Найти тему
Мёдный Рыцарь

Прошёл тихо, но оставил яркий след

Оглавление

Шугар: новый не нео-нуар от Apple TV+

Пару месяцев назад на стриминговой платформе от Apple вышел детективный сериал в эстетике нео-нуара с сюжетным поворотом, который обсуждали даже больше, чем сам сериал. Особенное внимание в профессиональной среде “Шугар” привлёк неожиданным твистом в последних сериях, но на фоне этого рояля в кустах из зрительской дискуссии умелькнули другие, более значительные достоинства и особенности сериала. Речь идёт о таких его аспектах, которые делают “Шугар” не просто очередной попыткой в вымирающий жанр, а что-то свежее, оригинальное. Именно этим моментам будет посвящена статья.

И, конечно же, спойлеры! Тот самый поворот, нет, ПОВОРОТИЩЕ мы тоже рассмотрим.

Восприятие сериала

Джон Шугар работает частным детективом, выполняя заказы особенно важных и богатых персон по всей планете. Он разыскивает людей, где бы они не находились и доставляет их домой, чего бы это ему не стоило. При этом Джон крайне не любит насилие, состоит в некой тайной организации и как настоящий меланхоличный детектив из нуарных фильмов часто рассуждает на вечные темы. Вернувшись в Америку, он тут же принимается за новый заказ — найти девушку по имени Оливия, внучку известного кинопродюсера Джонатана Сигела. Вот только обычная работёнка таинственным образом оказывается связана с личной драмой Джона, которую он никак не может отпустить…

Чем хочет казаться сериал? На уровне синопсиса — это обычный детектив в декорациях голливуда (привет, “Сансет Бульвар”). На уровне картинки и деталей? Нео нуар с всеми присущими ему чертами: молчаливый герой-одиночка, дама в беде (много дам, все в бедах), противодействие среды и товарищей. Но что же является подлинной сутью сериала? На самом деле, всё вышеперечисленное — правда, но с маленьким нюансом. Сериал лишь имитирует детективный нуар, как это делает сам Джон Шугар. Очень постмодернистский концепт, если подумать.

Кино будет мелькать на экране очень-очень часто
Кино будет мелькать на экране очень-очень часто

Джон воспринимает себя детективом из его любимых фильмов — он настоящий синефил. И монтаж сериала подкрепляет мышление героя: нам регулярно показывают вырезки из хроники или фильмов прошлых лет. Это ретроспектива внутри сериала иногда становится частью фабулы, то есть в ход идёт метадраматургия. Куски кинокартин дополняют мысли героя. Они выступают не только частью антуража, но и формируют психологию протагониста. Такой тонкий приём требует огромной кропотливости, и, как мне кажется, эта деталь является самой впечатляющей во всём сериале.

По кадрам из киноклассики американских нуаров в этом сериале можно делать киноквиз
По кадрам из киноклассики американских нуаров в этом сериале можно делать киноквиз

Ух тыж поворот

Внимание! Спойлеры! Сейчас поговорим о том самом твисте, который взбудоражил всех зрителей. Если хотите посмотреть сериал сами, можете перейти к следующему блоку. Но скажу от себя вот что: этот спойлер не убьёт восприятие от сериала, а только улучшит его. Потому что многие события становятся понятны только с ним. Так что не стоит бояться узнать всё заранее. Не так страшен чёрт…

К слову о чёрте: нет, Джон не какой-то там бес, он всего-навсего инопланетянин. Да, приземлённый детектив на поверку оказывается межгалактической историей с масштабными планами, вторжением и инфильтрацией в человеческое общество. Кто бы мог подумать… На самом деле, сценаристы удачно подводят к этому повороту. На протяжении всего сериала они расставляют чеховские ружья (или удочки?), намекающие на этот поворот. Но, конечно же, при просмотре вы подумает не о пришельцах, а каком-то заговоре спецслужб или чём-то в этом духе. То есть, не зная всей сути происходящего, вас успешно обманывают несколько серий подряд, чтобы затем открыть очень не очевидную правду.

