Найти в Дзене

02.01.1967. Операция "Боло"

К концу 1966 года атаки МиГов-21 на ударные самолеты становились все более опасными, но при этом северовьетнамские аэродромы все еще не входили в список разрешенных целей. Поэтому новый командир 8-го авиакрыла (8th TFW) полковник Робин Олдс, ас ВМВ (13 побед на Р-38 и Р-51), предложил идею - имитировав налет «Тандерчифов», затянуть МиГи в воздушный бой, а уцелевших отсечь от их аэродромов. Для участия в операции «Боло» была выделена почти сотня самолетов, в том числе 56 F-4С, 8 F-104 и 28 F-105. По плану, «западная» группа F-4C 8-го TFW с авиабазы Убон (Таиланд), ведущий Олдс, должна была пройти маршрутом «Тандерчифов», выдерживая профиль полета F-105-х, для большего сходства «Фантомы» несли контейнеры РЭБ QRC-160. С восточного направления планировался подход группы F-4C 366-го TFW с авиабазы Дананг (Южный Вьетнам). Расстановка сил предполагала проведения боя в районе Нойбай, а также перехват МиГов в случае их отхода на другие аэродромы, в том числе в Китай, причем при планировании операции исходили из данных, что максимальная продолжительность боевого вылета МиГ-21 составляет 55 минут. Из-за плохой погоды операцию пришлось перенести с 1 на 2 января. Но и в этот день из-за непогоды на маршруте в районе Хайфона бОльшая часть группы 366-го крыла была вынуждена вернуться. Всего из-за погодных условий, проблем с дозаправкой и отказов матчасти в назначенные районы от обеих групп вышли 32 F-4С, 4 F-104 и 20 F-105 (подавления ПВО), из которых в бой с МиГами вступили 12 F-4C. С вьетнамской стороны им противостояли 8 МиГ-21 (американцы насчитали 11 МиГов).

Самый знаменитый американский летчик войны во Вьетнаме Робин Олдс
Самый знаменитый американский летчик войны во Вьетнаме Робин Олдс

Обнаружив приближающиеся самолеты, вьетнамцы предположили, что их целью будет Ханой, и стали поднимать в воздух истребители 921-го иап. В 13:46 взлетело звено МиГ-21ПФЛ в составе Vũ Ngọc Đỉnh - Nguyễn Đăng Thuận, Nguyễn Đăng Kính - Bùi Đức Nhu, а в 13:55 - второе звено: Nguyễn Ngọc Độ - Đặng Ngọc Ngự, Đồng Văn Đe - Nguyễn Văn Cốc. Вся первая четверка и оба ведущих второй были вооружены ракетами Р-3С, а самолеты ведомых второго звена (Нгы и Кока) несли блоки НАР УБ-16-57.

Подготовка к вылету МиГ-21ПФЛ 921-го иап, аэродром Нойбай, 1966 год
Подготовка к вылету МиГ-21ПФЛ 921-го иап, аэродром Нойбай, 1966 год

В 14:00 первое звено F-4C 555-й TFS с позывным "Olds" появилось в районе аэродрома Фукйен (он же Нойбай). Район был затянут сплошной облачностью от земли до высоты 7000 фт. Звено прошло над аэродромом, затем развернулось, и Olds 3 обнаружил на радаре цель на дистанции 17 миль, которая быстро приближалась навстречу и прошла ниже "Фантомов", необнаруженная в облаках. Затем подошло звено F-4C 555-й TFS "Ford", и в 14:10 на экране БРЛС оператора Ford 3 появилась отметка цели на дистанции 10 миль, идущей навстречу на сверхзвуке. С расстояния 7 миль Ford 3 выпустил «Спэрроу» - ракета дважды чихнула дымом и ушла к земле с неработающим двигателем. Вторая AIM-7E, выпущенная на дистанции 3,5 мили, немного пролетела в сторону цели, а затем резко ушла вверх. Пара МиГ-21 прошла ниже звена Ford и повернула за звеном Olds. Третий МиГ-21 был замечен совсем рядом с Ford 3, американец вместе с ведомым ушли в облака, где пара распалась и покинула район. Ford 2 (Capt. Everett Raspberry / 1st Lt. Robert Western) сманеврировал, заставив этот МиГ проскочить вперед, а затем пошел за вьетнамцем в набор высоты. Расберри выпустил «Сайдуиндер» - ракета взорвалась рядом с форсажной камерой МиГа, который после этого скрылся в облаках и был засчитан сбитым.
В это же время Ford 1 заметил еще одну пару МиГ-21 и выпустил им навстречу 3 AIM-9B, чтобы отпугнуть. МиГи ушли вниз, и первая пара звена Ford вышла из боя. Получив предупреждение и обнаружив МиГи позади, звено Olds выполнило левый разворот и заметило еще одну пару МиГ-21, набиравших высоту. Экипаж Olds 1 (Col. Robin Olds / 1st Lt. Charles Clifton) выпустил 2 AIM-7E по ведущему МиГу, но вскоре после пуска дистанция стала меньше минимально допустимой, и захват сорвался. Olds 4 увидел, как один МиГ-21 быстро сблизился и «обстрелял из пушки» «Фантом» Olds 3. Полковник Олдс продолжил атаку ведущего МиГа и выпустил «Сайдуиндер», не надеясь на успех. Вьетнамский истребитель ушел от ракеты в облака, а его ведомый был обстрелян экипажем Olds 2 - 1st Lt. Ralph Wetterhahn / 1st Lt. Jerry Sharp выпустили 2 AIM-7Е с дистанции 6000-7000 футов. Первая «Спэрроу» не управлялась, но вторая взорвалась около стабилизатора МиГа-21, от самолета отлетели крупные обломки, и он перешел в плоский штопор.

Olds 4 Cаpt. Walter Radeker III / 1st Lt. James Murray III зашли в хвост МиГу, который все еще продолжал преследовать Olds 3, и Радекер выпустил AIM-9В. Результатом попадания «Сайдуиндера» стал взрыв в хвостовой секции, МиГ-21 перешел в падение и скрылся в облаках.
Олдс увидел в одной миле от себя набиравший высоту МиГ-21. Заняв позицию позади ниже МиГа и услышал четкий сигнал захвата тепловой ГСН, Олдс выпустил 2 AIM-9B, из которых за целью пошла только первая и взорвалась около корня крыла. Часть левого полукрыла оказалась оторвана и вместе с массой мелких осколков отброшена назад воздушным потоком, а неуправляемый самолет влетел в облака.

F-4C из состава 8th TFW, авиабаза Убон, 1967 год. 2 января 1967 года - "Фантом" экипажа Ralph Wetterhahn / Jerry Sharp
F-4C из состава 8th TFW, авиабаза Убон, 1967 год. 2 января 1967 года - "Фантом" экипажа Ralph Wetterhahn / Jerry Sharp

К месту боя подошло третье звено первой волны, 4 F-4С 433-й TFS с позывным «Rambler». У Olds 4 не вырабатывалось топливо из центрального бака, и первое звено покинуло район.
В 14:15 оператор Rambler 3 увидел в 6 милях справа МиГи, поднимавшиеся из облаков. Rambler 4 насчитал 6 МиГ-21: четверка и пара в 2-3 милях позади нее. Обнаружив «Фантомы», звено МиГов разделилось на пары. Rambler 4 (Maj. Philip Combies / 1st Lt. Lee Dutton) включил форсаж и пошел за ведомой парой МиГов. С дистанции 2-3 мили Комбис выпустил 2 «Спэрроу», у первой не включился двигатель, а вторая попала в цель, вызвав большой взрыв в хвостовой части МиГа, летчик которого мгновенно катапультировался. Rambler 1 и Rambler 2 атаковали ведущую пару звена МиГов, и в это время один из пары МиГов, шедших в отдалении, выпустил по ним «короткую очередь из пушки», стреляя под большим углом. Уклоняясь, пара «Фантомов» распалась, и экипаж Rambler 1 Cаpt. John Stone / 1st Lt. Clifford Dunnegan Jr продолжил атаку в одиночку, выпустив 3 AIM-7E с дистанции 1-1,5 мили. У первой не включился двигатель, вторая пошла точно к цели и взорвалась позади крыла МиГа - засчитан сбитым.
Maj Herman Knapp (Rambler 3) увидел МиГ-21, идущий ниже поперек его курса, пошел за ним на форсаже и с дистанции 1-1,5 мили выпустил две «Спэрроу». Первая ракета резко ушла вправо, вторая последовала за пикирующим МиГом, который скрылся из вида в облаках, но был засчитан вероятно сбитым, исходя из того, что захват сохранялся достаточно долго для попадания.
Преследуя МиГ, экипаж Rambler 2 1st Lt. Lawrence Glynn / 1st Lt. Lawrence Cary выпустил 2 AIM-7E. У первой «Спэрроу» не запустился двигатель, вторая ракета взорвалась над корневой частью крыла МиГ-21. Пролетев через обломки, «Фантом» получил легкие повреждения, а летчик МиГа был замечен спускающимся под парашютом. Затем Rambler 2 выпустил одну AIM-7E по следующему МиГу, но она прошла в 2000 футах впереди от цели.
Combies / Dutton выпустили «Спэрроу» по МиГ-21, находящемуся в вираже с большой перегрузкой в 2-3 милях от них. У первой ракеты не включился двигатель, вторая осталась на подфюзеляжном узле подвески. Комбис переключился на «Тепло» и выпустил 4 «Сайдуиндера» с расстояния 9000 футов. Первая ракета взорвалась справа выше от хвоста МиГа, вторая – справа ниже, попадание второй пары не наблюдалось, так как Комбис ушел, услышав в эфире: «F-4, не знаю твой позывной, у тебя МиГ на хвосте, отворачивай вправо!».
Rambler 3 выпустил одну «Спэрроу» по снижающемуся МиГу, но не увидел ее полет - вероятно двигатель ракеты не запустился. Впереди слева появился очередной МиГ-21, который выпустил по Rambler 3 «короткую очередь из пушки, а затем залп из 8-10 НАР». Кнапп заложил вираж и на скорости 1,1 Маха последним из звена покинул район. Когда к месту боя подоспели еще 4 звена «Фантомов», МиГов в воздухе уже не оставалось.

Вьетнамской описание гораздо лаконичней. Первое звено МиГ-21 вышло из облаков на высоте 3000 м в 43 км от аэродрома и обнаружило 4 F-4, приближающиеся со стороны Футхо. МиГи вышли в атаку, когда появилась еще одна четверка «Фантомов».
Ведущий звена Ву Нгок Динь включил форсаж и попытался атаковать F-4, но тот умело маневрировал, не позволив Диню занять положение для пуска ракет. Решив возвращаться на аэродром, Динь отвернул и сразу увидел позади выше пару «Фантомов», выпустившую ракеты. Маневрировать было слишком поздно, его МиГ-21ПФЛ б/н 4222 сильно тряхнуло, и он стал терять высоту. Ву Нгок Динь покинул неуправляемый самолет – в первый раз из своих трех катапультирований.
В это время Нгуен Данг Кинь пыталась преследовать звено F-4, замеченных ниже, но «Фантомы» увеличили скорость и ушли. Кинь попытался узнать, где находятся другие члены звена, но ему никто не ответил. Осматриваясь, он увидел позади 3 или 4 приближающиеся черные точки, и сразу же его МиГ-21ПФЛ б/н 4126 затрясло. Кинь понял, что сбит и катапультировался (во второй раз из трех).
Нгуен Данг Тхуан (б/н 4125) и Буй Дык Нью (б/н 4225) вступили в догфайт с несколькими «Фантомами», экипажи которых выпустили большое количество ракет, сбив обоих вьетнамцев, которые удачно катапультировались.

Второе звено МиГов сразу после выхода из облачности на высоте 3000 м повернуло в направлении противника. Первый номер звена Нгуен Нгок До обнаружил группу F-4 и F-105 на удалении 8 км, звено сбросило ПТБ, увеличило скорость и повернуло за противником (в 14:10 звено из 2 F-105F и F-105D наблюдало 2 МиГ-21, идущих параллельным курсом).
До атаковал ведущую вражескую пару и с 2000 м выпустил одну Р-3С. Почти сразу после пуска он почувствовал, что его МиГ-21ПФЛ б/н 4029 стал плохо управляться и перешел в скольжение, и До катапультировался. Оставшиеся 3 летчика  провели ожесточенный безрезультатный бой с «Фантомами» пока позволял запас топлива, а затем вернулась на Нойбай.

Всего американцы выпустили 30 ракет (18 AIM-7E и 12 AIM-9B) и заявили 7 сбитых МиГ-21 и 1 предположительно сбитый. Реальные потери составили 5 МиГ-21, все сбитые вьетнамские летчики успешно катапультировались и через несколько дней были допущены к полетам.