Что приходит вам в голову, если вы слышите название Сейшельские острова? Раньше, до своей поездки в этот регион, я вспоминала, что это самые дорогие острова мира, куда местные власти искусственно, с помощью высоких цен, ограничивают въезд для туристов. Затем в голове всплывали гигантские черепахи и самые большие в мире растительные плоды Коко де Мер в форме женских попок. Но поскольку слово «искусственный» всегда вызывало у меня недоверие, то я считала, что целью подобных ограничений является строительство очень дорогих отелей для раскрутки на эксклюзив богатеньких Буратин.
И будто в подтверждение этой мысли в самолете рядом со мной уселась типичная для престижных курортов российская парочка — папик с пузом и блондинка с длинными наращенными волосами, наращенными ресницами, стразами на ногтях, «стильной» сумкой через плечо и в дорогом спортивном костюме.
Но на деле сейшельский отдых оказался намного более разнообразным, чем я себе представляла. В тусовочном Бо Валон центрального острова Маэ можно оттянуться в стиле Таиланд/Бали. Для этого на букинге необходимо заранее забронировать недорогие апартаменты, на пляже питаться местными take away за 375 рублей (большие порции — можно на двоих — рыба/мясо + гарнир), а между красивейшими пляжами перемещаться на автобусе за 35 рублей/поездка с пересадкой на автовокзале.
Можно поселиться в дорогих сетевых отелях, где вашими соседями будут мужчины, предпочитающие нарядных девушек в фигурных купальниках с рюшами на плече.
Если вы умеете управлять парусными судами или знаете людей, которые управляют парусными судами, то на яхте легко доберетесь до соседних островов. Мы своей командой из десяти человек дошли от Маэ до островов святая Анна, Ла Диг, Праслин, Большая и Маленькая сестры и Фелисите. И тогда, преодолев под парусом расстояние в 33 мили, вы встанете на якорь в 150-200 метров от берега, вплавь доберетесь до безлюдного пляжа и будете полдня валяться на идеальном песке, вблизи идеальных волн в статусе «что же может быть лучше».
Ну и наконец, если Вы занимали когда-то должность премьер-министра Великобритании, как Тони Блэр, то сможете приехать и поселиться в семи-звездочном отеле частного острова Фелисите и попробовать один из лучших в мире дайвингов (крупняк!) соседнего острова Коко (Ile Cocos).
На Сейшелах установлены три государственных языка: английский, французский и креольский (на основе французского). На Сейшелах левостороннее автомобильное движение. Государство считается безопасным, а уровень жизни населения — высоким. Температура воздуха +29, воды + 29, не сезон отсутствует. Красивейшие пляжные валуны, например, те, что расположены на самом фотогеничном (или фотографируемом) пляже мира Source d’Argent, появились в результате тысячелетнего воздействия ветра и воды на гранит. Сейшельский гранит считается самым древним в мире, а песок на пляжах — самым мелким в мире и используется при изготовлении песочных часов (вероятно, тоже самых дорогих в мире).
Сейшельские острова состоят из внутренних (гранитных) и внешних (рифовых) островов. Географически эти острова относятся к Восточной Африке и расположены на четырех градусах южной широты, примерно в 1000 километрах от Мадагаскара, где периодически случаются вспышки чумы, и в 1300 километрах от Сомали, откуда все еще исходит угроза пиратства.
Впрочем, сами по себе Сейшелы также длительное время считались центром пиратства, на что есть веские причины: комфортный климат, источники питьевой воды, изобилие пищи, множеством укромных бухт на пересечении торговых путей и древесина для починки кораблей.
Подтверждением этому служит и одно из самых известных мест столицы Виктории — пиратское кладбище, где, в частности, похоронен легендарный пират Жан Франсуа Одуль. Его быстроходный корабль в XVIII веке был грозой иностранных судов на пространстве всего Индийского океана и, как пишут некоторые источники, за период с 1793 по 1797 года им было захвачено и разграблено более двух тысяч британских торговых судов. Но в те времена его считали морским Робин Гудом, поэтому на могильной плите и сейчас можно прочитать: здесь лежит Жан-Франсуа Одуль, бывший капитан корсаров, даты жизни, Il fut juste (он был справедлив). Корсар Одуль был не просто справедлив, он начал свою карьеру с работорговли, а закончил местным мировым судьей. Такие времена, такие места.
Но следует отметить, что пиратство в XVII-XVIII веках часто носило полулегальный статус. Имевшие специальную грамоту пираты или корсары (фр. corsaire, нем. kaper, англ. privateer) отстегивали часть своей выручки королевским дворам, которые, в свою очередь, в случае поимки корсаров, были как бы ни при чем. Пишут о том, что деятельность этих пиратов приносила такую прибыль, что учитывалась в бюджете государства. Французский король получал четверть, а в некоторых случаях и треть добытого богатства. Вооруженные суда корсаров захватывали не только купеческие корабли страны-противника, но и суда нейтральных государств. В течение своей истории Сейшелы находились как под французами, с 1756 года и до победы над Наполеоном, так и под британцами — до обретения Сейшелами независимости в 1976 году.
А вот еще одно историческое событие, про которое я узнала из местной туристической газеты. Считается, что на главном острове Сейшел Маэ спрятан один из самых больших кладов за всю историю пиратства. По легенде пират по имени Оливье Левассёр перед тем, как его повесили (этот, судя по всему, не был справедлив) крикнул в толпу «Найди мои сокровища, кто может!» и кинул в толпу криптограмму (шифрованное сообщение) с местонахождением богатств. Несмотря на постоянные и активные поиски хоть каких-нибудь сокровищ, единственным официально найденным кладом на Сейшелах считается находка 1911 года, состоящая из 107 серебряных монет, нескольких вилок и ложек, двух пряжек от башмаков и боцманского свистка (все украдено до нас!).
О чем еще рассказывают сейшельские новостные ресурсы? Считается, что первыми эти острова обнаружили арабские мореплаватели в IX веке. Поэтому самый известный сейшельский атолл, имеющий коралловое происхождение, носит арабское название Алдабра, что переводится как Скала. Так вот, все гигантские сейшельские черепахи, являющиеся самыми большими наземными черепахами в мире, на самом деле родом с Алдабры. Просто в более поздние времена они распространились и на другие острова Сейшел, став в результате одним из их символов. Атолл в действительности представляет собой два острова с гигантским озером между ними, его общий размер — 34 км. в длину на 14,5 км. в ширину. В Алдабре обитает порядка 150 тысяч этих земноводных. Но увидеть живьем эти уникальные места очень сложно, поскольку это особо охраняемая природная зона в составе ЮНЕСКО, сюда крайне сложно и долго добираться, да и негде остановиться.
Но вернемся к современной жизни Сейшельских островов. Сейчас в этой стране проживает всего-навсего 98 тысяч человек, по-видимому, потомков тех самых французов-корсаров и негров-рабов, пригнанных сюда для работы на плантациях. Источником нынешнего финансового благополучия сейшельцев, начиная с 1972 года (строительство аэропорта), является туризм и, на мой взгляд, грамотная бизнес-схема. Результатом сильно задранных цен стало то, что местная экономика, получая довольно высокий доход, не требует особых вложений в инфраструктуру. В частности, за исключением одного небольшого участка двухполосной трассы в аэропорт, даже на центральном острове Маэ очень узкие дороги, где с трудом разъезжаются машины с автобусами. Туристы же в обмен на высокие цены, раза в два превышающие московские, получают … отсутствие туристов.
Но Сейшелам большое число туристов не нужно и по другой причине. Собственно, это то, на чем строится их репутация: десятки эндемиков, уникальных растений и животных, существующих там со времен динозавров. На Сейшелах сохранились «парки юрского периода» такие, как Майская долина, где небо закрывают огромные трехметровые листья тех самых Коко де Мер. В долине насчитывается четыре тысячи пальм, живут они до 800 лет, из которых пару десятков лет не могут определиться с собственным полом, в высоту достигают 45 метров, а их женские плоды-попки весят до двадцати килограмм. Считается что этот вид пальм появился в этой долине 80 млн лет назад, при том, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад.