Собрание пришельцев выглядит, как встреча анонимных алкоголиков. Потрясающе
Собрание пришельцев выглядит, как встреча анонимных алкоголиков. Потрясающе

И это замечательный поворот. Единственное, вам надо принять его эстетически, душой, но с точки зрения драматургии он сделан хорошо. А вот что сделано не очень хорошо, так это дальнейшее раскрытие инопланетных интриг с пропажей сестры главного героя. Эту тему явно оставили на второй сезон, который… Случится ли? Можно было завершить историю на высокой ноте. Но Марк Протосевич, сценарист и главный автор истории, видимо, решил сделать финал первого сезона минорным, чтобы выжать по максимуму эмоций из второго. Разумное ли это решение? Покажет время.

Главное достоинство сценария — его герой

И это утверждение не будет преувеличением. Конечно, неожиданные повороты — это хорошо, это мы любим, но “Шугара” ты смотришь ради… Шугара. Он тут главная вишенка на торте (простите, не удержался).

Нет, ну правда крут
Нет, ну правда крут

Арка протагониста продумана вплоть до мелочей. У героя есть проблемы с окружающим миром (не может нормально общаться с людьми), есть профессиональная проблема (зацикленность на деле), которая ещё подкреплена личной драмой (пропажа сестры). И, вдобавок ко всему, конфликт с собственной природой, то есть телом. Идеальный старт для линии героя. По ходу сериала сюжетные ветки развиваются и получают какой-то промежуточный итог. Наконец, антагонист обретает конкретное воплощение. И это логично, ведь Шугар постепенно принимает насилие, как часть мира, значит, противостоять он должен не условному врагу в виде тайны или собственному личностному кризису, а обычному человеку. Из плоти и крови.

Пожалуй, Колин Фаррелл — главный актёр в Голливуде для таких странных, самобытных героев. Он идеально раскрывает своего персонажа. Сначала может показаться, что Колин Фаррелл играет… Колина Фаррелла, но ближе к концу первого сезона ты наконец-то начинаешь понимать, насколько же хорошо понимает свой образ актёр. Он именно такой: странноватый, сам себе на уме и очень мечтательный. Причём, не только в рабочем файле с характеристиками персонажей, но и на экране.

Наверное, перед Фарреллом поставили задачу навроде: "Думай, типо ты крутой, и все на тебя смотрят"
Наверное, перед Фарреллом поставили задачу навроде: "Думай, типо ты крутой, и все на тебя смотрят"

Но что-то не так…

А что именно не так — вопрос риторический. Сериал медленно набирает темп, довольно просто обыгрывает множество второстепенных линий и удивляет не так часто, как мог бы. Да, каждая находка в сериале запоминается надолго. Например, сцена с диском, на котором записан монолог убийцы. Герой понимает, что не всё так просто с этой записью, но в чём именно тайна — он не может узнать. И, растягивая прослушивание диска, он узнаёт всё новые и новые подробности дела. Поэтому, когда он заканчивает прослушивание записи, у него появляется нужный ему ответ. В этом есть саспенс, в этом есть интрига, это банально красиво и логично. Такие моменты заставляют любить это шоу. Но таких изобретательных деталей меньше, чем хотелось бы.

Резюмируя, можно сказать следующее: “Шугар” набрал обороты в середине сезона и жутко затормозил в конце. На то есть много причин и нюансов, но самое главное — дело раскрыто, а вот глобальный сюжет только начался.

Интересно, вернутся ли к истории Оливии во втором сезоне...
Интересно, вернутся ли к истории Оливии во втором сезоне...

Проект получился очень впечатляющим. Несмотря на некоторые недочёты, “Шугар” больше удивляет и радует, чем расстраивает. Хочется надеяться, что такой необычный сериал ко второму сезону приобретёт новые драматургические и визуальные инструменты. Потому что дважды этот трюк не сработает: поворот-перевёртыш хорош, когда он в единичном экземпляре. В этом его ценность.

Ждём второй сезон, наслаждаемся первым и надеемся, что Apple, стиснув зубы, переживёт катастрофические убытки от своего стриминга и продолжит радовать настолько интересными и оригинальными проектами.

Эта и другие мои статьи также доступны в моём телеграм канале @medniknight. В нём я публикую не только большие материалы, но и веду микро-блог о жизни сценариста в Москве. Подписывайтесь!