Найти тему

Воля ребенка и три уровня владения собой.

Оглавление

Мария Монтессори выделяла три уровня послушания. Способность к послушанию – это признак развитой личности, которая способна подчинять свои интересы и желания общественным нормам и ценностям.

1. Уровень следования за сиюминутными желаниями.


Знакомство ребенка с правилами.

Изначально ребенок не осведомлен о существовании правил, как и об опасностях, возможностях и свойствах окружающего мира. Но врожденная потребность в развитии влечет его к познанию этого мира, заставляет искать и находить объекты для манипуляций, чтобы научиться большему и лучше узнать окружающее.

В этот момент роль взрослого - сформулировать необходимые правила ясно, четко и доброжелательно донести их до ребенка. Однако даже столкнувшись с ограничениями, ребенок поначалу не может их соблюдать самостоятельно - ему нужна не только информация, но и помощь в следовании правилу или выполнении требования.

Для этого можно ввести специальные ритуалы или сигналы, которые будут направлять ребенка. Ведь он еще плохо ориентируется во времени, поэтому различные таймеры, будильники, песочные часы помогут ему лучше понять ситуацию.

Таким образом, на начальном этапе взрослый играет ключевую роль в знакомстве ребенка с правилами и в помощи ему освоить эти правила на практике.



2. Уровень выполнения требования: если ребёнка просят сделать, то он делает.

Развитие внутренней дисциплины

Достижение высокого уровня дисциплины возможно лишь при условии, что человек на предыдущем этапе получил достаточно любви и принятия. Тогда послушание правилам будет приносить ему не только отказ от чего-то, но и радость. Взрослый помогает ребенку помнить и соблюдать правила, демонстрируя выгоду их следования.

К сожалению, многие люди застревают на промежуточном этапе между первичным уровнем и развитием внутренней дисциплины. Даже при наличии развитой системы законов и правоохранительных органов нарушения все равно совершаются. В последнее время также наблюдается тревожная мода на пренебрежение правилами под предлогом ценности креативности. Это ошибочное стремление игнорировать границы там, где они вполне оправданы, порождено непониманием того, что именно ограничения дают человеку свободу.

Если даже во взрослом возрасте человек продолжает считать, что источник дисциплины находится вовне, ему трудно оставаться счастливым. Он либо чувствует себя виноватым, нервничая из-за возможного разоблачения, когда не соблюдает правила, либо подавлен, страдая от необходимости делать то, чего он не хочет. Лишь осознание, что следование правилам приносит внутреннюю свободу, может привести человека к высокому уровню дисциплины и гармонии.


3. Уровень активной дисциплины, связанный с сознательным принятием ограничений как необходимого условия свободы.

Внутренняя мотивация соблюдения правил

Когда человек достигает высокого уровня дисциплины, соблюдение норм и правил вызывает у него преимущественно положительные эмоции. Он понимает, зачем ему необходимо следовать этим правилам, какую пользу это ему приносит. Таким образом, следование правилам становится для него процессом достижения собственных целей.

В этом случае человек исполняет правила, даже если за ним нет никакого внешнего надзора или контроля. Соблюдение правил приносит ему удовлетворение, схожее с тем, которое он испытывает при достижении намеченных целей. Правила перестают быть чем-то навязанным извне, а становятся частью его внутренних ориентиров и ценностей.

Такая внутренняя мотивация и принятие правил обеспечивают максимальную эффективность их соблюдения. Человек следует им не из страха наказания, а потому что это согласуется с его собственными стремлениями и помогает ему двигаться к желаемому. Достижение этого уровня является признаком подлинной, глубокой дисциплины личности.

Подписывайся на мой канал.ВоВ