Казалось бы, спор о том, писать или не писать шпаргалки можно закрыть уже после напоминания, что за их обнаружение школьника ждёт дисквалификация и пересдача только в следующем году без права апелляции. Это пугает любого сдающего ещё сильнее, чем перспектива сдать на низкий балл. Однако шпаргалки писать можно. И даже нужно.
"Стоп”, скажете вы, “вы же только что говорили, что шпаргалки на экзамене – опасны”. И мы не отказываемся от своих слов. Но разве кто-то сказал, что их нужно проносить с собой на экзамен… Подготовка шпаргалки - такой же полезный инструмент с богатым функционалом, как и решение разных вариантов билетов или повторение материала.
4 ПРИЧИНЫ НАПИСАТЬ ШПАРГАЛКУ
- Шпаргалки учат перерабатывать большой объем информации, систематизируя его и выделяя главное. Переписать на крошечный клочок бумаги весь учебник попросту невозможно, а если у школьника нет четкого списка вопросов, то он даже не знает, что конкретно ему может пригодиться. Поэтому в процессе составления ученику приходится очень внимательно прочитать учебник и/или свои конспекты и выделить только самое важное. Не получится написать шпаргалки “в тупую”, списывая с учебника точь в точь в тех же формулировках: слишком высок риск, что получится несколько больших листов, в которых легко запутаться. К тому же если это глобальная контрольная за весь год, то материала нужно всё равно подготовить много и тут ребенку приходится искать удобную систему под себя: карточки, схемы или вообще маленькие рисунки (чего стоит только “Слово о полку Игореве” в картинках).
Этот набор навыков будет крайне полезен во взрослой жизни, особенно в студенчестве, когда необходимо будет изучать большие тексты, учебники и справочники, а потом сворачивать знания в несколько предложений.
- Шпаргалки помогают повторить материал. Написать шпаргалку не зная ничего по теме попросту невозможно. Мало того, что ученику приходится перечитать материал и вычленить из него самое важное, ему ещё надо переписать все необходимое от руки, что позволяет намного лучше запомнить информацию. Дело в том, что в отличии от печати или перечитывания, письмо от руки задействует намного больше зон мозга, что заставляет глубже концентрироваться на материале. Поэтому шпаргалка может и не пригодиться, а материал в голове - останется.
- Шпаргалка успокаивает морально. Да, можно весь вечер зубрить и повторять учебник, но шпаргалка, даже оставшаяся на столе дома, демонстрирует наличие этих знаний. Вот они все, выписаны, их можно ещё раз кратко повторить по пути на экзамен, дополнительно напомнить себе материал.
- Шпаргалка - готовый подготовительный материал. Когда на подготовку к экзамену отведено достаточно времени, то лучше создавать шпаргалку поэтапно по мере прохождения сложных тем, дополняя ее изученным материалом. В этом случае шпаргалка сама по себе может стать отличным конспектом для повторения. Вероятно, многие ученики видели советы наподобие “сделайте карточки”, “повесьте распечатки над столом”. Так вот, шпаргалка - это то же самое. Причем она содержит в наиболее удобном для школьника формате самые сложные темы, в которых он не уверен и боится забыть. Таким образом, готовые шпаргалки можно повесить над рабочим столом или регулярно проверять себя в паре с одноклассником или родителем.
КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ШПАРГАЛКУ
- Пишите от руки. Или рисуйте. Или чертите. Конечно, распечатанная шпаргалка будет выглядеть аккуратнее и шрифт в ней можно сделать мельче, и схема четче, но, как уже говорилось выше, написание от руки гораздо лучше помогает запомнить информацию. Оно включает в себя и зрительную, и моторную память, а в подготовке шпаргалок зачастую подключается ещё и креативность.
- Записывайте только самое важное. Экономьте место, не растекайтесь по древу, концентрируйте внимание. В каждом предмете есть ключевая информация: формулы, даты, имена персонажей. Как правило, менее важная информация по теме подтягивается в памяти вслед за ключевой, стоит только вспомнить.
- Составляйте шпаргалку постепенно, обновляйте её.
Попытка сделать шпаргалки к большому экзамену в последние дни - это такая же бесполезная затея, что и попытка вызубрить всё накануне. Попытаться можно, но вряд ли будет хороший результат. Выписывайте наиболее сложные темы на протяжении всего года, периодически перепроверяйте себя и дополняйте шпаргалки. Может быть, что-то удалось понять и эту шпаргалку можно выкинуть или несколько тем можно логично и коротко объединить в одну, а может быть, шпаргалка вся уже исписана дополнениями и лучше её переделать. Если вы готовитесь самостоятельно, то можно составить список тем в начале года и идти по ним, составляя шпаргалки.
- Используйте шпаргалки, но не полагайтесь на них полностью. Подглядывайте в них при выполнении домашних заданий и повторения изученного. Спрячьте их, когда дело дойдет до выполнения тестовых вариантов. А когда придёт пора экзаменов - оставьте их дома, ведь при такой подготовке с их помощью они вам не понадобятся. Если вы очень переживаете - договоритесь с сопровождающим вас на экзамен, что вы возьмете шпаргалки с собой, чтобы повторить по пути и отдадите ему перед входом на место экзамена.
Обнаружение у вас при себе шпаргалки в лучшем случае грозит удалением с экзамена и пересдачей в следующем году, в худшем же - фиксацией административного нарушения с последующим наказанием.
Полагайтесь на себя и свои силы, следуйте плану подготовки и помните: сданный на низкие баллы экзамен - это не конец жизни, оценки - это не вы сами.
Другие материалы «Клевер Лаборатории» о детях, школе и воспитании.