Найти тему

Разбор архетипов Таро в личности главной героини фильма «Любовь и голуби»

Здравствуйте!

На прошлой неделе я предложила вам угадать, какой аркан Таро соответствует личности героини из известного отечественного фильма (ссылка на задание в конце статьи). Я благодарю всех, кто принял участие в этом задании! Вы дали замечательные ответы, которые натолкнули меня на множество дополнительных размышлений.

А теперь давайте разберем архетипы, присутствующие в образе киногероини Надежды. Их несколько, потому что ни вымышленный, ни реальный персонаж не может обладать чертами лишь одного архетипа. Он всегда будет сочетать в себе несколько архетипов - в разных пропорциях и вариантах. Но какой-то один будет все же превалировать над остальными.

Основной аркан Надежды – Императрица.

Носительницы архетипа Императрица наделены готовностью к самоотдаче, но и стремлением все контролировать, полновластно управлять своей маленькой домашней империей.
Носительницы архетипа Императрица наделены готовностью к самоотдаче, но и стремлением все контролировать, полновластно управлять своей маленькой домашней империей.

Многие комментаторы высказали предположение, что характеру героини соответствует та или иная Королева, и это во многом соответствует истине. Женщина-Императрица может быть разной, поскольку в ней воплощены архетипы всех четырех Королев Таро. Она может поочередно «включать» в себе то одну, то другую, выбирая присущий им тип поведения в зависимости от ситуации.

Императрица может быть активной, темпераментной и страстной, как Королева жезлов. Или представать в образе мягкой, доброй и всепрощающей Королевы кубков. Но легко может обернуться и противоположной стороной, в один миг превратившись в гордую, холодную и надменную Королеву мечей. Вся эта противоречивая и изменчивая женская природа является сутью архетипа Императрицы.

На мой взгляд, в рассматриваемой нами героине более всего проявлена Королева пентаклей. Ведь кто такая Надежда? Она сельская жительница, простая домохозяйка, верная жена и мать троих детей. В ней много положительных женских качеств – она хозяйственна, трудолюбива и аккуратна, вы только посмотрите, какая чистота и порядок царят у нее в доме и во дворе. Она везде успевает, на ней все держится - и дом, и огород, и уход за разными там поросятами и кроликами.

И пускай Надя не блещет особым интеллектом, как ее соперница Раиса Захаровна, но зато она обладает другими талантами, которые более всего ценятся именно в семейной жизни. Она отлично умеет распоряжаться финансами, экономна и бережлива, складывает копеечку к копеечке.

Поэтому ее так разозлил безалаберный поступок мужа, выкинувшего аж целую тридцатку на свои увлечения. Она-то ведь копит деньги – на нужды хозяйства, на сапоги дочке. На себя не тратится. И ничего, что стиль ее обычных нарядов далек от высокой элегантности, все равно выглядит женщина вполне мило и симпатично – приятное, округлое лицо, аппетитные формы. Как говорится, все при ней.

Вообще, Надежда – очень приземленный женский типаж. Она и мужа Василия все время пытается стащить с небес (читай: с высокой голубятни) на землю. Даже узнав о мужнем предательстве и пребывая в сильнейшем шоке от его ухода, она спрашивает у сына Леньки, а не забыли ли накормить поросят. Она не претендует на романтику и эмоции, ей главное, чтобы мужик помогал по хозяйству и приносил в дом деньги. «Кака любовь?» - таращит глаза и искренне недоумевает она при разговоре с разлучницей.

"Кака тут любовь? Когда вон, воздуху мне не хватат. Надышаться не могу... А в груди прям жгёт! Прям жгёт, как будто жар вон с печи сглотнула!" (кадр из фильма "Любовь и голуби")
"Кака тут любовь? Когда вон, воздуху мне не хватат. Надышаться не могу... А в груди прям жгёт! Прям жгёт, как будто жар вон с печи сглотнула!" (кадр из фильма "Любовь и голуби")

От Королевы жезлов Надежда взяла самостоятельность и активность, стремление верховодить над своими домашними. Беда лишь в том, что уж слишком она бесхитростная и прямая, не умеет хитро манипулировать и интриговать. «Муж – голова, а жена – шея» – это не про нее. Ну не знает она, как можно лаской и уговорами заставить мужчину сделать то, что ей требуется. Признает только крики да угрозы физической расправой.

Да, она не выглядит как секси-леди, но скрытая страсть в ней все же есть. Вспомните яркую, поистине драматически разыгранную героиней сцену бурной истерики после того, как она, брошенная мужем, несколько дней молча пролежала пластом на кровати, а потом выместила весь накопившийся гнев на ни в чем не повинных детей. А с каким темпераментом она накинулась на пришедшую к ней с визитом Раису? Так могла себя повести только Королева жезлов.

