Ранее, еще в 2022 году, я выступал на пятнадцатой общероссийской научно-практической конференции "Инновационные технологии и технические средства специального назначения", где представил труды моей статьи.
Уже в 2023 году статья была опубликована в сборнике и входит в РИНЦ. Тем не менее я считаю, что на момент 2024 года статья актуальна и практически полезна. Поэтому ниже будет представлен ее полный текст (за исключением списка использованных источников):
На данный момент, претензионную работу в различных сферах экономической деятельности внутри Российской Федерации, необходимо рассматривать, как инструмент оперативного решения задач организации в обеспечении. Такую актуальность подчеркивают, например, Заевая О.В. и Антонова Н.А. в их статье «Претензия как средство защиты нарушенных прав»: «Претензионный порядок, как порядок досудебного урегулирования споров, на современном этапе развития нашей страны является актуальным и наиболее востребованным. Это обусловлено наименьшими затратами и относительно большей скоростью разрешения спора, тем более в условиях высокой загруженности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Также Пустовалова И.Н., Валеева И.А. и Найденова Н.А. в статье «Внесудебные механизмы разрешения споров» отмечают «Альтернативный инструментарий разрешения споров», в который относят и претензионный порядок.
Если внимательно рассматривать Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ‒ 44-ФЗ) то стоит обратить внимание, что конкретных требований, разъяснений или обязанностей по отношению к заказчику касательно претензионной работы нет. Но важно учитывать статью 12 «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок», суть которой сводится к тому, что заказчик несёт ответственность за исполнение государственных контрактов. Более того, в данной статье говорится о персональной ответственности за обеспечение результативности государственных нужд должностными лицами заказчика.
Претензионная работа при её необязательности с точки зрения 44-ФЗ, является важным инструментом управления исполнением государственных контрактов для заказчика, который используя её, может однозначно определить, что осуществил возможные мероприятия для выполнения государственных нужд при запросе и проверках контрольных органов.
Для понимания, чем является претензионная работа необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства», в котором содержится следующие определение: «Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке (пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ, часть 4 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ, часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее ‒ АПК РФ). Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений (статья 2 ГПК РФ, пункт 6 статьи 2 АПК РФ)».
Из данного определения можно сказать, что претензионная работа ‒ это досудебное урегулирование между сторонами спора. Если развивать данное понятие дальше в сторону сферы государственных закупок, то со стороны заказчика управление претензионной работой - это деятельность заказчика, направленная на обеспечение выполнений условий контракта со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя в досудебном порядке и с целью повышения результативности и эффективности государственных закупок.
Для построения грамотной претензионной работы необходимо составить алгоритм, который наглядно отображен на рисунке 1.
Выявление неисполнения условий контракта, это первый шаг начала претензионной работы. Для этого необходимо, что бы должностное лицо отслеживало исполнение условий контракта, например, сроков поставки. После этого, тоже должностное лицо или юридический отдел готовят уведомление для поставщика, исполнителя, подрядчика, о неисполнении условий контракта, в случае со сроком поставки, это будет уведомление о начале просрочки. Это действие необходимо, чтобы минимизировать сроки, за которые будут исполнены обязательства, что важно для заказчика, а для поставщика это может снизить сумму штрафов и пеней. Также уведомление исполнителя, будет служить в качестве доказательства, что заказчик ответственно относится к исполнению государственных контрактов для обеспечения государственных нужд.
Следующий этап претензионной работы происходит после исполнения условий контракта. Заказчик готовит досудебную претензию и направляет ее поставщику. В зависимости от реакции поставщика, подрядчика, исполнителя возможны следующие пути развития:
1. Поставщик, исполнитель, подрядчик оплачивает претензии заказчику, после чего заказчик оплачивает контракт, на чем заканчиваются обязательства сторон;
2. С 1 октября 2022 года в Единой информационной системе появился функционал, позволяющий заказчику удержать сумму претензии из оплаты контракта;
3. Заказчик может удержать сумму претензии из обеспечения контракта, если таковое было предусмотрено контрактом, и данное обеспечение была направлено заказчику в денежной форме;
4. Взыскать сумму претензии в судебном порядке.
Первый путь развития наиболее удобен для обеих сторон, так как после оплаты претензии, а затем и оплаты контракта, стороны исполняют обязательства без разногласий и других тяжб. Чаще всего это происходит при небольших суммах претензии, когда исполнителю проще её оплатить, чем оспаривать в суде.
Второй и третий пути возникают в том случае, если поставщик, подрядчик или исполнитель не реагирует на досудебную претензию, тогда заказчик, используя функционал ЕИС, удерживает сумму претензии из оплаты или обеспечения контракта. Данный вариант развития претензионной работы заканчивает ее, если поставщик пассивен и не заинтересован в удерживаемых суммах.
Четвертый путь развития, а именно судебный порядок, случается в двух случаях: поставщик изначально не согласен с досудебной претензией и обращается в суд для её оспаривания, а также в случае, когда Заказчик удержал сумму претензии из оплаты или обеспечения контракта из-за отсутствия реакции исполнителя, и при обнаружении меньшей оплаты исполнитель обращается в суд.
В любом случае заказчику необходимо вести данную претензионную работу, так как это отражено в «принципе ответственности за результативность», а также позволяет заказчику вернуть часть средств, затраченных на закупки. Исходя из этого, заказчику нужно грамотно построить процесс ведения претензионной работы. С этой точки зрения важно наладить взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц, разработать методику и инструкции для персонала, а также контролировать ведение претензионной работы.
Можно выделить следующие структурные подразделения, которые должны быть в постоянном взаимодействии касательно претензионной работы (рисунок 2).
На рисунке 2 видно, что все четыре перечисленных структурных подразделения должны работать в полном взаимодействии. Это необходимо для наиболее корректных с юридической точки зрения документов и расчетов претензий исходя из фактических результатов неисполнения контракта, а также для учета экономической целесообразности скорости работы над тем или иным случаем.
В этой связи важно, чтобы в организации были широко распространены и применяемы цифровые технологии связи и управления. С такой точки зрения, для достижения наибольшего экономического эффекта от управления претензионной работой руководителю рекомендуется собрать «претензионную» группу из должностных лиц структурных подразделений.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление претензионной работой исполнения государственных контрактов является инструментом управления для организации в целях получения дополнительных денежных средств за счет получения сумм претензий и ускорения исполнения обязательств по контрактам со стороны контрагента. При этом управление претензионной работой исполнения государственных контрактов будет отвечать принципу ответственности заказчика в сфере государственных закупок