Найти тему

то, чего не было в СССР

Оглавление

В сознании многих современных людей – независимо от того, жили они в СССР или нет – Советский Союз – это утопическая реальность, где все хорошо, сладко и естественно.. Неудивительно – люди любят ностальгию по прошлому, но не потому, что оно было беззаботным и красивым, а потому, что тогда прошло их детство и юность. И независимо от того, что произошло в прошлом, второй жизни не будет.. Кстати, подобное явление можно наблюдать и среди людей, живших во времена Большого террора – теперь мы знаем о концлагерях, ссылках и великих человеческих жертвах; Речь шла о том, чтобы затронуть почти каждую семью. Но в довоенный период молодые павшие вспоминают не тюремные машины во дворе, а то, как хорошо жилось до войны. Но восприятие и реальность — очень разные вещи. Сегодня мы поговорим о вещах, которых не было в СССР и почему их не было.

1. СВЕЖИЕ ФРУКТЫ И ОВОЩИ

Обычно ассортимент советских магазинов и рынков составляли простейшие фрукты: яблоки, груши, иногда гранаты или бананы. Из овощей можно б ыло найти картофель, морковь и лук.

Многое из этого уже было испорчено. Все эти причины можно отнести к плановой экономике. Система организации государственной экономики полностью игнорирует частный сектор, и вся экономическая деятельность и производство находятся под контролем государства. Государство - это тот, кто все планирует и дает рекомендации людям, которые в этом нуждаются, что им нужно и сколько они могут произвести, а не производители, поскольку на государстве лежит ответственность определять все свои процессы на основе конкретной рыночной ситуации. и предоставить необходимую информацию. Отсутствие на полках качественной продукции, которая интересует людей, вызывает путаницу и способствует отсутствию удобного для покупателя продукта.

2. РЕКЛАМА

Реклама, как правило, заключалась в рекламе чего-то или чего-то, что можно рекламировать или побуждать людей покупать это. На таком конкурентном рынке, как СССР, когда объем производства контролировали только заводы, в рекламе не было необходимости – и вся прибыль шла в государственную казну.

Поэтому рекламы в привычном нам сегодняшнем понимании не было. Вместо этого торговая реклама подавалась как инструмент идеологического воздействия на население.

3. КНИГИ

В 1960-1980-х годах наличие книг на полках лакированных «стенок» было таким же неотъемлемым атрибутом быта, как фарфор и ковры на стенах. Но книга книге рознь - в СССР издавали много скучной коммунистической литературы, которая была никому особо не нужна. Интересные книги вроде произведений Конан Дойля и Дюма были редкостью, их добывали. Например, сдавали 20 килограммов старых газет и получали талончик на «Трех мушкетеров» или «Шерлока Холмса». Также можно было купить книгу с нагрузкой. Например, книги братьев Стругацких продавали вместе с брошюрой о расцвете колхозов. Ещё одним способом получить хорошую книгу было оформить подписку на собрание сочинений классиков и в течение 2-3 лет получать книги серии. Некоторые издания, такие как «Мастер и Маргарита», ксерили на полуподпольных типографиях и продавали ксерокопии, но это была уже «запрещёнка».

-2


4. ДЖИНСЫ

Заветной мечтой советской молодежи были джинсы. В СССР их не производили, но, как и многое другое, их можно было сшить самим. Ткань, отдаленно похожая на джинсовую, продавалась в магазинах, модели можно было подобрать или нарисовать самостоятельно, вдохновившись советскими журналами мод. В 1980-е можно было достать болгарские джинсы. От суррогатов их отличали не только по лейблам, но и с помощью спички: нужно было поплевать на спичечную головку и поводить ею по брюкам, если на спичке оставалась краска, джинсы считали подделкой.

-3

5. ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА

До 1968 года советский народ просто не знал о том, что существует туалетная бумага, в СССР ее не производили. Она считалась «буржуйским излишеством». Совершенно естественно было брать с собой в уборную газету: если ее помять, она становилась вполне пригодной для использования. Когда появилась первая туалетная бумага, ее никто не покупал, советские граждане не понимали, что с ней делать. Тогда власти запустили масштабную рекламную кампанию: выпустили статьи и инструкции о принципах использования новинки. Вскоре туалетная бумага стала популярной и, следовательно, дефицитом. Каждому было положено в месяц по 10 тонких серых рулонов. Этого, конечно, было мало. Наравне с книгой и кофе, туалетная бумага стала хорошим подарком, например, к Новому году.