Найти тему

Ментальность русского народа.

Ментальность Русского народа и народов нашей цивилизации.

15. 03. 07г. Капцов.

Ментальность народа, как она зарождалась и развивалась, какие условия жизни племен и народов развивали тот или иной тип ментальности. Почему именно ментальность становится одним из определяющих факторов, к какой цивилизации принадлежит тот или иной народ. Ментальность — это столь древнее восприятие окружающего мира человеком, и его осознание, что стоит начинать со времён появления первых приматов. Но в столь древнее время мы не будем опускаться. Остановимся на появлении современного человека на Европейской русской равнине. Современная археология относит нас примерно на 50.000, а возможно и на 75000 лет назад. Именно тогда впервые на русской равнине найдены останки Хомо Сапиенса в Костёнках Воронежской области. Для лучшего понимания материала нам необходимо кратко очертить ту ситуацию, которая предшествовала появлению современного человека. Это был меж ледниковый период 800.000 лет назад, льды отступили на север. Вслед за ледником на Север стали уходить и звери, самое важное уходить стал мамонт, основное животное для загонной охоты неандертальцев, питекантропов и синантропов. Вслед за зверьём, служившим основным продуктам питания, для всех людей того времени на север и двинулись и все эти племена охотников (ещё не современный человек). Как произошло появление современного человека мы можем пока только догадываться.

- Одна из гипотез выглядит так. Новые условия жизни и охоты на зверей, большое количество рек и озёр, равнинная местность, отсутствие пещер, всё это вместе вызвало в древнем человеке необходимость и потребность приспособить свою жизнь к изменившимся условиям обитания. Кроме того, эти племена принадлежали разным видам человека умелого. В этом движении между племенами, естественно, были контакты, иногда враждебные иногда вполне мирные. Естественно, возникали половые связи между племенами разных видов. Возникали мутационные процессы генетического характера. Давайте себе представим, что по времени эта совместная жизнь различных племён охотников происходила на протяжении как минимум нескольких сотен тысяч лет. Геология нам даёт такие временные промежутки 800 тысяч лет назад ледник отступил с территории Европы. Примерно 600 тысяч лет назад наступил новый ледниковый период, следовательно всем этим племенам охотников пришлось уходить совместно на юг. 400.000лет назад Минделское оледенение закончилось. Племена вновь пошли за стадами северных животных. Представьте себе естественные процессы Жизни людей на протяжении как минимум 800.000 лет в столь разных условиях в таком разнообразном движении, да ещё столь разных по происхождению. Естественно, на столь длительном временном промежутке генные мутации человеческих родов, возникали и закреплялись в потомках. Возможно, что именно такое развитие событий постепенно привело в генетическом понимании Жизни к появлению человека, которого современная наука относит к виду (Хомо Сапиенс). Такой процесс естественен, если вспомнить ещё одно величайшее открытие человечества – Условные и безусловные реакции живого организма, (учение физиолога Павлова) где на новые условия существования, рождались и постепенно закреплялись реакции организма, постепенно становясь естественными без условных реакций, уже как мы знаем сейчас на генном уровне. И самым естественным образом это всё отражалось на развитии коры головного мозга. Вот такой длительный процесс рождения современного человека в реальности мог происходить только таким способом.

Если коротко говорить о причинах появления современного человека, то они следующие.

- Длительный естественный процесс развития от простого к более сложному.

- Генная мутация различных видов человека в процессе длительной совместной Жизни

-Меняющиеся условия Жизни, которые заставляли человека изыскивать способы добыть себе пищу (кушать всегда хочется)

- Опыт Жизни на основе закрепления условных реакций и превращения их в безусловные.

-Трудовые навыки, которые постепенно приобретал человек в погоне за пищей.

- необходимость общения с другими членами сообщества, в процессе загонной охоты. Всё это вместе взятое и привело к возникновению человека, которого современная наука рассматривает как Хомо Сапиенса.

Появление современного человека археология пока относит как максимум к 75тысяче лет тому назад. Хотя в Африке найдены три черепа, которые учёные относят к современному человеку и возраст их определяют в 160.000 лет.

