Он сдался британцам, потому что надеялся, что они проявят к нему милосердие. Однако за шесть лет вынужденного пребывания на острове Святой Елены Наполеон терпел главным образом унижения.
«Я дожил бы до восьмидесяти лет, если бы меня не сослали на этот проклятый остров», — сказал Наполеон Бонапарт одному из врачей, осматривавших его в больнице острова Св. Елены.
Когда осенью 1815 года — через несколько месяцев после поражения при Ватерлоо — Наполеон впервые взглянул на выступающие из-за горизонта базальтовые склоны, он, не сказав ни слова, вернулся в каюту корабля. После десятинедельного путешествия он понимал, как далеко находится от родины, но еще не знал, в каких условиях проведет остаток своей жизни.
Тюрьма посреди океана
Наполеону выделили на корабле две каюты (его прислуга путешествовала в гораздо худших условиях). Сам круиз прошел без происшествий. Самый важный пассажир провел время, в основном играя в блэкджек со своими слугами или в вист с британскими офицерами. Пункт назначения находился «на краю света» — почти 2000 км от западного побережья Африки и почти 3 тыс. км от восточного побережья Южной Америки.
Остров (общая площадь 120 квадратных километров) был открыт португальцами в начале 16 века. Он был необитаем, но главным образом из-за доступа к пресной воде стал важной остановкой для моряков, направлявшихся из Европы в Южную Африку или Азию. Португальцы построили несколько зданий, завезли скот, посадили фруктовые деревья и овощи. Долгое время остров святой Елены был своеобразным госпиталем для больных моряков – их оставляли здесь выздоравливать от цинги, которая была распространена среди морских экипажей.
Остров был постоянно заселен и укреплён Ост-Индской компанией. В начале XIX века население в несколько тысяч человек представляло собой мультикультурную смесь солдат и колонистов из Великобритании (иногда с семьями), рабочих (в основном из Китая, но также малайцев и индийцев) и черных рабов (постепенно освобожденных). За «безопасностью» Наполеона должны были следить более 2000 человек.
На первые два месяца изгнанника расположили в поместье Уильяма Балкомба, купца Ост-Индской компании. Кроме купца в доме жили две его дочери-подростки, которые были в восторге от Наполеона. Семья Балкомба была настолько очарована бывшим императором, что британцы, подозревая, что Балкомба захочет помочь Наполеону в контактах с Европой, вынудили семью покинуть остров. Это было началом дальнейших преследований.
Крысы, ветер и диарея
В декабре 1815 года Наполеон был переведен в Лонгвуд, небольшую резиденцию, которая раньше была летней усадьбой губернатора острова. В поместье было более 40 комнат, хотя сам император был склонен считать их скорее «кельями». Верный слуга Наполеона Луи Маршан считал, что это место напоминает гробницу.
Размещение Наполеона в этой усадьбе было удобно, прежде всего, самим англичанам. За ним было легко наблюдать, потому что оно находилось в стороне от растительности. С точки зрения новых жильцов, расположение Лонгвуда представляло дополнительные неудобства: воду приходилось носить за несколько километров, а сквозь стены дул холодный ветер. Были также жалобы на крыс, которые не обращали внимания на домочадцев и бегали у них между ног во время еды.
Санитарно-климатические условия ужасали. От дизентерии страдало примерно одна десятая жителей острова, а диарея была привычным состоянием людей.
Но самым большим кошмаром Наполеона стал губернатор острова Хадсон Лоу — недалекий, грубый человек без чувства юмора.
Наполеон продает серебряные тарелки
В начале 1816 года до острова дошли слухи (ложные), что Наполеон будет освобожден заговорщиками. Лорд Батерст (министр войны и колоний, непримиримый враг Бонапарта) издал новые инструкции относительно обращения с «гостем».
Свобода передвижения Бонапарта была ограничена — охрана должна была дважды в день проверять, находится ли он в поместье. Его переписка контролировалась, и ему было запрещено получать подарки, свидетельствующие о его «императорском» статусе.
Лоу сократил расходы на содержание Наполеона и его окружения до 8000 фунтов в год (на одну треть), а также распорядился о сокращении службы — те, кто решил остаться на стороне «генерала», должны были подписать обязательство о том, что они останутся на острове на неопределенный срок.
Лоу не упускал возможности унизить Наполеона. Он якобы пригласил его на обед из вежливости, но на приглашении было написано: «Генерал Бонапарт». Французам сообщили, что платить за еду придется из собственного кармана — поэтому изгнанный император демонстративно продал собственные серебряные тарелки ювелиру в Джеймстауне. Запасы угля и дров были ограничены, поэтому Наполеон приказал порубить мебель в Лонгвуде на дрова.
Наполеон встречался с губернатором всего пару раз в течение нескольких лет, но каждый раз общение сопровождалось скандалом. Однажды император якобы крикнул: «Дайте мне свободу или пришлите ко мне палача». Бонапарт не преминул указать Лоу, что никогда не видел его ни на одном поле боя.
Жить прошлым
Диктовка мемуаров стала одним из основных занятий Наполеона в изгнании.
Сначала он пытался выучить английский — безуспешно. Еще находясь на борту корабля, английские офицеры издевались над тем, что Бонапарт после шести недель совместного путешествия не смог даже правильно произнести их имена.
Кстати, одно из нескольких корявых писем, написанных Наполеоном на английском языке, несколько лет назад было продано на аукционе за более чем 150 000 евро.
Некоторое время Наполеон питал тщетные надежды на какое-то помилование – поэтому с интересом ждал захода британских кораблей в Джеймстаун (главный порт острова Святой Елены).
Заподозрил отравление, но его убил рак
«Моя смерть наступает преждевременно. Меня казнит британская олигархия и ее наемный убийца», — написал Наполеон в своем завещании. Он сказал своему врачу, что подозревает отравление. Но даже если Бонапарт преувеличивал свои обвинения, его здоровье, несомненно, ухудшалось из-за условий, в которых он содержался.
Практически с начала 1816 года он жаловался на слабость в ногах, головные боли и светобоязнь. Ему постоянно было холодно. Ночью он не мог спать, а днем был в полубессознательном состоянии и все чаще говорил тарабарщину. Во время ссылки ему, среди прочего, поставили диагноз: гепатит.
Через полтора года относительного улучшения симптомы вернулись. Снова появились мигрени и озноб, а также упорный сухой кашель, постоянная жажда и рвота желчью. Он написал англичанам с просьбой о коротком «перерыве из ссылки» в каком-нибудь санатории Англии или просто в Европе, но это привело к новому столкновению с Лоу. До последних недель жизни Наполеона губернатор утверждал, что жизни узника ничего не угрожает.
«Франция, армия, Жозефина» — таковы были последние слова изгнанного императора (май 1821 г).
Вскрытие показало, что Наполеон страдал раком желудка, скорее всего, в течение многих лет — эта причина впоследствии неоднократно подвергалась сомнению. Наполеону был 51 год.
Тело вернулось на родину только через два десятилетия и было похоронено в саркофаге церкви Инвалидов в Париже.