Хотелось бы поделиться размышлениями по поводу нашей исторической науки. Признаюсь, что эти мысли зародились не у меня, но я с ними согласен. Итак, знаменитая фраза: «Историю пишут победители». 1000-2000 лет назад в случае конфликта между странами никто не задумывался над сохранностью идентичности и культурно-исторического наследия. Разрушались сотни и тысячи древних памятников.
То, что сохранилось до наших дней, лишь часть. И тогда несколько столетий назад учёные консолидировались и нашли выход из ситуации – что бы ни случилось, но культовые памятники нужно сохранить или, по меньшей мере, реставрировать с предельной точностью к оригиналу. Но, к сожалению, это соблюдается далеко не всеми. Просто посмотрите, как европейцы изображали Тамерлана, Аттилу, Чингисхана, и как их изображали в Азии.
Ну и кому из них верить? И те, и другие историки утверждают, что именно их иллюстрации и скульптуры ближе к оригиналу. А это принципиальная разница, принадлежность к этносу, культуре, обычаям. Одно дело быть азиатом, а совсем другое – европейцем. Это всё равно, что кто-нибудь изобразил бы Сталина азиатом. И спустя 100-200 лет нашлись бы сторонники версии, что Вторую мировую войну выиграли китайцы или даже японцы.
Отдельно хочется поговорить о реставрации древнеегипетских реликвий. Понятное дело, что краски большинства рисунков за тысячи лет истлели, изменили цвет, обветшали. Конечно, их следует реставрировать, а в некоторых случаях даже в прямом смысле слова изображать по новой, с учётом исторических хроник. Но проблема заключается в том, что зачастую реставраторы – люди творческие и добавляют отсебятину.
Так, к примеру, лысые жрецы, занимавшиеся мумификацией тела Эхнатона, после реставрации обзавелись чёрными длинными волосами, а среди инструментов прибавилось несколько дополнительных, скорее типичных для современной медицины. И, конечно же, после такой «реставрации» гробница заиграла «новыми красками». Понятно, что подобные ходы применяются не для исследователей и учёных, а для туристов. Им хочется видеть яркие картинки. И изображения должны соответствовать их ожиданиям, иначе желания вернуться в Египет у них не будет.
Ну ладно, если меняются какие-то детали. Но ведь изменяют и внешние облики самих фараонов. Клеопатру, Тутанхамона, Рамсеса и других изображали в столь огромном количестве вариаций, что вообще непонятно, каким был первоисточник. А самое смешное, то что 3D-облик, восстановленный на основании изучения мумий, вообще не похож на изображаемое после реставрации. Клеопатру представляют как арабскую восточную красавицу, хотя она имела скорее сицилийскую внешность и отнюдь незаурядную.
С Тутанхамоном вообще увлекательная история. Его изображали с длинными чёрными волосами чуть ниже плеч. Но в одном из вариантов фараона нарисовали лысым. Однако немецких реставраторов это не удовлетворило, и они пририсовали ему длинные седые волосы. На вопрос, почему они седые, руководитель реставрационных работ заявил, что фараон был мудрым, а мудрость приходит с сединой. Всё бы ничего, но он умер в возрасте 19 лет и не мог быть седым, а также страдал большим количеством врождённых заболеваний. А его порой изображают здравым древнеегипетским «богатырём».