«В своё время картина прогремела, но на короткий срок — постепенно исчезал прокат и существование фильма ограничилось творческой средой. Два темперамента сошлись и породили картину внутренне-конфликтную, отчего картина приобрела многомерность».
Киновед, культуролог и критик Кирилл Разлогов
Я посмотрела фильм в начале прошлого месяца и собралась с силами, чтобы хоть что-то написать о нем, только сейчас. Когда говорят о перестроечном «чернушном» кино, то эту историю следует включать в первые ряды. Пожалуй, ни один фильм не вызвал у меня таких неприятных ассоциаций, депрессивных мыслей и негативных эмоций, как этот. Мне сложно подобрать слова, но наиболее верным кажется безнадежность. Зачем, почему люди выбирают так жить?
Лента имеет ряд наград – она стала «Картиной года» на Мосфильме в 1988 году, получила медаль имени Витторио Де Сика и приз имени Эльвиры Нотари Международной ассоциации женщин-кинематографистов на Венецианском кинофестивале в 1989 -ом.
«Когда закрутилась перестройка, полилась вся эта грязь, мы с режиссёром Ольгой Наруцкой решили, что сейчас самое главное в жизни — семья. Только она может удержать человека на плаву. Вот и сделали фильм о семье — мама, папа, дочь, соседка. Жизнь».
Сценарист фильма Надежда Кожушаная
То есть идея была – снять кино о ценности семьи и сложных взаимоотношениях на фоне советской действительности переходной эпохи. Вот только история получилась странная, мягко говоря. Как и решение пригласить на роль Тамары Александровны печально известную советскую красавицу Валентину Малявину, только что вышедшую из тюрьмы. Нет, дело не в том, что актриса отсидела за убийство мужа, а в том, что фильм назван её именем, в титрах указано – «её муж» и «её дочь», а самой Тамары Александровны нет. Точнее, Малявина появляется на тридцать секунд в самом начале. И всё.
«Любовь — это действие».
🎬Муж и дочь Тамары Александровны (1988)
Итак, кто наши герои:
Тамара Александровна (Валентина Малявина) – с мужем разошлась, теперь они живут на разных этажах одного подъезда. Однажды Тамара симулирует приступ перитонита и на скорой уезжает в больницу. На самом деле она просто устала от семейных хлопот и таким странным способом решила передохнуть. И даже когда её хитрость раскрывается, Тамара, возвратившись домой, делает вид, что ничего страшного не произошло и она молодец, и дочери дверь даже не открывает.
Муж Тамары Александровны Валерий (Александр Галибин). Тамара и Валерий поженились, когда он был десятиклассником, а она его учительницей французского. Валерий ведет свободный образ жизни, но сейчас вынужден «воспитывать» дочь, которая переселилась к нему на время отдыха матери. Валерий жалуется на тяжелую судьбу коллеге (Александр Демьяненко) и сетует, что молодость прошла зря. Наигравшись в заботливого папу и узнав, что бывшая жена вернулась, пытается спихнуть Катю обратно – уж слишком сложно и ответственно это, заниматься воспитанием.
Они старательно «счастливо» орут в новогоднюю ночь, изображая радость, чтобы Тамара Александровна услышала и поняла, как им хорошо и без неё. Но им вообще не хорошо. Как с ней, так и без неё.
Дочь Тамары Александровны – Катя (Анна Баженова) – тринадцатилетняя девчонка, острая на язык. Переживает разлад родителей, чувствует себя ненужной, что, в общем то, так оно и есть – взрослые заняты своими проблемами и решением жилищного вопроса. Ей претит их образ жизни, но другого примера перед глазами нет. Катя ведет переписку с таинственным Е.Е и влюблена в старшеклассника Федю.
Федя (Евгений Калинцев) относится к воздыханиям Кати как к детскому лепету, ведь десятиклассник Федя уже отец ребенка цыганки, которая не позволяет ему видеться с сыном. Отчаявшись добиться расположения своей цыганки и, наверное, мечтая отомстить всему женскому полу, Федя позволяет Кате быть взрослой и приглашает её на интимное свидание, прихватив с собой двух друзей (в роли одного из них Александр Домогаров). И когда Катя на свидание не приходит, Федя с друзьями избивает до полусмерти Валерия, её отца.
«Почему же, чтобы понять, как сильно любишь человека, нужно его обидеть?»
Кто еще? Вульгарная и неуравновешенная учительница физкультуры (Татьяна Рудина) оказавшаяся одноклассницей и первой любовью Валерия и также ученицей Тамары Александровны. Мать Феди (Галина Соколова), устраивающая истерику, когда ей тайком приносят внука, парочка чудаковатых сестер-близняшек, одна другой не лучше (Антонина Дмитриева), ну и так, по мелочи разный сброд.
Тут плохо всё. Судьбы, мотивы героев, тёмная депрессивная картинка ужасного качества (и даже нет желания корректировать), дёргающаяся камера, словно это нервный тик, ужасающая, гнусная, просто добивающая музыка – как ножом по пенопласту, честное слово.
Фильм, который физически тяжело смотреть и после которого не хочется говорить. Хочется отмыться.
Чудовищно по силе воздействия на психику, так что надо вам оно или нет – решайте сами, в этот раз без рекомендаций.
Кто помнит это кино?