Одной из причин роста дефицита электроэнергии и отключений целых городов и районов стало увеличение её потребления предприятиями ВПК (а не «майнерами криптовалют», как поспешил заявить Путин). Поскольку производство оружия будет оставаться приоритетным, а возможности расширения генерации - крайне скудные, проблема будет решаться единственно возможным путем: за счет ограничения потребления населением.
Отключения электроэнергии за последнюю неделю коснулись территории, на которой проживает несколько миллионов человек. В частности, ограничения введены в Ростовской области, в аннексированном Крыму, Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Дагестане.
Власти пытаются объяснить происходящее:
- Аномальной жарой. Например, министерство энергетики Ставропольского края утверждает, что «сильная жара на Юге России приводит к перегрузу на транзитных линиях», а отключения происходят «для сохранения энергооборудования, а также избежание массового отключения всех потребителей».
- Перегрузом сетей из-за экстремально высокого потребления бытовых потребителей. В частности, на этом моменте акцентировал внимание губернатор Ростовской области Василий Голубев.
- Нецелевым использованием энергоресурсов. По оценке Минэнерго РФ (на которую ссылался Путин, комментируя ситуацию с энергодефицитом) ежегодно на цели криптомайнинга расходуется 16 млрд кВт.ч электроэнергии, то есть около 1,5% от общего энергопотребления в РФ.
О том, что в части регионов существует давний дефицит энергомощностей, а также о резком наращивании потребления предприятиями ВПК официальные СМИ не упоминают.
- В России крайне энергозатратная промышленность. По оценкам экспертов, для выработки единицы продукции в РФ нужно на 44% больше энергии, чем в мире. Не в технологичных странах, а чем в среднем во всем мире, включая отсталые государства Африки.
- Основной рост потребления электроэнергии в промышленности приходится на предприятия ВПК. По оценкам Европейской комиссии в 2023 году в России наблюдался рост на 30-40% по сравнению с 2021 годом в отраслях, связанных с военно-промышленным комплексом. Собственно, почти весь рост российской экономики обусловлен в первую очередь ростом военных расходов, занимающих 6% ВвП (10,8 трлн руб.).
- Новые мощности вводятся крайне малыми темпами. Например, Росатом сооружает только 3 энергоблока в РФ (для сравнения - за границей он участвует в строительстве 39 энергоблоков в 10 странах).
Степень износа основных фондов распределения электроэнергии в 2022 году достигла 65.4%. В топливноэнергетическом секторе приемлемым считается износ основных фондов до 45%. Показатель от 45% до 60% свидетельствует о предкризисной ситуации, выше 65% — сигнализирует о необходимости быть готовыми к аварийным ситуациям и постоянным сбоям в подаче электроэнергии..
1. Путин не смог сдержать обещание, данное поданным к первой годовщине начала СВО («Пушки вместо масла - так ситуация в России развиваться не будет»). Российская экономика (и энергетика), прогрессом которой гордится и козыряет Кремль, не вытягивает одновременно и рост производства оружия и поддержку остальных сфер.
2. Война/ВПК является очевидным приоритетом, а населению придётся «ужаться» в своём потреблении. При этом власть пытается «переводить стрелки», рассказывая, что виновниками дефицита являются «майнеры криптовалют» или же, что они порождены исключительно природными аномалиями.
3. Южный регион и до начала «СВО» был энергодефицитным, а после «присоединения новых регионов» ситуация еще более усугубилась. В частности, той же Ростовской области нужно «вытягивать» энергосистему ДНР-ЛНР
4. Под большим вопросом способность устранить дефицит энергомощностей. В большинстве случаев на новых станциях устанавливались импортные турбины, которые теперь недоступны из-за санкций.
5. «Узкие места» российской энергосистемы очевидны и для Украины. Россия жестко атакует украинскую энергетику, по неизвестным причинам считая, что никаких «зеркальных» действий в этом плане не последует.