«У дракона, знаешь ли, сердца нет! У дракона ярый огонь в груди. У дракона только один ответ: «Если можешь, девица, уходи!...» (Наталья Старынина)
За нитью Ариадны
Часто песни – спонтанные гости. Ты идёшь, будто за нитью Ариадны, по ассоциациям. И только потом осознаёшь глубинность, даже архетипичность созданного.
Наткнувшись на замечательное стихотворение Натальи Старыниной «Любить дракона» - тут же вдохновилась. Яркая история, навеянная Наталье фильмом «Он дракон», пробудила во мне музыку. В голове вырисовалась чёткая драматургическая линия, определились инструменты. Из стихотворения выделился яркий кусок, который обозначила припевом. Точно выстроились характеры, герои, их эмоции и даже темперамент. Будто кто-то «надиктовывал» и чётко прорисовывая общую картину пространства песни "Любить дракона" (стихи Наталья Старынина, музыка - Танита Раш)
Вначале сухие и одновременно гулкие звуки ударных, будто отголоски шаманского действа вводят в транс. Им вторит «закручивающая» линия нижнего регистра бас-гитары. И всё это лишь для того, чтобы создать устрашающую, даже нервозную атмосферу:
Не кричи ты, девица, не кричи,
Прокляни судьбу на опушке снов.
Пусть твоё сердечко стучит, стучит...
Он – дракон, и это сильней оков:
У дракона, знаешь ли, сердца нет,
У дракона ярый огонь в груди,
У дракона только один ответ...
Если сможешь, девица, уходи!
А потом реви ты в свою фату,
Да срывай с висков жемчуга белы,
Да отдай постылому красоту –
И не станешь горстью простой золы!
Или станешь? Холодом алтаря
Обжигает душу, но ты простишь...
Он – дракон! Ах, девица, но не зря
Ты вцепилась в лапы его... Летишь.
Кто же такой Дракон?
Удивительно, как наше подсознание или, возможно, древнее знание управляет творческим аспектом. Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Символика, мифология древности, архетипы – лежат в основе рождения любого значимого произведения. Именно этот пласт и воздействует на зрителя, слушателя.
Только после рождения песни «Любить дракона» пришло осмысление, почему реализована она была именно так, а не иначе.
Но, всё по порядку.
Вначале обратимся к символике.
Дракон. Этот «крылатый змей», что объединяет в себе змею и птицу, материю и дух. Один из самых сложных символов, имеющий часто противоречивые толкования.
Когда-то, на заре цивилизации, символика дракона была вполне благоприятной. Птица, что олицетворяла дыхание земли и Змея, что означала воды, дарующие жизнь – наполняли многоярусным смыслом понятие «дракона». Одновременно этот символ объединял земных представителей (королей, императоров) и небесных богов. Чуть позже присоединилась и природная стихия. С драконами стали ассоциировать благодатные дожди, что следуют за грозами, а также и негативные проявления, такие как молнии, наводнения.
Всё больше дракон обретал черты дуальности:
- инь-ян
- солярный-лунный
- добро-зло
Уже в самом драконе происходили: внутренняя борьба и трансформация; упорядоченность и хаос; пассивность и необузданность. Он сам становился переходом от мира непроявленного к миру сотворённому, где есть форма и материя. Двойственность стала его органичной частью: бог дождя, дарующий живительную влагу, и одновременно его же противник, не дающий дождю упасть на землю.
Отсюда переход «драконьей» символики и в сферу чувств, неосознанных желаний. Но об этом чуть позже.
Добро или зло?
Когда же произошло разделение самого символа дракона? Почему его внутренняя дуальность, вдруг стала внешней? Не в этом ли символе заложено само противопоставление культурного Запада и Востока?
На Западе - дракон разрушающая и злая сила. Мифическое чудовище со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучих мышей, раздвоенным языком и хвостом. В христианстве – символ смерти, тьмы и искусителя человека. В произведениях западного искусства дракон часто изображался поверженным у ног Архангела Михаила, или пронзённым копьём святого Георгия.
На Востоке же - дракон так и остался Силой Неба, несущей благо. Он символизирует космическую и сверхъестественную силу, мудрость, скрытое знание. В Китае - это существо, имеющее наибольшую духовную силу, символ жизни и света, знак императорской семьи. Японский иероглиф «Рю» (дракон) – означает ум, силу, энергию, выдающиеся способности, цельную натуру.
А что же в России?
На европейской её части дракон отождествлялся со змеем, проявлением зла. Считался эмблемой сил, противостоящих Святой Руси. Одновременно с этим на Дальнем Востоке он был символом скрытого знания, могущественной силой воды, несущей жизнь всему сущему.
В русских народных сказках прообраз дракона - Змей Горыныч. С ним боролся герой, чтобы противостоять злу и восстановить поколебавшуюся справедливость. Фактически русский Иван уравновешивал силы Запада-Востока.
Скрытая чувственность
Но вернёмся к песне и её истоку – фильму «Он дракон».
История в фильме: девицу отдают, как дань Дракону. Подобные истории не единожды встречаем в западноевропейской культуре, например, в мифах Древней Греции, в Средневековом романе «Тристан и Изольда», где после, обязательно, вступается Герой, чтобы убить дракона и спасти девицу из его лап.
А что же дальше? История трансформируется. Вспоминаем сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек», когда девица влюбляется в чудище. И здесь происходит то же самое. Царевне приходится пройти через преодоление страха, неприятия драконьего существа - к видению истинной «драконьей» сути. После чего он, Дракон, прежде бывший «злом и чудовищем», становится нежным, любящим и любимым.
А что же в песне "Любить дракона"?
Здесь пока всё «застыло» на непринятии драконьей сути.
Некая общность (обобщённое чувственное) стенает:
Не кричи ты, девица, не кричи,
Прокляни судьбу на опушке снов.
Пусть твоё сердечко стучит, стучит...
Он – дракон, и это сильней оков
Сама же девица и дракон лишь второстепенные персонажи, о которых говорится, к ним обращаются, но сами они не являются субъектами песни.
Лишь припев становится самой энергией Дракона. Здесь показана его внутренняя сила, неистовость, пугающая суть:
У дракона, знаешь ли, сердца нет,
У дракона ярый огонь в груди,
У дракона только один ответ...
Если сможешь, девица, уходи!
Еще один "драконий глас" появляется в проигрыше (повторяющийся, чуть "скулящий" звук фантазийного духового инструмента) . Скорее это голос одиночества. Так мог бы плакать Дракон...
Что скрывает Дракон?
О драконе ли эта история? И что в данной песне подразумевается под символом «дракона»?
- Чувство.
- Притяжение инь-ян. Их единение.
- Любовь.
Если рассматривать через эту призму, то история обретает совершенно иной смысл.
Есть те, кто пугают других: «Не люби! Не впускай в своё сердце никого! Иначе беда…» Сколько таких жизненных историй, когда на подступах к главному чувству мужчина и женщина (в которых тоже живут собственные драконы) - отступают, не решаются пройти через пламя (эмоций) и живительную силу воды (чувств)?
Впрочем, поиск скрытого смысла в произведениях - всегда интересен!
Послушайте. Найдите для себя нечто новое в песне "Любить дракона".
И полюбите Дракона!