Найти тему

Любить дракона?

Оглавление
Обложка к песне "Любить дракона", Танита Раш, 2023
Обложка к песне "Любить дракона", Танита Раш, 2023
«У дракона, знаешь ли, сердца нет! У дракона ярый огонь в груди. У дракона только один ответ: «Если можешь, девица, уходи!...» (Наталья Старынина)

За нитью Ариадны

Часто песни – спонтанные гости. Ты идёшь, будто за нитью Ариадны, по ассоциациям. И только потом осознаёшь глубинность, даже архетипичность созданного.

Наткнувшись на замечательное стихотворение Натальи Старыниной «Любить дракона» - тут же вдохновилась. Яркая история, навеянная Наталье фильмом «Он дракон», пробудила во мне музыку. В голове вырисовалась чёткая драматургическая линия, определились инструменты. Из стихотворения выделился яркий кусок, который обозначила припевом. Точно выстроились характеры, герои, их эмоции и даже темперамент. Будто кто-то «надиктовывал» и чётко прорисовывая общую картину пространства песни "Любить дракона" (стихи Наталья Старынина, музыка - Танита Раш)

Вначале сухие и одновременно гулкие звуки ударных, будто отголоски шаманского действа вводят в транс. Им вторит «закручивающая» линия нижнего регистра бас-гитары. И всё это лишь для того, чтобы создать устрашающую, даже нервозную атмосферу:

Не кричи ты, девица, не кричи,
Прокляни судьбу на опушке снов.
Пусть твоё сердечко стучит, стучит...
Он – дракон, и это сильней оков:
У дракона, знаешь ли, сердца нет,
У дракона ярый огонь в груди,
У дракона только один ответ...
Если сможешь, девица, уходи!
А потом реви ты в свою фату,
Да срывай с висков жемчуга белы,
Да отдай постылому красоту –
И не станешь горстью простой золы!
Или станешь? Холодом алтаря
Обжигает душу, но ты простишь...
Он – дракон! Ах, девица, но не зря
Ты вцепилась в лапы его... Летишь.

-2

Кто же такой Дракон?

Удивительно, как наше подсознание или, возможно, древнее знание управляет творческим аспектом. Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Символика, мифология древности, архетипы – лежат в основе рождения любого значимого произведения. Именно этот пласт и воздействует на зрителя, слушателя.

Только после рождения песни «Любить дракона» пришло осмысление, почему реализована она была именно так, а не иначе.

Но, всё по порядку.

Вначале обратимся к символике.

Дракон. Этот «крылатый змей», что объединяет в себе змею и птицу, материю и дух. Один из самых сложных символов, имеющий часто противоречивые толкования.

Когда-то, на заре цивилизации, символика дракона была вполне благоприятной. Птица, что олицетворяла дыхание земли и Змея, что означала воды, дарующие жизнь – наполняли многоярусным смыслом понятие «дракона». Одновременно этот символ объединял земных представителей (королей, императоров) и небесных богов. Чуть позже присоединилась и природная стихия. С драконами стали ассоциировать благодатные дожди, что следуют за грозами, а также и негативные проявления, такие как молнии, наводнения.

Китайский дракон
Китайский дракон

Всё больше дракон обретал черты дуальности:

  • инь-ян
  • солярный-лунный
  • добро-зло

Уже в самом драконе происходили: внутренняя борьба и трансформация; упорядоченность и хаос; пассивность и необузданность. Он сам становился переходом от мира непроявленного к миру сотворённому, где есть форма и материя. Двойственность стала его органичной частью: бог дождя, дарующий живительную влагу, и одновременно его же противник, не дающий дождю упасть на землю.

Отсюда переход «драконьей» символики и в сферу чувств, неосознанных желаний. Но об этом чуть позже.

-4

Добро или зло?

Когда же произошло разделение самого символа дракона? Почему его внутренняя дуальность, вдруг стала внешней? Не в этом ли символе заложено само противопоставление культурного Запада и Востока?

