Шугар: новый не нео-нуар от Apple TV+
Пару месяцев назад на стриминговой платформе от Apple вышел детективный сериал в эстетике нео-нуара с сюжетным поворотом, который обсуждали даже больше, чем сам сериал. Особенное внимание в профессиональной среде “Шугар” привлёк неожиданным твистом в последних сериях, но на фоне этого рояля в кустах из зрительской дискуссии умелькнули другие, более значительные достоинства и особенности сериала. Речь идёт о таких его аспектах, которые делают “Шугар” не просто очередной попыткой в вымирающий жанр, а что-то свежее, оригинальное. Именно этим моментам будет посвящена статья.
И, конечно же, спойлеры! Тот самый поворот, нет, ПОВОРОТИЩЕ мы тоже рассмотрим.
Восприятие сериала
Джон Шугар работает частным детективом, выполняя заказы особенно важных и богатых персон по всей планете. Он разыскивает людей, где бы они не находились и доставляет их домой, чего бы это ему не стоило. При этом Джон крайне не любит насилие, состоит в некой тайной организации и как настоящий меланхоличный детектив из нуарных фильмов часто рассуждает на вечные темы. Вернувшись в Америку, он тут же принимается за новый заказ — найти девушку по имени Оливия, внучку известного кинопродюсера Джонатана Сигела. Вот только обычная работёнка таинственным образом оказывается связана с личной драмой Джона, которую он никак не может отпустить…
Чем хочет казаться сериал? На уровне синопсиса — это обычный детектив в декорациях голливуда (привет, “Сансет Бульвар”). На уровне картинки и деталей? Нео нуар с всеми присущими ему чертами: молчаливый герой-одиночка, дама в беде (много дам, все в бедах), противодействие среды и товарищей. Но что же является подлинной сутью сериала? На самом деле, всё вышеперечисленное — правда, но с маленьким нюансом. Сериал лишь имитирует детективный нуар, как это делает сам Джон Шугар. Очень постмодернистский концепт, если подумать.
Джон воспринимает себя детективом из его любимых фильмов — он настоящий синефил. И монтаж сериала подкрепляет мышление героя: нам регулярно показывают вырезки из хроники или фильмов прошлых лет. Это ретроспектива внутри сериала иногда становится частью фабулы, то есть в ход идёт метадраматургия. Куски кинокартин дополняют мысли героя. Они выступают не только частью антуража, но и формируют психологию протагониста. Такой тонкий приём требует огромной кропотливости, и, как мне кажется, эта деталь является самой впечатляющей во всём сериале.
Ух тыж поворот
Внимание! Спойлеры! Сейчас поговорим о том самом твисте, который взбудоражил всех зрителей. Если хотите посмотреть сериал сами, можете перейти к следующему блоку. Но скажу от себя вот что: этот спойлер не убьёт восприятие от сериала, а только улучшит его. Потому что многие события становятся понятны только с ним. Так что не стоит бояться узнать всё заранее. Не так страшен чёрт…
К слову о чёрте: нет, Джон не какой-то там бес, он всего-навсего инопланетянин. Да, приземлённый детектив на поверку оказывается межгалактической историей с масштабными планами, вторжением и инфильтрацией в человеческое общество. Кто бы мог подумать… На самом деле, сценаристы удачно подводят к этому повороту. На протяжении всего сериала они расставляют чеховские ружья (или удочки?), намекающие на этот поворот. Но, конечно же, при просмотре вы подумает не о пришельцах, а каком-то заговоре спецслужб или чём-то в этом духе. То есть, не зная всей сути происходящего, вас успешно обманывают несколько серий подряд, чтобы затем открыть очень не очевидную правду.
И это замечательный поворот. Единственное, вам надо принять его эстетически, душой, но с точки зрения драматургии он сделан хорошо. А вот что сделано не очень хорошо, так это дальнейшее раскрытие инопланетных интриг с пропажей сестры главного героя. Эту тему явно оставили на второй сезон, который… Случится ли? Можно было завершить историю на высокой ноте. Но Марк Протосевич, сценарист и главный автор истории, видимо, решил сделать финал первого сезона минорным, чтобы выжать по максимуму эмоций из второго. Разумное ли это решение? Покажет время.
Главное достоинство сценария — его герой
И это утверждение не будет преувеличением. Конечно, неожиданные повороты — это хорошо, это мы любим, но “Шугара” ты смотришь ради… Шугара. Он тут главная вишенка на торте (простите, не удержался).
Арка протагониста продумана вплоть до мелочей. У героя есть проблемы с окружающим миром (не может нормально общаться с людьми), есть профессиональная проблема (зацикленность на деле), которая ещё подкреплена личной драмой (пропажа сестры). И, вдобавок ко всему, конфликт с собственной природой, то есть телом. Идеальный старт для линии героя. По ходу сериала сюжетные ветки развиваются и получают какой-то промежуточный итог. Наконец, антагонист обретает конкретное воплощение. И это логично, ведь Шугар постепенно принимает насилие, как часть мира, значит, противостоять он должен не условному врагу в виде тайны или собственному личностному кризису, а обычному человеку. Из плоти и крови.
Пожалуй, Колин Фаррелл — главный актёр в Голливуде для таких странных, самобытных героев. Он идеально раскрывает своего персонажа. Сначала может показаться, что Колин Фаррелл играет… Колина Фаррелла, но ближе к концу первого сезона ты наконец-то начинаешь понимать, насколько же хорошо понимает свой образ актёр. Он именно такой: странноватый, сам себе на уме и очень мечтательный. Причём, не только в рабочем файле с характеристиками персонажей, но и на экране.
Но что-то не так…
А что именно не так — вопрос риторический. Сериал медленно набирает темп, довольно просто обыгрывает множество второстепенных линий и удивляет не так часто, как мог бы. Да, каждая находка в сериале запоминается надолго. Например, сцена с диском, на котором записан монолог убийцы. Герой понимает, что не всё так просто с этой записью, но в чём именно тайна — он не может узнать. И, растягивая прослушивание диска, он узнаёт всё новые и новые подробности дела. Поэтому, когда он заканчивает прослушивание записи, у него появляется нужный ему ответ. В этом есть саспенс, в этом есть интрига, это банально красиво и логично. Такие моменты заставляют любить это шоу. Но таких изобретательных деталей меньше, чем хотелось бы.
Резюмируя, можно сказать следующее: “Шугар” набрал обороты в середине сезона и жутко затормозил в конце. На то есть много причин и нюансов, но самое главное — дело раскрыто, а вот глобальный сюжет только начался.
Проект получился очень впечатляющим. Несмотря на некоторые недочёты, “Шугар” больше удивляет и радует, чем расстраивает. Хочется надеяться, что такой необычный сериал ко второму сезону приобретёт новые драматургические и визуальные инструменты. Потому что дважды этот трюк не сработает: поворот-перевёртыш хорош, когда он в единичном экземпляре. В этом его ценность.
Ждём второй сезон, наслаждаемся первым и надеемся, что Apple, стиснув зубы, переживёт катастрофические убытки от своего стриминга и продолжит радовать настолько интересными и оригинальными проектами.
Эта и другие мои статьи также доступны в моём телеграм канале @medniknight. В нём я публикую не только большие материалы, но и веду микро-блог о жизни сценариста в Москве. Подписывайтесь!