Человек научился делать и использовать лук, научился рыбачить, уже возможно научился преодолевать водные преграды, иначе как бы он смог бы догнать уходящего мамонта, да и других зверей. Уже можно говорить, что появление лука это и есть появление современного человека Лук дал возможность охотится на более мелких зверей. Появилась индивидуальная охота зависящая от ловкости ума и знания повадок зверя отдельным человеком. Переход к индивидуальной охоте скорее всего на мой взгляд и вызвал постепенное рождение современного человека. По тому что человеку уже было необходимо рассчитывать на свои собственные силы, ум и сноровку, а не помощь сородичей как это происходило при загонной охоте. При этом в индивидуальной охоте человеку приходилось преодолевать самостоятельно много препятствий на своём пути. Реки болота лесные непроходимые до того чащи. Уже в это время человек научился добывать огонь, что явилось самым революционным проявлением появления современного человека. Естественно, на генном уровне на протяжении многих тысячелетий происходили мутационные изменения ДНК и отдельных видов хромосом, что в конечном итоге и выкристаллизовало современного человека. Такова вкратце основа теории рождения современного человека. Именно этот человек овладел абстрактным мышлением, и способностью воспринимать красоту Мира.

И, естественно, появились первые назовём так религиозные представления и верования древнего человека – современного человека. Лучшим на мой взгляд объяснением появления верований являются взгляды академика Рыбакова Б. А. (см религии славян и русского народа) Именно появление религиозных верований в древнейшие времена и условия в которых они начали складываться, явились первым толчком к возникновению ментальных взглядов на Жизнь. Всё это проходит красной нитью вплоть до современного русского народа, и перекликается со всеми его окружающими народами. (Фольклор, национальная одежда разных даже по расам народов на русской равнине и за Уралом перекликаются, имея единый посыл из древнейших времён с Загонной охоты. Следующим фактором проявления ментальности стало появление Земледелия и Кочевого скотоводства. Особенно близки ментальные начала в Русском, Белорусском и Украинском народах. Эти начальные проявления ментальности ещё на уровне языческих верований были близки народам охотников лесной зоны русской равнины, и не столь сильно отличались от кочевых народов степей Причерноморья, Киммерийцев, Скифов, Сарматов. Существенное дополнение привнесли народы далёких азиатских степей (Гуннское монголоидное нашествие) в развитие ментальности лесостепных народов Приднепровья и Окско-волжско-камского бассейна. Всё это в целом явилось первым и целиковым материком для рождения единых суперментальных проявлений Жизни на всём громадном пространстве Евразийского материка и стало общим достоянием всех в последствии народов на этом пространстве.

Нам лучше всего рассмотреть на примерах чем отличается ментальность Русских и народов Западной Европы. Исходя из условий Жизни на всём Евразийском материке, в западную часть Европы на протяжении тысячелетий с Дальнего Востока, Алтая, Монголии, степей Казахстана перемещались народы и племена, естественно плотность населения Западной части Европы росла, на востоке относительно Запада падала. Все перемещения народов происходили по степным просторам. Поэтому-то они мало коснулись лесных народов, к коим частично относились и предки славян-русичей. Территория Западной Европы значительно меньше по площади, поэтому условия жизни для каждого человека, племени, народа и всех народов западной части резко отличались и отличаются по сей день, от восточной. Поэтому, даже не беря во внимание разницу в климатических условиях можно чётко обозначить следующее положение. Восточные славяне жили на громадной территории, первое письменное упоминание о них было в пятом веке, и жизнь племён с пятого по 9 век включительно практически не менялась.

главным фактором в ранней истории восточных славян был географический фактор - а именно, их удалённость от Pax Romana (Римского мира). Племена, поселившиеся на берегах рек, текущих по равнинам Восточной Европы, оказались вне пределов, которых достигало материальное или духовное влияние Рима. ( Егоров История Славян.)

Основным занятием населения, как в Западной Европе, так и в землях славян, было земледелие, но велось оно по-разному. В западной Европе, учитывая существование Древне Римской Империи, практически все Земли были во владении аристократии, крупной средней, существовали империи, королевства, крупные феодалы. Крупный феодал, например Герцог, мог в течение двух дней объехать свои владения. В восточной Европе в это время вообще не было государств, не было феодалов. Славяне, обладая громадными территориями, вели своё земледелие самым простейшим способом. Находили подходящий кусок земли, расчищали его и в течении двух - трёх лет выращивали урожай, как только земля истощалась, они бросали её и переходили на другой участок. Так текла жизнь у восточных славян,… За это время рухнула Западная Римская Империя, возникали и рушились различнейшие королевства Европы, феодалы с небольшим отрядом в 30-40 воинов держали подчинённую территорию полностью под контролем, они возводили замки, располагали там свой отряд, а точнее говоря современным языком банду и рекетировали под отчетную территорию. Считаясь владельцами земель, они воевали между собой за владение землями, одним словом все прелести молодого растущего общества с бандитскими и эгоистичными наклонностями присутствовали на Западе, а восток в это время спал все эти века. Единственное что произошло в эти века, на территории будущей Киевской Руси появились города, Киев возник в 6 веке нашей эры. Сами города, как показывают археологические находки Киев, Смоленск, Новгород, Ярославль Полоцк возникли без влияния варягов. Эти поселения были рождены родовыми старшинами славянских племен. В девятом веке Русь начала просыпаться, точнее жизнь тронулась. В Новгородскую землю призвали князем Рюрика, человека, вся жизнь которого была построена на то, что бы стать королём в западных землях. Он пришёл на Русь с зачатками государственного мышления. Варяги и раньше приходили с дружинами, оседали на землях славян. Руссичи приглашали их до Рюрика и после Рюрика, но в истории Руси остался один Рюрик.

Княжеская дружина на Руси получила совершенно особое, отличное от остальной Европы, значение. На Западе удачливый конунг и его дружинники, захватив территорию, рассаживались по ней, каждый сам по себе, объединить их вновь могла только необходимость защиты своего завоевания или желание новых приобретений.

Вот как изображает этот процесс Т.Н.Грановский

На Руси дружина не распадается. Несмотря на выделение отдельных отрядов для других городов, основное ядро, старшие дружинники, продолжают жить вместе с князем, пируют вместе с ним и управляют вместе с князем всей державой.

В девятом веке, у восточных славян происходит процесс распада рода, выделения из него семьи и укрепления этой семьи как основного элемента самоорганизации общества. Обнесённые тыном городки, в которых жили роды по 100 - 150 человек оставляются их обитателями. Семьи по отдельности или малыми группами расходятся по лесным полянам и безлесным долинам малых рек, поселяясь на них деревнями в 3-5, редко 10 дворов. Взрослые дети ищут себе новые места, и родственные связи рвутся во втором - третьем поколениях. Весь быт деревянный, накопления добра не происходит. Всё можно легко бросить и уйти на новое место. (Егоров К. Л. История Славян и Руси.)

В то же время родовая старшина переселяется в новые города, привлекаемая зарождающейся торговлей. Их собственность - земли рода, пожары такой собственности не страшны, но и с собой не унесёшь. Они начинают считаться родством, им есть что хранить и завещать. (Позже "Русская Правда" зафиксирует право кровной мести, а ещё позже, бояре и служилые князья царю будут перечить и голов за то лишаться, но место рода не уступать - местничество. Ничего подобного в крестьянском мире нет). Им (родовым старшинам) есть чем держать в подчинении деревню. Всё равно, надо идти в город за железным лемехом, серпом, косой, за топором: Россия - не "Счастливая Франция", здесь на хворосте не перезимуешь, дрова нужны; за глиняной чашкой, за украшениями для жены, дочери, невесты. Маленькая деревня в лесу не может содержать своих ремесленников. А самое главное, в город надо идти в голодный год - там у "лучших людей" запасы семенного зерна. Т.Н.Грановский

Это отличие дружин западной Европы от дружин Киевской Руси, отложило отпечаток уже на ментальность образующейся элиты, и все эти отличия были вызваны реалиями жизни на просторах восточно-европейской равнины.

Пришлых варягов интересовало в основном одно, торговля с Византийской Империей и Персией с Арабами. Отряды вооружённых варягов, в походах по Западной и Восточной Европе набирали много добычи, рабов из разных народов прибалтов, немцев, славян, чуди, мордвы меря и других племён и продавали в рабство в Константинополь, такая торговля продолжалась до начала 13века включительно, пока Константинополь не захватили Крестоносцы. Торговля прекратилась и практически сразу варяжские дружины исчезли с территории Руси. Что ещё реально могли продавать варяги-русичи в Константинополь, это пушнину, мёд добываемый местными жителями. Материальное присутствие варягов на Руси наблюдается до 13 века включительно. Почему прекратились выгодные торговые отношения Византии и Киевской Руси. В 1204 году Константинополь был захвачен Крестоносцами, и взаимовыгодная торговля прекратилась, в результате с русской земли исчезли колонизаторы. К этому моменту Русь уже начала самостоятельное развитие, но по прошествии 40 лет Киевская Русь прекратила своё существование как государство, под ударами Монгольских войск. Наступил период феодальной раздробленности, под игом завоевателей. Вся Западная Европа находилась точно в таком состоянии феодальной раздробленности, но без хозяев с верху, что тоже наложило разные отпечатки на ментальность наших народов.

Причина появления варягов у славян проста, возникает экономическая потребность у будущих шведов в сношениях с Византийской Империей, а самый короткий путь лежал через земли славян. Тем более земли богатые людскими ресурсами, пушниной бери рабов и пушнину, сколько можешь взять и вези в Константинополь. С приходом Рюрика произошел толчок в развитии восточных славян, но только при его правнуке Владимере1 крестителе Руси, Киевская Русь стала, раннефеодальным государством в полном смысле этого слова. В то же время Рюриковичи оставались приглашёнными правителями в древних городах Руси, они не являлись властителями городов и земель, как это было в Западной Европе. Это отличие также наложило отпечаток на менталитет будущей Русской нации. Варяги не могли строить замки как в Западной Европе из камня, не было камня. Да и большого смысла в подобных строениях не было, замок строился на века, а народ мог просто уйти с этих мест на сотни километров, и что тогда делать не состоявшемуся феодалу, носится по всей Русской равнине за ушедшим народом, то же не получалось. Те деревянные городища периода викингов Гнездово на Нижнем Днепре, Темерево на верхней Волге и другие (известно 70 поселений) не могут претендовать на роль, какого ни будь значительного фактора развития Руси. Скорее это были пристанища бродячих варяжских дружин. Надо было где-то содержать пойманных рабов, да и самим приткнуться в чужой земле, где-то надо было. С середины 13 века варяги на Руси воспринимаются народом и властью как враги, и их уже начинают уничтожать на границах. Александр Невский разбил шведов в1240 году на Неве, но ведь шведы это те же варяги.

Неподчинение родовому старшине, призванным князьям и вообще любой власти взрастало в предках Русичей по одной простой причине, земель было много, а славяне не вели накопительный образ жизни. Все строения их были деревянными, и они с лёгкостью бросали свои жилища, уходя от предыдущего места жительства, на новые земли в том числе и по причине если им не нравился их князь. Очень длительное время Жизнь где вмещающий ландшафт был ненасыщенным в течении тысячелетий, вырабатывает в жителях этих мест определенную форму ментальности. А ментальность одна из основных качественных характеристик народа.

На западе подобного крестьяне делать не могли, уйти было не куда. Возникает значительная разница в ментальности простых людей Запада и Востока. Мы уже отмечали что ни материальное ни духовное влияние Римской Западной Империи не коснулось восточных славян, что также является фактором развития разных менталитетов народов запада и Руси, только в конце 9 века Русь начинает знакомиться, с Византийским Миром, но это уже был не Рим, который так вышколил народы Западной Европы, что когда пришло время выбирать ширину колеи железной дороги, то те не раздумывая, приняли как руководство к действию, расстояние между колёсами Римской боевой колесницы. Такова жизнь и такова разница менталитетов.

Климатические условия жизни наложили свой отпечаток на ментальность народов Западной Европы и Восточной. Более суровый климат на востоке в конечном итоге выковывал более стойкого к невзгодам, как отдельного человека, так и народы Руси. В результате всего этого складываются разные традиции в обычаях народов, возникает разное развитие культур, да, да наши древние славяне и ранние руссичи имели свои культурные традиции, которые развивались в совершенно другом русле, чем на Западе. Свою лепту в различие ментальности народов Запада и Руси внесло то, что Русь приняло православие из Византии, а вся Западная Европа значительно раньше стала католической. Религии всегда разъединяли людей, разъединяют и ещё значительное время будут их разъединять, по религиозному признаку.