В комментариях к заданию многие написали, что Надежда – Королева мечей или Королева кубков. Но, как мне кажется, именно кубковой и мечевой энергии в ней было проявлено очень мало. По крайней мере в представленном в задании отрывке из фильма этого точно нет. Настоящей злобы, а тем более стервозности и изощренного коварства, присущего Королеве мечей, в Надежде я не вижу. В загаданном эпизоде я вижу лишь сердитую женщину, замордованную тяжелым сельским бытом.

Надежда вообще очень открыта и естественна во всех своих проявлениях. Не умеет сдерживать себя, и всегда говорит то, что думает. Мысли ее не отличаются духовной глубиной или острой проницательностью. На фоне эрудированной разлучницы, сыплющей умными фразочками про гуманоидов, экстрасенсов и нетрадиционных врачевателей, Надежда кажется примитивной и недалекой. Не исключено, что это и стало причиной «загула» ее мужа. Увы, не способна она была понять тонких душевных порывов своего Василия. Но вовсе не потому, что обладала черствым сердцем, а просто ей было не до этого.

"Чё делать-то будем? Деньги последние были" (кадр из фильма "Любовь и голуби")
"Чё делать-то будем? Деньги последние были" (кадр из фильма "Любовь и голуби")

Возможно, именно необычными беседами на околонаучные и эзотерические темы, манерно-утонченная и интеллигентная Раиса Захаровна и зацепила наивного сельчанина, не привыкшего к такому оригинальному формату общения. Я также думаю, что эта одинокая женщина, живущая в отдельной квартире с колючими кактусами и крохотной собачкой, которую она везде таскает с собой, как ребенка, тщательно следящая за своей внешностью, увлеченная вегетарианским питанием, но в то же время наивно верящая в «родство душ», уж куда больше похожа на Королеву мечей и Королеву кубков, чем простоватая Надюха.

Раиса Захаровна - как архетип разлучницы (кадр из фильма "Любовь и голуби")
Раиса Захаровна - как архетип разлучницы (кадр из фильма "Любовь и голуби")

Тем не менее в личности Надежды присутствуют также и архетипы этих Королев. Меченосная Королева просыпается в ней в тот момент, когда она говорит детям: «Узнаю, кто из вас с отцом видится — прокляну». И когда блудный муж возвращается домой с повинной, его встречает совсем другая Надя. Мне очень нравится этот момент в фильме, когда она с гордо поднятой головой выходит на крыльцо и язвительно вопрошает: «Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело? Иль чё забыл, сказать пришел? Ой, гляньте-ка, в глаза не смотрит – наверное, двойку получил!»

Когда нельзя показать изменнику своих страданий (кадр из фильма "Любовь и голуби")
Когда нельзя показать изменнику своих страданий (кадр из фильма "Любовь и голуби")

Чуть позже Надежда все же смогла пересилить боль от нанесенной обиды и усмирить уязвленное самолюбие. В тот момент, когда женщина приходит на свидание к мужу, на сцену выступает Королева кубков. Какая же она романтичная и нежная в этом цветастом платочке, кокетливо завязанном под подбородком!

Надя пришла на свидание к мужу (кадр из фильма "Любовь и голуби")
Надя пришла на свидание к мужу (кадр из фильма "Любовь и голуби")

Героиня меняется прямо на глазах, и выясняется, что она умеет быть и мягкой, и податливой, и уступчивой. Она прощает измену, совершенную мужем по глупости, и у них с Василием начинается второй «медовый месяц». Еще, как правильно заметила одна из участниц-комментаторов, только истинная Королева кубков смогла бы отважиться родить четвертого ребенка на пятом десятке лет.

Нельзя обойти вниманием и дополнительные арканы, представляющие личность Надежды: это Император, Колесница и Сила.

Архетип Императора проявлен в ней потребностью доминировать и командовать, держать всех своих домашних под контролем, полностью и единолично распоряжаться деньгами и прочими активами семьи. Главная тут, безусловно, она, а не супруг. Все хозяйство находится у Надюхи в руках, пока ее малохольный Вася играется со своими голубями.

По Колеснице женщина представляет собой архетип «генерала в юбке» - всех выстроит, вымуштрует и заставит топать в одном направлении, которое нужно именно ей. А если кто-то смеет ослушаться (например, снимет тайком деньги с семейной сберкнижки и потратит их на бесполезных в хозяйстве голубей), то Надежда может и по шее надавать, чтоб неповадно было. В ней есть внутренняя сила, стойкость, характер, поэтому и муж, и сосед дядя Митя ее уважают и боятся.

Другое дело, что где-то она порой переходит границы и начинает вести себя, как грубая и вульгарная базарная баба. Прет напролом к намеченной цели, сварливо скандалит, ставя свои интересы во главу угла и не заботясь о том, чего хотят другие. Главное – чтобы все было так, как сказала она.

Кстати, все перечисленные выше черты может проявлять и теневая Императрица, делающая из мужчин бесхребетных подкаблучников.

Ссылка на задание: