Найти в Дзене

Она писала триллеры и разводила улиток

Патриция Хайсмит урожденная Мэри Патриция Плангман (19 января 1921 – 4 февраля 1995) была американской писательницей. Она автор рассказов, а также широко известна своими психологическими триллерами, включая серию из пяти романов с участием персонажа Тома Рипли. За свою карьеру, охватывающую почти пять десятилетий, она написала 22 романа и множество рассказов. Её работы привели к созданию более двух десятков экранизаций. Писатель Грэм Грин назвал ее «поэтом опасений». Ее сочинения черпали влияние экзистенциалистской литературы и ставили под сомнение понятия идентичности и народной морали.  Ее первый роман «Незнакомцы в поезде» (1950) был адаптирован для сцены и экрана. Наиболее известным из которых стал фильм 1951 года режиссера Альфреда Хичкока. Ее роман 1955 года «Талантливый мистер Рипли» экранизировали несколько раз. Под псевдонимом Клэр Морган, Хайсмит опубликовала «Цену соли» в 1952 году, первый лесбийский роман со «счастливым концом». 38 лет спустя он был переиздан под название
Оглавление

Publicity photo from 1962
Publicity photo from 1962

Патриция Хайсмит урожденная Мэри Патриция Плангман (19 января 1921 – 4 февраля 1995) была американской писательницей. Она автор рассказов, а также широко известна своими психологическими триллерами, включая серию из пяти романов с участием персонажа Тома Рипли. За свою карьеру, охватывающую почти пять десятилетий, она написала 22 романа и множество рассказов. Её работы привели к созданию более двух десятков экранизаций. Писатель Грэм Грин назвал ее «поэтом опасений». Ее сочинения черпали влияние экзистенциалистской литературы и ставили под сомнение понятия идентичности и народной морали. 

Ее первый роман «Незнакомцы в поезде» (1950) был адаптирован для сцены и экрана. Наиболее известным из которых стал фильм 1951 года режиссера Альфреда Хичкока. Ее роман 1955 года «Талантливый мистер Рипли» экранизировали несколько раз. Под псевдонимом Клэр Морган, Хайсмит опубликовала «Цену соли» в 1952 году, первый лесбийский роман со «счастливым концом». 38 лет спустя он был переиздан под названием «Кэрол» под ее собственным именем. Затем адаптирован в фильме 2015 года. 

Хайсмит родилась как Мэри Патриция Плангман в Форт-Уэрте, штат Техас. Она была единственным ребенком в семье художника Джея Бернарда Плангмана немецкого происхождения, и Мэри Коатс. Родители развелись за десять дней до рождения дочери.

Мать вышла замуж в 1924 году за Стенли Хайсмита. Патриция до шести лет воспитывалась у своей бабушки. Когда ей исполнилось шесть, она переехала в Нью-Йорк к матери и отчиму, которые были профессиональными актерами. До десяти лет Патриция не знала, что Хайсмит не ее родной отец, а с отцом она увиделась позже. Когда ей было 12 лет, Хайсмит отправили в Форт-Уэрт, где она прожила год с бабушкой по материнской линии. Впоследствии она назвала этот год «самым грустным» в своей жизни и почувствовала себя «брошенной» матерью. Она вернулась в Нью-Йорк, чтобы продолжить жить со своей матерью и отчимом, в основном на Манхэттене.

По словам Хайсмит, ее мать однажды рассказала ей, что она пыталась прервать беременность, выпив скипидар. Биография Хайсмит указывает на иное, что Джей Плангман пытался убедить свою жену сделать аборт, но она отказалась. Хайсмит так и не разрешила эти отношения любви и ненависти, которые, как сообщается, преследовали её всю оставшуюся жизнь. Эмоциональный дуализм Хайсмит описала в произведении «Черепаха», в своем рассказе о маленьком мальчике, который зарезал свою мать насмерть. Мать Хайсмит умерла всего на четыре года раньше неё в возрасте 95 лет.

Бабушка Патриции научила ее читать в раннем возрасте, и она эффективно использовала обширную бабушкиную библиотеку. В возрасте девяти лет она нашла сходство со своей собственной воображаемой жизнью в историях болезни Карла Меннингера «Человеческий разум», популяризатора фрейдистского анализа.

Действие многих из 22 романов Хайсмита происходит в Гринвич-Виллидж. В 1942 году Хайсмит окончила Барнард-колледж, где изучала английскую композицию, драматургию и прозу рассказов. После окончания колледжа и несмотря на поддержку «высокопоставленных профессионалов» она безуспешно подавала заявки на работу в разных изданиях.

Летом 1948 года по рекомендации Трумэна Капоте Патриция Хайсмит была принята в ретрит художницы Яддо, где она работала над своим первым романом «Незнакомцы в поезде».

Хайсмит на протяжении всей своей жизни переживала циклы депрессии, некоторые из которых были глубокими. Несмотря на литературный успех, она написала в своем дневнике в январе 1970 года:« Я теперь цинична, довольно богата… одинока, депрессивна и совершенно пессимистична».

В дневниковой записи 1947 года в качестве новогоднего тоста она записала: «Всем дьяволам, похотям, страстям, жадности, зависти, любви, ненависти, странным желаниям, врагам призрачным и реальным, армии воспоминаний, с которой я сражаюсь, — пусть они никогда не дадут мне покоя». В дневнике 1949 года Патриция пишет: «Фрустрация как сюжет. Человек любит другого, которого не может добиться или с которым не может остаться». Некоторые из этих сюжетов выросли до романов, другие остались в черновиках. Все книги Хайсмит начинаются с того, как в одном невезучем сознании зарождается и прорастает мысль, что можно достигнуть рая, невзирая на способы его достижения. Хайсмит не любила идею справедливости, и ее не волновало, что ее персонажи будут наказаны за злые дела. 

Она, как известно, предпочитала компанию животных компании людей и заявила в интервью 1991 года: «Я предпочитаю жить одна, потому что мое воображение работает лучше, когда мне не приходится разговаривать с людьми». Она получала удовольствие быть плохой и неуживчивой. Патрисия устраивала сцены официантам, подозревала всех и во всем, любое застолье делала невыносимым. Она скандалила с родственниками и особенно с матерью. Думаю, у этого был и дополнительный смысл. Она вовсе не ощущала себя частью человечества — скорее сторонним наблюдателем, заинтересованным тем, как смешно и странно эти существа реагируют, если вывести их из равновесия. Это у нее отлично выходило.

 По словам ее биографа Эндрю Уилсона, личная жизнь Хайсмит была «неспокойной». Она была алкоголичкой, у которой, как утверждается, никогда не было интимных отношений, длившихся более нескольких лет. Некоторые современники и знакомые считали её человеконенавистнической и враждебной. С возрастом ее хронический алкоголизм усилился. После её смерти он сказал, что «Хайсмит была подлым, жестоким, непривлекательным, нелюбящим человеком… Я никогда не мог понять, как человек может быть таким безжалостно уродливым… Но ее книги? Блестящие». 

Другие друзья, издатели и знакомые придерживались иных взглядов на Хайсмит. Редактор Гэри Фискетджон, опубликовавший ее более поздние романы сказал, что она была очень грубой, очень трудной, но она также была откровенной, забавной, и с ней было очень весело. Композитор Дэвид Даймонд познакомился с Хайсмит в 1943 году. Он описал её как «весьма депрессивного человека». Он также замечает, что холодность и сдержанность Хайсмит на самом деле произошли от депрессии.

Британский писатель фантаст Дж. Г. Баллард сказал о Хайсмит: «Автор «Незнакомцев в поезде» и «Талантливого мистера Рипли» была столь же ненормальной и причудливой, как и ее озорные герои, и, похоже, не возражала, если бы все об этом знали». 

 Многие известные писатели также были большими любителями домашних животных, от Эрнеста Хемингуэя и его шестипалых кошек, до Джона Стейнбека и его стандартного пуделя Чарли.

Но американская писательница Патриция Хайсмит довела свою любимую страсть до причудливых высот. Известная своими напряженными триллерами Хайсмит на самом деле не заботилась о людях и не стеснялась сообщать им об этом.

Вместо этого Хайсмит предпочитал компанию животных, особенно улиток. Она не только разводила их в террариумах на своем заднем дворе, но иногда носила их с собой, и даже в своем багаже.

-2

Ей захотелось приобрести их в качестве питомцев, когда на рыбном рынке она увидела пару улиток, сплетенных в объятии. Позднее она говорила радиокорреспонденту, что они внушают удивительное спокойствие. В итоге у нее в саду в Саффолке (Англия) развелось три сотни улиток. В известном инциденте Хайсмит посетила коктейльную вечеринку с дамской сумкой, в которой был кочанчик капусты с сотней любимых питомцев. Когда Патриция надумала переехать из Англии во Францию, выяснилось, что французские законы запрещают ввоз в страну улиток, и она переправляла своих питомцев контрабандой, постоянно возвращаясь за ними в Саффолк, перевозя в бюстгальтере по дюжине за раз. Согласно биографии 2009 года, если Хайсмит становилось скучно за ужином, она клала на стол несколько улиток, чтобы они ползали вокруг. Такое поведение, вероятно, помогает объяснить, почему Хайсмит провела большую часть своей жизни в окружении кошек и других существ в изолированном фермерском доме в Швейцарии.

Её беспокоил шум и она предпочитала оставаться в одиночестве и поддерживать дружеские отношения по почте. 

Она любила инструменты для работы с деревом и сделала несколько предметов мебели. Хайсмит работал не переставая. В более позднем возрасте она стала сутулой, у нее появился остеопоротический горб. Хотя она наиболее известна своими писательскими произведениями, Хайсмит также обладала талантом к искусству и иллюстрации. Сначала она думала о карьере в искусстве, прежде чем сосредоточиться на писательстве, но продолжала рисовать и создавать иллюстрации для своих книг на протяжении всей своей жизни. Ее работы выставлялись в галереях и музеях США и Европы. Хотя 22 романа и 8 сборников рассказов, которые она написала, получили высокую оценку, особенно за пределами Соединенных Штатов, Хайсмит предпочла, чтобы ее личная жизнь оставалась частной.

Всю жизнь ведя дневник, Хайсмит оставил после себя восемь тысяч страниц рукописных блокнотов и дневников.

Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал!