Из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа":
Четвёртая заповедь блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5,6)
Важное слово "справедливость"
Господь открывает нам новую добродетель, ещё одну ступеньку на лестнице, ведущей в небеса: справедливость. «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», то есть справедливости*. Понятие справедливости чрезвычайно важно. Ей посвящены тысячи книг. Для соблюдения справедливости существуют суды, полиция, тюрьмы. Во имя справедливости совершались революции и проливались реки крови. Все жаждут справедливости. «Справедливости!..» — взывает каждый человек, задыхающийся от чувства несправедливости. «Научитесь справедливости, живущие на земле» (ср.Ис. 26:9), — призывает нас Слово Божие.
*Архимандрит Епифаний здесь изъясняет слова Священного Писания, основываясь на буквальном значении слова "δικαιοσύνη", которое в русском синодальном переводе Нового Завета переведено как "правда". Δικαιοσύνη - 1) справедливость, законность, праведность 2) правосудие, судопроизводство 3) благодеяние. См.Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь, Том 1, М., 1958, стр 405 — Прим.пер.
Понятие справедливости
Но что такое справедливость? Справедливость имеет два значения: специальное и общее.
а) В специальном смысле справедливость — это равные права для всех людей; справедливость должна применяться ко всем без исключения людям, независимо от их расы, пола, положения, экономического или социального статуса и тому подобных различий. В этом смысле данное блаженство связано с предыдущим — кротостью. Кроткий человек не должен оставаться безразличным к несправедливости, которую он видит вокруг, но должен бороться за утверждение справедливости в мире. Безусловно, мы будем кроткими и терпимыми, когда задеваются наши личные интересы. Но когда мы видим, что права слабых людей попираются и правит несправедливость, мы должны реагировать и защищать справедливость. В таких случаях Священное Писание говорит: «пусть кроткий станет воином» (ср. Иоиль 3:11)**.
**В синодальном переводе отсутствует, в Елисаветинской Библии "кроткий да будет храбр" — Прим. пер.
Характерным примером справедливого человека был древний афинский стратег и политик Аристид. Однажды, когда проводилось голосование за его изгнание, к нему подошёл неграмотный крестьянин, не знавший его, и попросил написать на черепке имя «Аристид», желая его изгнания. Аристид с готовностью написал, хотя мог бы написать другое имя. Единственное, что он спросил: «Почему ты хочешь его изгнания? Чем он тебе не угодил?». Крестьянин ответил: «Ничем. Просто не могу больше слышать, как его называют “справедливым”» (см. Плутарх, Сравнительные жизнеописания).
Заповедь блаженства о алчущих справедливости также связано с следующим блаженством — милосердием. Господь хочет научить нас, что наше милосердие должно основываться на справедливости. Мы должны быть милостивы средствами, приобретёнными честным и справедливым путём, а не за счёт грабежей и несправедливости.
б) Но справедливость имеет и более широкое значение. Сначала нужно определить, что такое совершенная справедливость. До сих пор написаны тысячи законов в разных странах. Многие из них противоречат друг другу. Что такое совершенная справедливость? Есть ли она? Да, есть! Только она не человеческая; она не может быть человеческой, потому что каждое человеческое творение несовершенно. Совершенная справедливость — это справедливость божественная, которая исходит от самого Бога. Человек становится по-настоящему справедливым, когда верит в Бога и следует Его заповедям.
Совершенная справедливость, божественная справедливость, лежит в основе всех добродетелей. Святые отцы часто говорили, что справедливость — это основа всех добродетелей. Святой Иоанн Златоуст говорит, что справедливость есть всякая добродетель
Каждому человеку, особенно христианину, необходимо стремиться к справедливости. Не только для себя, но и для других, чтобы быть добрым примером и светом в этом мире. Ведь истинная справедливость — это не только человеческое качество, но и божественное.
Святые отцы показывают нам пример справедливой жизни. Они учат нас, что истинная справедливость включает в себя не только соблюдение человеческих законов, но и подчинение божественным заповедям. Истинно справедливый человек стремится к святости и праведности, живёт по законам Бога и является примером для окружающих.
Заключение
Справедливость — это важнейшая добродетель, к которой должен стремиться каждый христианин. Она включает в себя как соблюдение человеческих законов, так и подчинение божественным заповедям. Стремление к справедливости делает нас ближе к Богу и помогает нам стать настоящими христианами, светом в этом мире. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». (Мф.5,6) Пусть эти слова Господа будут для нас руководством в жизни и помогут нам стремиться к истинной справедливостих[8].
© Электронное издательство "Орфограф", 2024
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь