13 июля в американском штате Пенсильвания на предвыборном митинге Дональда Трампа на него было совершено покушение. Фотограф агентства Associated Press Эван Вуччи сделал фото, которое в считанные минуты после публикации разлетелось по всем мировым СМИ. На нём окровавленный Трамп на фоне американского флага поднимает вверх кулак. "Боритесь! Боритесь! Боритесь!" - казалось, что этот крик бывшего президента слышится с фото, настолько удачно фотограф поймал момент.
Фото опубликовали в субботу, а к вечеру воскресенья его купили у агентства 2327 раз: обычно наиболее часто используемую фотографию за неделю просматривают 700 или 800 раз, сообщили в Associated Press.
"Сегодня Дональд Трамп стал 47-м президентом США", - написал под этим снимком на своей странице в сети "Телеграм" шеф американского бюро ВГТРК Валентин Богданов. Сила запечатлённой на снимке эмоции была так велика, что это утверждение мгновенно стало общим местом. "Это уже одна из самых знаковых фотографий в американской истории - и я подозреваю, что она вернёт Дональда Трампа обратно в Белый дом", - написал в соцсети X британский журналист Пирс Морган.
Скорость современных СМИ тут же сделала снимок культовым. "С такими фотографиями на предвыборных плакатах не выборы выигрывают - с ними делают историю", - уверен Валентин Богданов.
Действительно, репортажное фото Вуччи, штатного фотографа информационного агентства, который просто был на рядовом редакционном задании, тут же встроилось в ряд снимков, которые не просто вошли в летопись искусства фотографии, а во многом написали мировую историю. Нравится нам это или нет, но для современного массового зрителя, у которого впереди анализа идут эмоции, историю давно пишут образы: картинка часто побеждает слово, невербальное часто эмоционально сильнее вербального.
Снимок Вуччи тут же сравнили с другим знаковым для американской истории кадром - "Водружением флага над Иводзимой" Джо Розенталя, сделанным в 1945 году. В них очевидна композиционная перекличка: кулак Трампа будто сжимает падающий американский флаг - почти так же, как его держат пятеро солдат на горе японского острова Иводзима.
"Когда Джо Розенталь делал своё фото, он, конечно, не предполагал, что создаёт какой-то знаковый кадр, как и другие авторы подобных снимков, которые вошли в историю мировой фотографии и стали иконическими. Это была просто мгновенная реакция фотографа. Но в истории бывают случаи, когда документ становится не просто свидетельством момента, а символом. Любой фотограф - это, прежде всего, человек с его человеческой реакцией, поэтому каждый его кадр - это мгновенное впечатление. Если это впечатление совпало с каким-то знаковым для истории моментом, оно со временем обрастает мифами и может определить образ этого момента на долгие годы", - Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.
Пойманная фотографом эмоция не устаревает
Несомненно, что все ставшие культовыми фотографии крайне удачны композиционно. Но также их объединяет ещё одно удивительное качество - замершая на них эмоция не устаревает с течением времени. Эти фотографии впечатляют любого, даже если он не знаком с контекстом и говорит на незнакомом автору снимка языке. Ольга Свиблова вспоминает ещё один кадр, ставший абсолютно культовым и который так же композиционно перекликается со снимком Розенталя - "Знамя Победы над Рейхстагом" Евгения Халдея. Хотя фотограф был вынужден смоделировать событие (он приехал в Берлин на следующий день после того, как советский флаг был водружён на крыше Рейхстага), его снимок стал самой тиражируемой фотографией Второй мировой войны и вошёл в список ста лучших фотографий мира всех времён по версии журнала Time. Вложенная в кадр энергия не устарела со временем: его делали на горящем Рейхстаге, с первыми встреченными фотографом у его стен солдатами, и с тем же риском погибнуть от случайной пули.
Ещё один яркий пример репортажного кадра, который сформировал универсальный образ и пережил своего автора - это портрет Че Гевары, сделанный фотографом Альберто Корда на траурном митинге. Его собственное воспоминание о моменте съёмки подтверждает, что во многом энергию снимка определяют пережитые самим фотографом эмоции: "Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нём был чёрный берет со звездой майора и кожаная куртка, застёгнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлён в бесконечность". Схваченный Корда всего двумя щелчками затвора фотоаппарата образ революционера стал важнейшим политическим и поп-культурным символом, обеспечив кубинскому повстанцу настоящее бессмертие.
Наталья Бабахина