Найти тему
Лекторий Dостоевский

Русская усадьба 2ч.

Итак, усадьба – от слова усаживаться, оседать. Тесно привязываясь к земле, обрастая на ней хозяйственными постройками. Господский дом прятался в окружении сада, к нему вела подъездная аллея. Старинные усадьбы XVIII века обычно представляли собой одноэтажные деревянные строения. Лишь немногие очень состоятельные дворяне могли позволить себе построить двухэтажный каменный дом.

К середине XIX века внешний облик усадеб стал гораздо разнообразнее. Появились огромные усадебные комплексы, больше напоминавшие дворцы, в которых размещались сотни человек. Однако сохранялся и старинный тип — небольшие одноэтажные деревянные постройки. Тем не менее, в каждой усадьбе, какого бы размера она ни была, присутствовало разделение жилого пространства на три части: на жилую, парадную и хозяйственную.

В парадной части дома обычно располагались вестибюль, зал, гостиная, столовая, библиотека, парадная спальня, будуар хозяйки. Разумеется, количество парадных комнат определялось размером усадьбы: в небольших домах хозяева могли ограничиться гостиной и столовой. Все парадные комнаты образовывали анфиладу, то есть располагались в ряд и были проходными.

В парадных помещениях размещали самую лучшую мебель — мягкие диваны и кресла, чья обивка соответствовала цвету стен. По основному цвету помещения часто получали своё название, например, Зелёная или Розовая гостиная. В парадном зале находился рояль или пианино, чтобы можно было устраивать танцы или просто музицировать. А в гостиной обязательно ставили лОмберные столы для игры в карты. ЛОмберный столик — квадратный или прямоугольный складной стол для игры в карты, разновидность игорного стола.

Вообще, интерьер парадной зоны соответствовал пристрастиям и интересам хозяев. Например, если помещик любил бильярд, то для этой игры выделялось отдельное помещение с бильярдными столами.

Часть времени, безусловно, была посвящена хозяйственным вопросам. Нужно было следить за хозяйством, чтобы деньги не умыкнул управляющий; руководить изготовлением заготовок, которые являлись важным подспорьем при ведении семейного бюджета; откладывать деньги на приданое для дочерей и многое, многое другое.

Помимо насущных дел, многие помещики занимались самообразованием, подписываясь на литературные или общественно-политические журналы, собирая библиотеки.

-2

Итак, основа, база усадебной жизни неразрывно связана с землёй. Вообще, русский человек – это тот, кто привязан корнями к земле. У нас под 200 наций живет в государстве, но все мы – русские. Именно по принципу связи с землей, корнями, родом. Но и без сакрализации понятия земли, без метафизики и так далее, тесная связь с землей – русского человека в целом и дворянской усадьбы в частности, носит и понятный, простой характер, приземленный – простите за тавтологию.

Во-первых, с древнейших времён земля кормила дворянскую семью в самом буквальном смысле — в виде денег, вырученных с продажи сельскохозяйственной продукции, такой как домашние заготовки на зиму, фрукты, ягоды, грибы, рыба, птица, даже сено, дрова. Землевладельцы, не умеющие управлять своим наделом, нередко могли влачить жалкое полуголодное существование. Во-вторых, земля воспринималась именно как родовое гнездо, как своё место, наполненное традициями и памятью предков. Не метафизически, а вполне конкретно – место продолжения рода, место встреч, жизни, свадеб, учебы, мирной старости. Усадьба воспринималась не просто как малая родина; она на самом деле являлась своеобразным музеем семейной истории, в котором можно было увидеть наследие прошлого и буквально прикоснуться к нему.

И, в-третьих, земля стала объектом воплощения идей, творчества. Здесь создавали удивительные садово-парковые ансамбли с прудами и лабиринтами, возводили оранжереи, высаживали цветники. Это как китайский шар в шаре – с одной стороны, происходило развитие вовне – с этими застройками на земле, оформлением вида вокруг. С другой – с концентрацией на самой усадьбе, на этой отдельно взятой точке, с усовершенствованием именно ее. Усадьба – потому и символ России, потому что это Россия и есть, страна в миниатюре, микромир в макромире. Укрепляли это устоявшиеся и не менявшиеся десятилетиями порядки, традиции, особенности быта, интерьера, домашнего обучения, занятий частных и общих. Эти традиции, совместное времяпрепровождение, некоторая скука от этой свалившейся на дворян вольности, привела к эстетизации пространства и образа жизни в усадьбе.

Важно, что усадьба как бы снова объединила разрозненные было сословия – дворянство, духовенство и крестьянство. Объединенные землей, несмотря на пропасть во многом между ними, они оставались единым государством в государстве.

Жизнь Толстого вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина — одного из героев романа «Анна Каренина». Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

Ведь 18 век – это было время обращения к классицизму, интереса к человеку, к его душе и поведенческим моделям. Которые в итоге формируют характер, а то и судьбу. Все это человечество уже изучало и демонстрировало в период Античности. Драматургия как неотъемлемая часть античной культуры, вызывала в XVIII столетии особый интерес. Еще с подачи Петра Первого в его времена по нашим городам и весям активно гастролировали европейские театральные труппы, в основном, из Италии, Франции и Германии. Театры по типу этих были необычайно популярны везде - в помещичьей среде, где создавали крепостные театры, в школах, в частных усадьбах. И вот к рубежу веков – 18го и 19го – когда усадьба стала явлением, понятием, а не просто дачным домом среди хозпостроек, увлечение театром, искусством стало просто-таки обязательной частью усадебной жизни. Дамам и господам из высшего света часто бывало откровенно скучно, и театр стал еще одной возможностью разбавить однообразные будни. Благодаря любительским спектаклям будни семьи оживлялись. К премьере домашнего спектакля готовились неделями: выбирали произведения и распределяли роли, репетировали и создавали декорации, шили костюмы и продумывали грим. Мандраж и всеобщая взбудораженность насыщали усадебную жизнь. Почему театр стал так популярен в усадебной жизни? Своя реальность не была столь насыщенна. Требовалось метафорически ее как бы исказить, переиначить. Эту остроту и яркость жизни дает театр. Это как мы в период карантина погрузились в череду сериалов. Своя жизнь была однообразна и закована пространством дома. Так и с усадьбами…

При этом в те годы ремесло актера считалось в дворянских кругах дурным тоном. А вот участие в любительских спектаклях за закрытыми дверями особняков не вызывало порицания. Среди актеров, занятых в постановках, бывали члены одной или нескольких семей, соседи и близкие друзья. В домашних спектаклях богатых помещиков актерами часто становились крестьяне и дворовые люди.

Большинство пьес для домашних подмостков дворяне заимствовали из репертуара французского классического театра. В конце XVIII века на сцене провинциального театра графа Александра Воронцова — одного из самых просвещенных людей своего времени — появились пьесы и русских драматургов. И это новое поколение драматургов уже полностью сосредоточилось на истории и быте России. При этом помещики не ставили слишком вольнодумные пьесы: это могло плохо отразиться на репутации, а то и свободе. Критика чиновников и недовольство крепостничеством были табуированными темами для крепостных театров.

Особо увлеченные театром помещики часто отдавали детей своих лакеев, конюхов и дворецких на воспитание в пансионы, где их учили французскому и итальянскому, рисованию, пению, гуманитарным и точным наукам. Самые толковые ученики становились актерами, остальные могли служить в театре за сценой (костюмерами, гримерами, музыкантами, хореографами). Знаменитыми крепостными творческими людьми были актер Михаил Щепкин, художники Василий Тропинин, Орест Кипренский, Николай Аргунов, архитектор Андрей Воронихин.

…Однако такой подход не был повсеместным, не все были готовы на такие траты и ожидания. Чаще всего Офелиями и Эдипами становились безграмотные крепостные, и театральное искусство давалось им через силу.

Конечно же, как и в любой другой социальной группе, в среде дворянства встречались крайности. На одном полюсе — помещица Салтычиха, прославившаяся своими садистскими выходками. На другом — граф Лев Толстой, который пытался стать для своих крепостных крестьян «отцом родным». Но всё же большинство помещиков счастливо обретали нужную «подслеповатость», позволявшую им не видеть невыносимые условия жизни тех, кто находился рядом с ними. А также инфантильность, которая помогала им избегать чувства ответственности.

Если брать уже середину XIX столетия - это всплеск интереса к мысли, искусству, это модерн и эклектика. Когда, казалось, еще вчера были реалисты и передвижники, но на пятки им уже наступают модернисты. С одной стороны – социальная подоплека, реализм и детальность, с другой – сказки, увлечение востоком и мифами.

…Это было, прямо-таки, странное время – технологического прорыва и тоски по древнему и экзотическому. Телеграф, метро, поезд, лифт сократили расстояние, фотография остановила время… Полностью переформатировав культуру бытия. Но, при этом очень многое осталось буквально на каком-то феодальном уровне – вот это крепостничество, доступные столь немногим права, бедность, голод, тяжелый изнурительный труд. На этом контрасте вновь ожил интерес к истории, крестьянству; забота о нем, понимание того, что крепостничество должно прекратиться. Народная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры. И усадьбы коснулась напрямую.

Крепостные театры, как и усадебная культура, просуществовали до того времени, как Александр Второй подписал Манифест об отмене крепостного права. Актеры и театральные сотрудники получили право уходить от теперь уже бывших хозяев, создавать собственные труппы, гастролировать. Некоторые усадебные театры перешли на коммерческие начала, но большинство просто опустело. Так завершился золотой век русской усадьбы. Дворянства с его укладом. Крестьянства и дворянства – как, оказывается, они взаимозависимы. Кончилось одно, завершило свою историю другое. И дальше уже начиналась история совершенно новой России.

Русскую усадьбу часто сравнивают с государственным устройством в миниатюре. И правда, в дворянском поместье нашли своё отражение все противоречия и уродства государственного устройства Российской империи и вся красота русской культуры. Усадьба пронзительна, нежна, напрямую связана с прекрасным в нашей истории, равна ностальгии по тому действительно золотому во всех смыслах веку.

Недаром и сегодня так популярны арт-пространства где-то на природе, вроде анклавов для творческих, думающих людей. Но если в наши дни это всего лишь дань моде, искусственная попытка возродить эту былую красоту, то тогда, на рубеже 18 и 19 веков это было взаправду, этим жил русский мир, этим он по сути являлся.