Также в Майской долине, например, можно обнаружить под ногами невиданные плоды Vakwa Parasol, напоминающие головы райских птиц с оранжевым клювом. «Вакву» назвали «пляжным зонтиком» из-за формы её кроны, а помимо необычных плодов эти панданусы в нижней части ствола имеют толстые отростки, корни-ходули, которые служат им то ли, для дополнительной опоры, то ли для того чтобы дать деру в случае падения на них плодов Коко де Мер:). В общем, чтобы охранять все это прекрасное прошлое планеты, уже в самолете от вас потребуется ответить на следующие вопросы: не посещали ли вы за последние двадцать один день страны Африки, Южной Америки или Юго-Восточной Азии; нет ли у вас кашля, лихорадки, боли в груди или рвоты; не везете ли вы с собой какие-либо растения и животных, any product of animal or plant origin?
Вы спросите, кто отправляется в такие дальние поездки, в незнакомые места, с незнакомыми людьми и фрилансерами-организаторами, конечно, если Вы — не Варламов или Артемий Лебедев. Со мной рядом оказались очень интересные и интеллигентные люди, немного adventurers или пожелавшие испытать, adventurers они или нет. Но больше всех я запомнила одну девушку.
В моем what’s app она по-прежнему записана как Ксю-Ксю-Куку. Ксения жила в Петербурге и по её утверждениям очень любила читать философские трактаты XIX века, например, «Душа и тело». Она писала пьесы для театра и романы, которые собиралась печатать самостоятельно (зачем же делиться прибылью с издателями). Какое-то время назад Ксения работала стюардессой, а в период нашего путешествия трудилась коммерческим директором в транспортной компании (все-таки кто-то ее туда устроил). Параллельно с работой Ксения училась в Институте культуры. Также еще одним её увлечением было обучение «фигурным мотогонкам» после того, как она насмотрелась эти соревнования то ли на чемпионате мира, то ли на чемпионате России. Любимыми фразами Ксю в общении с нашими девушками постарше были: «Вы не понимаете меня, мы из разных поколений». «Я люблю читать Байрона и Шекспира, а современных писателей я не знаю». Те тролили её в ответ.
Когда она писала сообщения в общем чате, то выглядели они так: «💃💃💃ПоМнЮ ОлЬгА ПыТаЛаСь РоМу На ПуТь ИсТиНнНыЙ НаСтАвИтЬ😇😇😇РоМа, ВдЫхАй ГлУбЖеЕе КрЕоЛьСкИйЙ 🎷🎷🎷ДуХхХ», «🔥🔥🔥Я ЗаВтРа На ПеТрОпАвЛоВкЕ НыРяЮ Ф КрЕщЕнСкУю ПрОрУбЬьЬ - ЕсЦь СмЕлЬчАКкИиИ 🕳🚿🕳🚿🕳🚿», «🐥🐥🐥Рома? Ты ЖиВвВ... 🕸🕷🕸🕷🕸🕷ТеБя Не С'еЛи МеСтНыЕ АбОрИгЕнНнЫ🎊🎊🎊».
Все же как много у нас девушек, которые мечтают быть эндемиками.
Ну и наконец немного о местном населении, которое на Сейшелах очень красивое по причине смешения рас и сказочно ленивое из-за климата. Поскольку в подобных местах невозможно думать о чем-то серьезном или создавать новое, то не похоже, чтобы столь прекрасная земля родила каких-нибудь известных ученых или художников (судя по местным галереям современного искусства, не родила). В одном из таких мест из любопытства я спросила, не продается ли у них их рекламный стол? Во всяком случае он вызвал у меня гипотетический интерес, в отличии скажем от непосредственно предметов искусства. В ответ куратор выставки только рассмеялась.
С друзьями в самых разных местах мы периодически спрашивали продавцов или барменов, есть ли у них мороженое, один раз я даже засекла время реакции. Раз, два, три, через три секунды пришел ответ: да...
Как-то раз на Маэ, уже в конце своего путешествия, я наблюдала, как местный Боб Марли, real friendly, предложил туристу свой недокуренный бычок. А другой чувак наоборот: подошел ко мне и попросил недоеденную печеньку… Девушка в СПА-центре неземной креольской красоты в один из дней жаловалась мне на тяготы своей жизни — одно и то же, одно и то же, постоянная жара (все те же +29 воздуха и +29 воды), невыносимая красота девушки, невыносимая красота природы, долго невыносимая.
#сейшелы #seychelles #эндемики #пираты #Маэ #Виктория #яхта #отдых #путешествия #литература #события #общество