Современные религиозные деятели высшего ранга трёх основных религий со всевозможных трибун призывают людей к мирному сосуществованию и сотрудничеству между разными конфессиями. Но Папа Римский никогда не был в России и очевидно долго у нас не появится, слишком много вражды существует между католиками и православными. Практически все войны последних двух тысяч лет на территориях Западно-Европейской Евразийской и Ближне-Восточной цивилизациях велись, прикрываясь религиозной риторикой, достаточно вспомнить крестовые походы, Арабские и Турецкие завоевания под знаменем ислама и т. д. Всё это накладывало определённый отпечаток на развитие ментальности наших народов. Очень крепко оседало в душах людей определение «свой чужой», это передавалось с молоком матери, из рассказов своих отцов и матерей дети определяли кто свой, а кто чужой.

Разница условий жизни Элиты и простого народа на Востоке и на Западе, климатические условия жизни, разница в религиозных воззрениях и в складывающейся культурной жизни народов, всё это создавало разную ментальность жизни в целом и из этого медленно, но со всё большим на то основанием жизнь народов разводила всё дальше и дальше друг от друга, и этим самым закрепляя цивилизационные границы.

Кстати такое явление как «Бандеровщина» на юго-востоке современной Украины, и землях России, по крайней мере, до Волги воспринимается всеми, равным таким понятиям как Фашизм. Бабушки в деревнях, когда ругаются, произносят следующие слова Ирод проклятый, Иуда, Фашист, Бандера, абсолютно веря в то, что их слова достигают цели. Вот где корень всех ментальных проявлений народа. Мы с вами все выросли из этих важных понятий и точно так же пытаемся передать их детям и внукам.

Можно ли считать, что ментальность народов нашей цивилизации, близка ментальности Русского народа, думаю, они значительно ближе друг другу, чем к ментальности народов Западной Европы и Ближне-Восточной цивилизации. С точки зрения ментальности народы нашей цивилизации делятся на несколько групп. Украинцы, Беларуссы, Русские и – это первая группа народов, имеющих наиболее близкую друг другу ментальность. Вторая группа — это Грузины, Армяне, Азербайджанцы, Турки. Третья группа – Таджики, Туркмены, Узбеки и Киргизы Казахи. Особняком как бы стоит Монгольский народ. Можно ли отнести ментальность среднеазиатской группы, турок и азербайджанцев к Ближне-Восточной, навряд ли. Генетической основой тюркских народов в целом являются крепчайшее переплетение их в течении как минимум 40.000 лет с культурами племён, общего Евразийского пространства. Даже сейчас другой подход к развитию своих стран и народов демонстрируют лидеры, и народы этих стран по отношению к тому пути, которым идёт Ближний Восток, не смотря на единую религию. Дело в том, что народы Евроазии проповедуют умеренный ислам, в этих народах и по сей день, нет фанатизма, присущего арабскому исламу, хотя ислам в целом переживает фанатичный этап развития своей религии. Достаточно вспомнить Христианство 600лет назад- ведьм сжигали на кострах.

Разница в ментальности западноевропейцев и евразийцев особо ощущается даже в подаче новостных материалов в СМИ, особенно когда новости носят политический или экономический характер и затрагивают интересы межцивилизационные. Разная ментальность проявляется особенно ярко на бытовом уровне. У нас абсолютно разные бытовые привычки, начиная с того, как мы чистим зубы, умываемся, как выбрасываем мусор. Как питаемся и готовим домашнюю пищу, как устраиваем праздники, как поддерживаем родственные отношения.

Статья Владислава Суркова «Русская политическая культура» раскрывает наши различия уже на подсознательном уровне восприятия Жизни.

Стереотипы современной политики воспроизводятся с уникальной матрицы национального образа жизни, характера, мировоззрения. …. По этой версии в нашей мыслительной и культурной практике синтез преобладает над анализом, идеализм над прагматизмом, образность над логикой, интуиция над рассудком, общее над частным…..
русское культурное сознание описано как явно холистическое, интуитивное и – противопоставленное механистическому, редукционистскому(западному)

На мой взгляд, названная фундаментальная данность наделяет российскую политическую практику как минимум тремя яркими особенностями

Во-первых, это стремление к политической целостности через централизацию властных функций. Во-вторых, идеализация целей политической борьбы. В-третьих, персонификация политических институтов. Опять же, все эти вещи имеются и в других политических культурах, но в нашей несколько сверх средней меры.

Несколько слов о русском идеализме. Идеализм – главное, что до сих пор поднимало и, видимо, будет поднимать русский мир на новые орбиты развития. Если же идеальная цель теряется из виду, общественная деятельность замедляется и расстраивается. (Сурков)

Эти и другие высказывания В. Суркова позволяют в определённой степени понять, почему у нас происходили кризисы и революции, и в тоже время первый полёт в космос осуществила страна, находящаяся еще в стадии восстановления после самой страшной и кровавой межцивилизационной войны человечества. Почему произошёл развал СССР, казалось бы, на ровном месте.

Почему, казалось бы, реформы, успешно осуществляющиеся на западе или на востоке (в Китае) буксуют на нашем цивилизационном пространстве.

Кажется, Руссо задним числом упрекал Петра Великого в том, что он пытался сделать русских голландцами или немцами вместо того, чтобы дать им быть русскими и развиваться в этом качестве. Известно, что Павел I хотел наделать из русских солдат пруссаков. Большевики перерабатывали сотню этносов в советскую общность. Перестройщики в невиданную расу общечеловеков. Реформаторы 90-х к словам "русский" и "национальный" относились настороженно.

Все эти деятели, великие и не очень, не смогли, как ни старались, преодолеть "национальное, слишком национальное". Хотя бы потому, что сами были частью России. Их реформы удавались лишь в той мере, в какой опознавались как свои, как приемлемые российской культурой. Все несовместимое с жизнью нашей культуры, задевающее ее фундамент всякий раз болезненно отторгалось. (Сурков)

Точнее и не скажешь. Во всех этих преобразованиях не учитывался фактор ментальности как русского народа так и других народов Евразийской цивилизации. И только лишь тогда когда шло спокойное эволюционное развитие (не происходило ломки народа через колено) Россия и всё наше цивилизационное пространство достигало реального прогресса в Жизни. К этим временам можно отнести правление Ивана Третьего, хотя как лидер нации сам Иван был до вольно не эффективным, Александра Второго и Александра Третьего.

Мы и «Запад» разные, хотя внешне очень близкие культуры, при этом, находясь в соседстве друг с другом, многие тысячелетия мы вели себя по отношению друг к другу крайне агрессивно и враждебно. Именно эта разность близких соседей, создала жесточайшие границы, между нами.

Вот что пишет современный исследователь проблем идентичности Ивэр Нойманн: "… безотносительно к тому, какие социальные практики приобретали важность в тот или иной период (религиозные, телесные, интеллектуальные, социальные, военные, политические, экономические или какие-то иные [добавим от себя - демократические]), Россия неизменно рассматривается [Западом] как аномалия". (Сурков)

Именно этот подход повергал Крестоносцев, Наполеона и Гитлера идти войной на Русь, с идеей полного уничтожения нас. Именно такое отношение «Запада» к нам выработало в нас настороженное отношение к любому появлению вооружённых людей на наших западных границах, а у них к нам. Именно по этому то победитель Наполеона Александр Первый не достиг в политике с западными странами реальных успехов. Перечень подобных не пониманий и реальных провалов в экономике и политике можно приводить и приводить. И всё это откладывало определённый отпечаток на ментальность наших народов и ужесточало границы, между нами.

В чём же реально проявляется ментальность разных народов. В первую очередь в культуре, в обычаях Жизни простых людей, в тех традициях, которые сложились у народа и народов, проживающих в едином географическом климатическом пространстве. В той практике сложившейся между простыми людьми и Властью. Можно отметить один факт: Евразийское пространство насыщенно громадным количеством разнообразнейших культур и традиций всех народов наций и национальностей в значительно большей степени, чем Западно-Еврапейское пространство. Причиной этого являются обширные просторы, разнообразные климатические и географические условия жизни людей. Но при всём таком разнообразии для большинства народов Евразии, есть и объединяющий стержень – это русский народ, русский язык являющийся языком меж национального общения, а самое важное это длительное на протяжении тысячелетий, взаимопроникающее проживание народов, практически без разделительных границ.

Для Западно-Европейской цивилизации ( конкретно для ЕС) на данном этапе характерным является стандартизация жизни разных народов, приведение всех народов, путём отрезания национальных отличий, к какой то усреднённой человеческой особи одинаково живущей то ли в Греции то ли в Шотландии (см. статью М. Григорьева «Дефицит демократии» по-евро-американски от 31 июля 2006,)
Этот путь не является путём развития и он обязательно приведёт к катастрофе меж национальных отношений в Западной цивилизации, учитывая к тому же, что ко всем преобразованиям общественной жизни подход Брюссельской бюрократии становится всё более формализованным, и перестаёт учитывать национальные особенности и интересы народов западной Европы. Видя конкретные результаты деятельности Брюссельской бюрократии, народам нашей цивилизации не стоит объединяться на такой шаткой платформе. Даже Советский Союз не доходил до такой степени бюрократического влияния на жизнь народов своих стран, позволяя национальным проявлениям Жизни оставаться в жизни народов, не только в культурной плоскости, но и в той реальной жизни простых людей. И как мы с вами помним и знаем жизнь Грузин на Кавказе, резко отличалась от жизни, предположим людей средней полосы России и так далее.

И в тоже время, общая жизнь в одном государстве постепенно сглаживала национальные противоречия в их крайней форме. Однако тот Жесточайший каркас, который КПСС создала для Жизни громадного количества народов нашей цивилизации, оказался не жизнеспособным и при незначительных экономических трудностях народы СССР, сбросили эту жёсткую конструкцию и предпочли жить самостоятельными государствами. Но уже сложившаяся общая ментальность народов позволили развод по разным квартирам, а это очень сложная процедура, провести практически мирным путём. Только из-за бездарного поведения элиты отдельных республик ( Грузия Армения Азербайджан и Молдова) возникли очаги напряжённости. Не обходимо отметить крайне выдержанную позицию русского народа потерявшего в процессе развода больше всех и территории и русских людей, которые сейчас живут в разных странах. С другой стороны, наличие большой прослойки русских в этих самостоятельных республиках, значительно сдерживает центробежные силы Стран именно нашей цивилизации. Те же республики, которые по сути своей являлись территорией Западноевропейской цивилизации, со всех ног бросились в объятия ЕС и НАТО. Именно тот факт, что им дали спокойно это сделать и говорит о том, что мы Евразийцы, как бы изначально знали и знаем границы своей цивилизации. Ведь совсем другая ситуация возникает тогда когда лидеры Украины настроенные крайне прозападно (приведу их имена Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко и их подручник Яценюк) подписали бумаженцию о якобы готовности Украины вступить в НАТО. Народы наших двух стран Украины и России однозначно стали рассматривать этот шаг этих «правителей» как предательство интересов Украинского и Русского народов. Надо сказать, что юго-восток Украины, это в основном русский народ, волею судеб оказавшийся на территории нового государства под название Украина. Именно ментальное понимание Жизни этого южнорусского народа так и рассматривает данную писульку трёх придурков. Сложнее ситуация по этому же вопросу в Грузии. Понимая, что никогда Грузия не будет являться страной Западно-Европейской цивилизации, так же как и Турция, элита и значительная часть грузинского народа стремится любым способом попасть в военную структуру Запада, в НАТО, надеясь с помощью такого шага вернуть себе территорию Абхазии и Южной Осетии. Но сами страны НАТО, особенно США показывают такие чудеса двойных стандартов в подходе к международным делам, имеется в виду Косово, что надежды Грузин присоединить Ю. Осетию и Абхазию, тают на наших глазах.

Ментальность- очень серьёзная штука в жизни человека, народов и стран, она во многом является той тонкой не заметной, но не рвущейся нитью, которая определяет политику современных государств. Ментальность народов, это качественная характеристика, определяющая и то в какую цивилизацию входит этот народ.

Во многом ментальность определяется и генетическим кодом народа, от того как этот генокод развивался в течении тысячелетий у народа, строилась и жизнь конкретных людей. Собственно жизнь многих поколений народа и определяет сам генетический код. Достаточно сказать, что столь разные народы, как русские и буряты, или якуты с монголами имеющие разные расовые корни, религию, имеют значительно больше общих черт ментальности, чем не столь далеко проживающий от них соседний народ Китайский. И это всё определённым образом сказалось на том какие народы вошли в Евразийскую или в Китайскую цивилизацию. достаточно сказать, что народы Китайской цивилизации Китайцы, Вьетнамцы, Лаосцы и другие, практически слабо ассимилируются в других цивилизациях. Это показывает современная Жизнь.