описать то, что является естественным и чистым, и распознать красоту любого вещества или существа в его наиболее естественной и оригинальной форме. Все мы знаем, что красота западной культуры, напротив, стремится к совершенству и обожествлению состояния безупречности, она в какой-то степени является полной противоположностью того, о чём мы будем говорить далее.

«Ваби» и «Саби»

«Ваби» изначально означало жизнь в одиночестве, вдали от общества, но также обладание внутренней силой. Оно обозначает образ жизни в простоте и спокойствии и заключает в себе красоту несовершенства. Отрывок из записи изречений чайного мастера Сэн-но Рикю: 

“В маленькой чайной комнате желательно, чтобы каждая посуда была не совсем подходящей. Есть те, кому не нравится произведение искусства, когда оно даже слегка повреждено; такое отношение свидетельствует о полном непонимании”

Имелось ввиду, что незначительные недостатки часто были более ценными, в отличие от совершенных изделий. Считалось, что разбитая или треснувшая посуда, если она правильно отреставрирована — выше целой. 

Японская посуда с трещинами
Японская посуда с трещинами

«Саби» первоначально означает состояние ухудшения с течением времени. Оно выражает влияние времени на вещество или любой объект. В концепции ваби-саби саби — это не чувство запустения, а гораздо более желательное качество. Саби, в свою очередь, приобретает значение чего-то, что состарилось или заржавело, но приобрело налет, который делает его красивым. Согласно «Восхвалению теней» Дзюнъитиро Танидзаки, подчеркивавшем в своем эссе традиционный японский уклад в противовес современному и западному:

«Мы не ненавидим все, что блестит, но мы предпочитаем задумчивый блеск поверхностному блеску, мутному свету, который, будь то в камне или артефакте, свидетельствует о блеске древности. Мы любим вещи, на которых есть следы грязи, копоти и непогоды, и мы любим цвета и блеск, которые напоминают о прошлом, создавшем их». 

Трещины на тарелке или кружке. Пятно на диване. Неидеальная кожа. Старая одежда. Большинство из нас склонно этих вещей избегать, заменять или, по крайней мере, они нам неприятны. Мы отворачиваемся от признаков несовершенства, ущерба, непостоянства. Мы стремимся к идеалам: симметричному и молодежному; вневременному и неповрежденному; абсолютному и совершенному. Центральное место в буддизме занимает идея о том, что страдание является неизбежной частью существования. Точнее говоря, страдание возникает из-за противоречия между нашим желанием и природой реальности. Мы желаем таких вещей, как постоянство, совершенство и определенность, но Вселенная (с которой мы неразрывно связаны и от неё же и зависим) находится в постоянном движении, подвержена процессам изменений, мимолетности и несовершенства. В результате внедрения и развития дзен в Японии, со временем это преходящее и несовершенное состояние реальности вскоре стало рассматриваться исключительно как союзник, с которым можно медитировать и примиряться, а не как враг, с которым нужно бороться. 

А вот, что Ёсида Кэнко-хоси в «Записки от скуки» утверждал о связи между непостоянством и красотой: 

Если бы человеческая жизнь была вечной и не исчезала бы в один прекрасный день, подобно росе на равнине Ада-си, и не рассеивалась бы, как дым над горой Торибэ, не было бы в ней столько скрытого очарования! В мире замечательно именно непостоянство.

Произведения искусства, которые считаются ваби-саби, часто подчеркивают процесс, а не конечный результат. Более того, конечный результат часто сохраняется и используется после того момента, когда он все еще выглядит свежим, новым или неповрежденным. Ваби-саби - это не только философия, но и особый стиль японского дизайна интерьера и архитектуры. Мебель Ваби-саби отличается простотой и минимализмом и часто включает в себя натуральные материалы, такие как дерево, камень и стекло. Такой облик выделяет красоту несовершенства, при этом изделия часто имеют естественные изъяны, которые придают им особенную ценность и великолепие.

В Японии также символом непостоянства считается сакура, это дерево цветет совсем небольшой отрезок времени и именно мимолетность его красоты вызывает у японцев такую любовь.

Цветущая сакура
Цветущая сакура

Художник-иллюстратор Ричард Пауэлл сказал: 

«Ваби-саби питает все подлинное, признавая три простые реальности: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не идеально». 

С более философской точки зрения, отражающей его эстетику, ваби-саби ценит простую жизнь, обретение покоя среди временности всех вещей и принятие того, что ошибочно и неполно в природе, жизни и самом себе. Признаки этих вещей и способы жизни в гармонии с ними представляют собой более честную и полезную идею совершенства — совершенства несовершенства. Например, примерно в XIII-XV веках японские чайные церемонии широко использовались правящим классом сёгунов как способ продемонстрировать богатство, используя экстравагантную керамическую посуду, чтобы попивать чай в богато украшенных комнатах под полной луной. Однако в 1488 году дзенский монах Мурата Сюко дал новое определение чайной церемонии, основанное на принципах ваби-саби. Вскоре стало принятым проводить чайную церемонию с использованием простой керамической посуды, изготовленной японскими мастерами, часто с использованием практик раку или кинцуги, а чай можно было пить, сидя в минималистичной и простой обстановке под частичной луной или облачным ночным небом. Японская чайная церемония превратилась в поклонение простому и несовершенному. Хотя, казалось бы, у вещей, которые мы находим красивыми, есть ключевые признаки, существуют также способы мышления и видения вещей, которые создают красоту.

Красота основана не только на том, что мы воспринимаем, но и на том, как мы воспринимаем вещи — явление, зависящее от ума. Если мы хотим видеть больше красоты в жизни, какой она есть на самом деле, то это зависит от нас. Ваби-саби предлагает призму, с помощью которой нам легче это сделать, способ чаще ощущать красоту и обретать покой в истинных условиях реальности. «Красоту, — пишет художник Леонард Корен, — можно выманить из уродства. Ваби-саби неоднозначно относится к отделению красоты от некрасоты или уродства. Красота ваби-саби — это в одном отношении состояние примирения с тем, что вы считаете уродливым. Ваби-саби предполагает, что красота — это динамическое событие, которое происходит между вами и чем-то еще. Красота может возникнуть спонтанно в любой момент при наличии соответствующих обстоятельств, контекста или точки зрения. Таким образом, красота — это измененное состояние сознания, необыкновенный момент поэзии и грации». Нет ничего плохого в постоянном стремлении к чему-то более близкому к совершенству, но на самом деле расстояние между добром и совершенством бесконечно. Ваби-саби напоминает нам, что нельзя рассчитывать на то, что мы когда-нибудь наконец прибудем. Скорее, процесс является частью результата, что красота вещей в основном находится в нашем сознании и что ничто в природе не является совершенным, законченным или постоянным. 

Ваби-саби — это не только философия, но и образ жизни, он предлагает убежище от одержимости современного мира совершенством. Можно просто сказать, что ваби-саби — это красота несовершенства. Мы должны ценить красоту несовершенства и осознавать ценность простоты и аутентичности в нашей жизни. Нужно находить радость и смысл в мелочах повседневной жизни и принимать течение времени, а не пытаться сопротивляться ему.

Если вам понравилась эта статья обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы. Спасибо за чтение, и я надеюсь, что эта статья была для вас полезной!