Перемещения во времени, когда человек только что был в одной реальности, а потом (попав в какой-нибудь портал, воспользовавшись неким устройством или слетав в космос) оказывался в совсем другой - довольно распространенный сюжет фантастических фильмов. Кстати, факт, что в космосе и на Земле время течет по-разному (из-за гравитации) вполне реален. А с советским космонавтами перемещения между реальностями действительно случались как минимум дважды.
Утром 12 октября 1964 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восход». Это был первый полет в составе экипажа (до этого летали по одному), в который входили Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров. Уже через сутки корабль вернулся за Землю. Когда же космонавты по традиции прибыли на самолете в Москву, у них сразу же закралась мысль: может, не на ту планету (в параллельную реальность) приземлились? Уж не другое ли измерение какое с альтернативной реальностью?! Дело в том, что провожал Комарова и К в их исторический полет дорогой Никита Сергеевич Хрущев. Вечером 12-го числа он вышел на связь с кораблем, подробно обсудил с космонавтами различные детали полета, пожелал удачной посадки и обещал скорую встречу. А в заключение дважды повторил: «До свидания… До свидания!» Но встречал космонавтов почему-то совсем другой дядя, а никакого Хрущева и в помине не было. Может быть, за сутки на орбите на Земле год пролетает? Так, глядишь, слетаешь в космос на денек, а приземлишься уже при коммунизме! Космонавты просто не знали, что волей-неволей и они были косвенно втянуты в политический заговор против скандального и непредсказуемого вождя.
В начале октября с помпой отмечалось 15-летие ГДР, в связи с чем Восточную Германию была отправлена партийно-правительственная делегация во главе с Леонидом Брежневым. Его сопровождали также Николай Подгорный и Александр Шелепин, которые являлись наиболее активными участниками заговора против Хрущева. По всей видимости, именно во время германского «турне» они согласовали последние детали и сроки предстоящего переворота. Поскольку официальная мотивировка отставки вождя – «по состоянию здоровья» - была уже известна, Брежнев решил, что нельзя допустить появления Никиты Сергеевича на публике (народ увидит его бодрым, веселым и не поверит). Заговорщики знали, что «Восход» приземлится 14-го числа, а через пару дней космонавтов доставят в Москву, на торжественную встречу. Вероятно, именно поэтому внеочередной пленум ЦК был назначен на эту дату. Хрущев был неожиданно вызван на заседание, где Михаил Суслов зачитал доклад об «ошибочности и неправильности» его действий, и вскоре сломленный Кукурузвельт подал заявление об отставке. Газеты сообщили о смене власти 16 октября. Так и получилось, что Комаров, Феоктистов и Егоров улетели из «хрущевской оттепели», а вернулись уже в «застой»!
Еще одно путешествие во времени случилось 17 лет спустя. 18 мая 1991 года на станцию «Мир» отправился корабль Союз ТМ-12 с экипажем из трех человек: командир Анатолий Арцебарский, бортинженер Сергей Крикалёв и британская астронавтка Хелен Шарман. Уже через неделю дама вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались вдвоем. В течение лета они осуществили шесть выходов в открытый космос, осуществили многочисленные работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалёва должно было произойти в октябре, но он согласился остаться на «Мире» в качестве бортинженера с другим экипажем. Осенью на станции короткое время побывали казахстанец Токтар Аубакиров и австриец Франц Фибек, которые вернулись на Землю вместе с Арцебарским. Место последнего занял Александр Волков, с которым Крикалев провел на орбите еще 5,5 месяцев, установив абсолютный рекорд пребывания в космосе - 311 суток. Вот, как описывали очевидцы возвращение Крикалева 25 марта 1992 года: «При приземлении из капсулы «Союз» вышел человек с четырьмя буквами "СССР" и красным советским флагом на скафандре, бледный как мука, и потный, как кусок влажного теста. Четверо мужчин помогли ему встать, ведь он впервые за 10 месяцев ступил на землю». При этом получилось, что, улетев из Советского Союза космонавт вернулся в совсем другую страну и реальность, переместившись из «перестройки» в «лихие девяностые». Остается добавить, что распространенные легенды о том, что Крикулёва «забыли в космосе» и он долгое время летал там в одиночестве (как русский космонавт из фильма «Армагеддон») не более чем выдумка.
Дмитрий ДЕГТЕВ