Найти тему

ХРИСТИАНСКАЯ профессия -СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ.

Оглавление

Сестры милосердия, ангелы земные,

Добрые и кроткие, грустные немного,

Вы, бальзам пролившие на сердца больные,

Вы, подруги светлые, данные от Бога.

Вам — благословение, сестры душ усталых,

Розаны расцветшие, там, на поле битвы,

И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,

Тихо принимавшие раненых молитвы...( Владимир Палей,

Крым. Июнь 1915 г.)

-2

Это одна из самых древних и, самых что ни на есть, христианских профессий.

Христиане древности добровольно посвящали себя уходу за больными и ранеными, часто это были женщины знатнейших фамилий и даже особы царского рода. В последствии они стали называться Сёстрами Милосердия.

-3

Историю сестёр милосердия обычно начинают от организаций неофициальных, но, тем не менее, очень важных.

В 11 в. в Европе стали появляться женские общины, участницы которых добровольно ухаживали за больными.

Олицетворением милосердия Средневековья стала принцесса Елизавета Тюрингенская. На её средства был построен госпиталь и приют для сирот и подкидышей, в котором работала и она сама.

-4

Имя Елизаветы Тюрингенской впоследствии получила община елизаветинок, а сама она была канонизирована.

Само понятие «Сёстры милосердия» появилось в XVII веке. В 1617 г. французский священник Викентий Поль организовал общину «Дочери милосердия».

-5

Ею руководила Луиза де Марийак, сподвижница Поля, которая занималась обучением сестёр.

Обычно в такие общины приходили девицы или вдовы. Они не были монахинями, не давали обетов, но несли определённое послушание и обычно одевались в религиозное облачение, а их работа приобретала характер служения.

-6

Возникновение сестричеств милосердия в России связывают с именем императрицы Марии Федоровны, которая в 1803 году учредила так называемые "Вдовьи дома"—общества милосердия, где обитали вдовы, часть из которых поступали в разряд «вдов сердобольных», призванных ухаживать за больными.

-7

А само движение Сестёр Милосердия в Российской империи появилось с 40-х годов XIX века. Тогда были основаны Свято-Троицкая и Никольская общины.

-8

В 1854 году великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную Крестовоздвиженскую общину Сестёр Милосердия.

-9

Вступить в неё могли женщины, готовые пройти серьезную медицинскую подготовку и приступить к работе в больницах и приютах.

-10

Пройдя курс обучения, дамы отправлялись на фронт, в ряды действующей армии на Крымскую войну. Врачебного персонала не хватало, и выдающийся хирург Николай Пирогов ждал помощи. Впоследствии он напишет о первых сестрах Крымской войны: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

-11

Сначала общество идею отправлять женщин на театр военных действий приняло с недоверием, сестры милосердия оказались выше всяких похвал . Они ухаживали за больными, помогали при операциях, следили за питанием и одеждой больных, утешали умирающих.

-12

В мирное время сестры милосердия трудились в больницах.

-13

В 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых – впоследствии его переименуют в Российское общество Красного Креста. На женские плечи легла тяжелая работа: дежурства у кроватей раненых, кормление, уход, перевязки, помощь врачам во время операций, а также ведение хозяйства при госпиталях. Жалование женщинам платили, но, как правило, вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину.

-14

Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились; некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, сыновьями и братьями.

Стали появляться и первые курсы для подготовки медицинских сестер.

-15

На реке Карповка,( проток Невы),отделяющей Петроградский остров от Аптекарского, рядом с Гренадерским мостом, по левую руку, прямо к набережной примыкают корпуса Первого Санкт- Петербургского Медицинского Университета им. Павлова.

-16

В сентябре 1897г. здесь впервые в России были открыты женские медицинские курсы, а затем начал работу первый женский институт, который на тот момент являлся единственным в мире учреждением, где женщины имели возможность получить медицинское образование.

-17

Традиции тех времён и поныне воспитываются в студентах этого учебного заведения: высокий профессионализм, самоотверженность, гуманность и милосердие.

-18

Поэтому, не случайно, на набережной Карповки в этом месте был установлен Печальный Ангел - выразительная скульптура Романа Шустрова, как памятник петербургским медикам,погибшим во время эпидемии COVID 19.