На Западе - дракон разрушающая и злая сила. Мифическое чудовище со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучих мышей, раздвоенным языком и хвостом. В христианстве – символ смерти, тьмы и искусителя человека. В произведениях западного искусства дракон часто изображался поверженным у ног Архангела Михаила, или пронзённым копьём святого Георгия.

Бернат Марторель. Святой Георгий и Дракон. 1434-1435 гг.
Бернат Марторель. Святой Георгий и Дракон. 1434-1435 гг.

На Востоке же - дракон так и остался Силой Неба, несущей благо. Он символизирует космическую и сверхъестественную силу, мудрость, скрытое знание. В Китае - это существо, имеющее наибольшую духовную силу, символ жизни и света, знак императорской семьи. Японский иероглиф «Рю» (дракон) – означает ум, силу, энергию, выдающиеся способности, цельную натуру.

Традиционная роспись. Китай
Традиционная роспись. Китай

А что же в России?

На европейской её части дракон отождествлялся со змеем, проявлением зла. Считался эмблемой сил, противостоящих Святой Руси. Одновременно с этим на Дальнем Востоке он был символом скрытого знания, могущественной силой воды, несущей жизнь всему сущему.

В русских народных сказках прообраз дракона - Змей Горыныч. С ним боролся герой, чтобы противостоять злу и восстановить поколебавшуюся справедливость. Фактически русский Иван уравновешивал силы Запада-Востока.

Николай Рерих. Победа. Змей Горыныч
Николай Рерих. Победа. Змей Горыныч

Скрытая чувственность

Но вернёмся к песне и её истоку – фильму «Он дракон».

История в фильме: девицу отдают, как дань Дракону. Подобные истории не единожды встречаем в западноевропейской культуре, например, в мифах Древней Греции, в Средневековом романе «Тристан и Изольда», где после, обязательно, вступается Герой, чтобы убить дракона и спасти девицу из его лап.

Иллюстрация. "Тристан и Изольда"
Иллюстрация. "Тристан и Изольда"

А что же дальше? История трансформируется. Вспоминаем сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек», когда девица влюбляется в чудище. И здесь происходит то же самое. Царевне приходится пройти через преодоление страха, неприятия драконьего существа - к видению истинной «драконьей» сути. После чего он, Дракон, прежде бывший «злом и чудовищем», становится нежным, любящим и любимым.

А что же в песне "Любить дракона"?

Здесь пока всё «застыло» на непринятии драконьей сути.

Некая общность (обобщённое чувственное) стенает:

Не кричи ты, девица, не кричи,
Прокляни судьбу на опушке снов.
Пусть твоё сердечко стучит, стучит...
Он – дракон, и это сильней оков

Сама же девица и дракон лишь второстепенные персонажи, о которых говорится, к ним обращаются, но сами они не являются субъектами песни.

Лишь припев становится самой энергией Дракона. Здесь показана его внутренняя сила, неистовость, пугающая суть:

У дракона, знаешь ли, сердца нет,
У дракона ярый огонь в груди,
У дракона только один ответ...
Если сможешь, девица, уходи!

Еще один "драконий глас" появляется в проигрыше (повторяющийся, чуть "скулящий" звук фантазийного духового инструмента) . Скорее это голос одиночества. Так мог бы плакать Дракон...

Что скрывает Дракон?

О драконе ли эта история? И что в данной песне подразумевается под символом «дракона»?

  • Чувство.
  • Притяжение инь-ян. Их единение.
  • Любовь.

Если рассматривать через эту призму, то история обретает совершенно иной смысл.

Есть те, кто пугают других: «Не люби! Не впускай в своё сердце никого! Иначе беда…» Сколько таких жизненных историй, когда на подступах к главному чувству мужчина и женщина (в которых тоже живут собственные драконы) - отступают, не решаются пройти через пламя (эмоций) и живительную силу воды (чувств)?

Впрочем, поиск скрытого смысла в произведениях - всегда интересен!

Послушайте. Найдите для себя нечто новое в песне "Любить дракона".

И полюбите Дракона!

Танита Раш, 2024