-19

В годы Первой мировой войны в России насчитывалось более 40 тысяч сестер милосердия, труд которых сложно переоценить. Им посвящали стихотворения и песни, а солдаты и офицеры уже после выписки отправляли «ангелам в белых платочках» трепетные письма со словами благодарности.

-20

Наверное, самыми известными в России сестрами милосердия стали императрица Александра Федоровна, и её сестра Елизавета Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна.

-21

Беспрецедентным поступком в русской истории стало решение императрицы Александры Федоровны работать вместе с сестрой и со старшими дочерями, Ольгой и Татьяной, сестрами милосердия, ассистировать хирургам при операциях.

-22

В лазарете августейшие особы без каких-либо привилегий выполняли функции согласно полученной квалификации: Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна – в отделении для низших чинов, Александра Федоровна – в отделении для офицеров. Это оказывало сильное мотивирующее воздействие на женщин и добавляло престижа работе в больницах и лазаретах.

-23

История

Елизаветы Фёдоровны Романовой - преподобной святой мученицы Елисаветы.

-24

Гессен-Дармштадтский дом подарил России двух дочерей. Младшая, Виктория Алиса, вышла замуж за Николая II и стала императрицей Александрой Федоровной, а средняя дочь, Елизавета Александра, став Елизаветой Федоровной, вышла за муж за Сергея Александровича, и получила любовь русского народа. 

-25

В 1864 году в живописном герцогстве Гессен, расположенном на юго-западе Германии, на свет появилась девочка, которой суждено было стать одной из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви, — немецкая принцесса

-26

Елизавета Федоровна (1864 – 1918) – старшая сестра последней российской императрицы , урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская – родилась 1 ноября 1864 г.в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Виктории.

-27

У великой княгини имелись еще две сестры: принцесса Прусская и принцесса Виктория Баттенбергская, впоследствии маркиза Милфорд-Хэйвен.

-28

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, росла в атмосфере любви, утонченности и строгой морали.С ранних лет Елизавету, обладающую ангельской красотой, острым умом и добрым сердцем, обучали не только литературе, истории, языкам, живописи, музыке, танцам и прочему, как и положено принцессе, но и приучали к труду, состраданию и помощи нуждающимся.

-29

Ее мать, великая герцогиня Алиса, с детства учила дочерей самостоятельности. Принцессы сами убирали свои комнаты, застилали постели, топили камин, а также самостоятельно одевались и приводили себя в порядок, прибегая к помощи прислуги лишь в крайних случаях.

-30

Семья была протестантской. Герцогиня Алиса верила не потому, что такова традиция и хороший тон, а потому, что была доброй и сердечной женщиной. Она верила делом: ходила в больницы, богадельни, приюты, и брала с собой старших детей. Элла с детства не просто знала, что есть бедные, одинокие и страдающие люди, она видела, как и чем можно им помочь и делала это.

-31

Именно эти благородные качества, взращенные в родительском доме, лягут в основу ее будущей подвижнической деятельности на благо России.

Говорят – все мы родом из детства. Елизавета писала:

«Дома меня научили всему»!

Но может быть, кто-то скажет: легко быть доброй и щедрой, когда ты принцесса. Легко любить, когда у тебя большая дружная семья и тебя все любят.

Действительно, настоящая вера и доброта проверяются в испытаниях. Нередко, в страшных.

Когда Элле было всего 9, семья пережила трагедию: на глазах у матери разбился насмерть трехлетний брат Эллы — Фридрих.

-32

Когда ей было 12, в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Эллы. Принцесса Алиса ухаживала за детьми и заразилась.

Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней и сама великая герцогиня, в возрасте 35 лет.

-33

В тот год детство Эллы закончилось.

Но горе не замкнуло сердце, а еще больше открыло его: мать, отдавшая жизнь своим детям, научила этому Эллу.

Она видела страдания отца, растерянность и одиночество младших сестер и братьев и всеми силами старался утешить и поддержать их.

-34

После смерти матери Элла и Аликс (будущая императрица российская, св. Александра) воспитывались в основном в Англии, у бабушки, королевы Виктории. Девочкам очень не хватало матери, обе были сильно привязаны друг к другу. Элла, как старшая, всегда по-матерински опекала маленькую Аликс. Продолжала делать это и в России, по крайней мере, пыталась.

-35

Но в семье Эллы был еще один родственник, сыгравший в ее жизни и судьбе, по словам самой принцессы, огромную роль. Это святая Елизавета Тюрингская (XIII в.), родоначальница рода герцогов Гессенских. Именно в ее честь и была названа будущая преподобномученица.

Эту святую, которая сегодня носит титул «Gloria Teutoniae» («слава Германии»), отличали удивительная сострадательность, деятельная любовью к людям и редкостная твердость духа.

-36

Несмотря на свое протестантское воспитание, юная принцесса Гессен-Дармштадтская горячо почитала свою святую покровительницу, не раз бывала в Марбурге, где покоятся ее мощи, и открыто высказывала пожелание хоть в малой степени уподобиться ее святости. Бог услышал ее молитву. В судьбе двух Елизавет немало поразительного сходства.

Святая Елизавета Тюрингская в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного принца, пережила гибель мужа, претерпела многочисленные насмешки и издевательства родных, отдав все свое состояние бедным, а потом закончила путь в добровольной нищете и болезнях. И при этом — светилась радостью и заражала ей всех вокруг.

-37

Слова ап. Павла

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»,

в жизни Елизаветы Тюрингской стали реальностью, а для ее прапра…правнучки — заветом.

-38

Красота внутреннего мира этой женщины чудесным образом сочеталась с красотой внешней.

Все знавшие ее восхищались красотой лица ее, равно как и прелестью души.

-39

Великая княгиня была высока и стройна. Глаза светлы, взгляд глубок и мягок, черты лица чисты и нежны. К прекрасной наружности добавьте редкий ум и благородное сердце.

-40

Елизавета приехала в Россию в 1884 году, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича – брата императора Александра III, четвертого сына Александра II. Это событие стало поворотным в ее жизни.

-41

Вступив в дом Романовых, Елизавета Федоровна, как ее стали называть в России, с головой погрузилась в новую для себя культуру и традиции. Она самозабвенно начала изучать русский язык, историю, искусство, проникаясь глубоким уважением к своей новой родине.

-42

Вовлечённая в благотворительную деятельность еще на родине, она не оставила ее и в Санкт-Петербурге. Петербургский период, кроме того, стал для нее периодом глубоких духовных исканий.

-43

Особенное место в ее сердце занимала православная вера. С переездом в Россию она начала изучать православие и, в конце концов, как свидетельствует одно из ее писем, пришла к выводу, что православная вера «является настоящей и истинной верой, сохранившейся неповрежденной спустя века, и продолжает оставаться такой же чистой, какой она была вначале».

-44

В 1891 году накануне Вербного воскресенья состоялся ее переход в православие.

Именно в православии она нашла ту истину, которая отвечала самым глубинным запросам ее души. Она приняла православную веру осознанно и искренне, о чем свидетельствуют ее слова:

«Я всё время молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой вере я могу найти настоящую и сильную веру, которую человек должен иметь».

-45

Переезд в Москву в связи с назначением великого князя Сергея Александровича генерал-губернатором стал началом активной благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны.

-46

С 1892 года по ее инициативе было основано Елисаветинское благотворительное общество, ставившее своей целью помощь брошенным детям.

По всей стране, как грибы после дождя, стали появляться приюты, которые дарили надежду на жизнь и счастливое будущее тысячам обездоленных малышей. К началу ХХ века число таких приютов достигло 240, раскинувшись по всей необъятной Российской империи. Елизавета Федоровна старалась участвовать в судьбе каждого ребенка, окружая его материнской заботой и любовью.

-47

Конец XIX — начало XX века были омрачены разгулом террора, развязанного революционерами-народниками. В 1881 году от рук террористов погиб очередной министр, и Елизавета Федоровна, потрясенная этим жестоким убийством, как и многие в то время, высказывалась за суровое наказание террористов, чтобы народовольцы не становились героями.

-48

Но когда горе коснулось ее лично, она нашла в себе силы простить. В 1905 году жертвой террористического акта стал уже ее супруг. Потрясенная горем утраты, Елизавета Федоровна проявила истинно христианское всепрощение, посетив в тюрьме убийцу своего мужа. Она дала ему иконку и сказала, что прощает его. После этой беседы заключенный зарыдал навзрыд.

«Я вас прощаю. Бог будет Судьёй между Князем и вами, а Я буду просить сохранить вашу жизнь» - сказала Елизавета Федоровна убийце своего супруга.

-49

В память о своем супруге Елизавета Федоровна на собственные средства основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия – уникальное для своего времени учреждение, сочетающее в себе черты монастыря и больницы. В этой обители женщины знатного рода не принимали монашеского пострига. Исполнив обеты, они возвращались к своей обычной жизни. Также они могли оставаться женами и матерями.

-50

Здесь сестры милосердия, вдохновленные примером своей настоятельницы, несли безвозмездную помощь больным, сиротам, бездомным и всем, кто нуждался в помощи и утешении. Сюда мог прийти абсолютно любой человек. Здесь кормили, одевали и лечили всех нуждающихся, а также помогали найти работу и обрести смысл жизни.

-51

Первая мировая война обрушила на Россию волну страданий. Тысячи раненых солдат нуждались в помощи, и в этот трагический час Елизавета Федоровна проявила истинное христианское милосердие. Она основала в Марфо-Мариинской обители не только духовный центр, но и госпиталь для раненых. Обитель Елизаветы Федоровны стала убежищем для сотен солдат, искалеченных войной. Здесь им оказывали не только медицинскую помощь, но и душевную поддержку.

-52

Великая Княгиня лично ухаживала за ранеными, не гнушаясь никакой работы. Она перевязывала раны, утешала страждущих, писала письма их родным. В ее лице солдаты видели не только представительницу царской семьи, но и истинную сестру милосердия, готовую разделить с ними боль и страдания.

Революция 1917 года перевернула жизнь России. Император отрекся от престола, к власти пришли большевики, начались гонения на царскую семью и дворянство. Елизавете Федоровне предлагали бежать за границу, но она ответила отказом, решив разделить судьбу своей новой родины. Ее призвание было здесь, с ее народом, в служении Богу и ближнему своему.

-53

В апреле 1918 года большевики арестовали великую княгиню и вместе с другими членами дома Романовых отправили в ссылку в глухой уральский городок Алапаевск. Даже в заточении Елизавета Федоровна и ее спутники не теряли духа. Они молились, пели церковные песнопения, поддерживали друг друга.

«Я не в экзальтации, дорогой друг. Я просто уверена, что Бог, который карает, есть в тоже время Бог, который любит. И если мы верим в жертву Отца, отправившего Сына на смерть ради нас и воскресение, наши бедные человеческие сердца и суетный разум переживут моменты, которые кажутся ужасными» - последнее письмо Елизаветы Федоровны.

-54

В ночь на 18 июля 1918 года узников Алапаевска живыми сбросили в шахту. Местные жители рассказывали, что еще несколько дней из-под земли доносились звуки молитв. Как выяснилось позже, Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на уступ, спасший ее от взрыва гранат, которые большевики скинули вслед за узниками. Впрочем, это не спасло ее от смерти, а лишь продлило ее страшные мучения. Тела убитых были обнаружены через несколько месяцев, когда Урал заняли белые войска. Из шахты глубиной около 60 метров с 8 по 11 октября были подняты алапаевские мученики.

-55

Когда позднее тела были извлечены из шахты, было обнаружено, что некоторые жертвы погибли практически моментально, а другие остались живы и после падения, умирая от голода и ран. Елизавета Федоровна умерла не сразу. Она, израненная и покалеченная, еще оказывала помощь упавшему рядом с ней князю Иоанну – куском своего апостольника она перевязала ему рану на голове.

Обе руки Елизаветы Федоровны были сильно сжаты, согнуты пальцы, ногти вонзились в кожу – так бывает, когда человек испытывает сильную боль.

В одной руке были зажаты два шнурка, на которых висели два мешочка с мелочами для умывания. Голова (глаза, нос) преподобномученицы были завязаны платком, свернутым в четыре слоя. На груди великой княгини Елизаветы Федоровны лежала икона Спасителя с драгоценными камнями, подаренная ей Александром III в день ее перехода в православие 13 апреля 1891 года.

Когда Белая Армия освободила Урал, тела мучеников были обнаружены и погребены в крипте храма Святой Елизаветы в Иерусалиме.

-56

Сегодня место гибели святых в Алапаевске стало местом паломничества. Люди приезжают сюда, чтобы почтить память мучеников, помолиться и попросить помощи у святой Елизаветы. Многие рассказывают истории о чудесных исцелениях, о помощи в трудную минуту, полученных благодаря молитвам к великой княгине.

Памятник в Алапаевске.

-57

Созданный скульптором Александром Кокотеевым, он открыт 29 июня 2017 г. близ Троицкого собора города – последнего храма, где мученица была перед казнью (ныне здесь – частица ее мощей). Святая представлена благословляющей. В ее левой руке – мученический крест и лилия.

-58

В 1981 году Елизавета Федоровна была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом, а спустя 11 лет – Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Как известно, причисление к лику святых царской семьи десятилетия вызывало дискуссии как в Русской, так в Зарубежной Церкви.

Но сомнений относительно святости прмч. Елисаветы не было практически никогда, ведь наличествовали все возможные основания для прославления:

-праведная жизнь, посвященная служению людям и Христу;

-мученическая кончина; ее убили одновременно как великую княгиню дома Романовых и как верующую, продолжавшую исповедовать Господа даже до самой кончины;

-нетление честных мощей, их благоухание;

-множество документально засвидетельствованных чудес.

Поэтому святая канонизирована: зарубежной Церковью – с 1981 г..Русской Православной Церковью – с 1992, как только это стало возможным с прекращением гонений на веру.

Всего церковь празднует память прмч. Елисаветы семь раз. Ее почитают:

11 октября – это день обретения честных останков;

5, 11 февраля – в составе Соборов святых Костромской земли и Екатеринбурга соответственно;

18 июля – день кончины;

кроме того, есть переходящие празднования святым Петербургским, Московским, а также Новомученикам и исповедникам Российским, среди которых чтится св. Елисавета.

Почитание Елизаветы началось сразу по кончине святой. Ее чтили православные русские эмигранты, да и в России, как ни замалчивали ее подвиг, ни очерняли ее имя в советские годы, память о преподобной сохранялась.

С 1990-х благодаря множеству книг, опубликованных писем, ее житие стало достоянием многих. А дела милосердия – нашли последователей.

-59

Фонд, посвященный памяти святой действует с 2010 г. Учредитель фонда – монахиня Евфросиния (Матвеева). Елизаветинский фонд:

1.Устраивает паломнические поездки по местам, связанным со святой;

2.Помогает детям-сиротам, как это делала она; особое внимание уделяется также паломничеству;

3.Усилиями фонда с 2012 г. дети-инвалиды из детских домой 6 раз посетили Святую Землю;

4.Создает фильмы о храмах, монастырях; к настоящему

времени их вышло уже 8.

-60

Елизавета Федоровна Романова – это не просто историческая личность, это символ милосердия, сострадания и жертвенной любви.

Ее жизнь и подвиг навсегда останутся в памяти русского народа как образец высокого духовного совершенства и преданности своей родине.

-61

За свои добрые дела и мученическую смерть великая княгиня стала святой преподобномученицей Елизаветой Федоровной

Память о ней продолжает жить в сердцах людей, вдохновляя на добрые дела и напоминая о том, что даже в самые темные времена любовь и милосердие способны осветить мир.

-62

Цитаты и высказывания Елизаветы Фёдоровны .

«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив»

«Чем выше мы пытаемся подняться, чем большие подвиги налагаем на себя, тем больше старается диавол, чтобы сделать нас слепыми к истине. Продвигаться вперед надо настолько медленно, чтобы казалось, что стоишь на месте. Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы должны прийти — с помощью Божией все возможно».

«Каждое доброе дело, я убеждена, следует за нами в мир иной и принимается Богом, чтобы омыть наши грехи».