Найти тему
Архивариус

"Потемкинские деревни", которых не было

Фразеологизм "Потемкинские деревни" прочно закрепился в русском языке в качестве синонима очковтирательства. Однако он совершенно несправедлив по отношению к светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, который никаких бутафорских деревень не создавал, чтобы пустить пыль в глаза Екатерине II.

Во-первых, единственным первоисточником о бутафорских деревнях служат записки саксонского дипломата Георга Адольфа Вильгельма фон Гельбига, которые доверия не могут вызывать по причине того, что они с Екатериной II питали к друг другу взаимную неприязнь. Ее Императорское Величество возмущало, что дипломат развлекает саксонский двор выдумками и небылицами о ней самой и о России. То есть, Гельбиг неоднократно уличался во лжи и неуклонном стремлении дискредитации Екатерины II.

Легенда о "потемкинских деревнях", кстати, была направлен на дискредитацию императрицы, а не светлейшего князя. Гельбиг стремился выставить ее глупой и наивной, хотя очевидно, что Екатерина II отличалась и умом, и проницательностью. И ее не ввели бы в заблуждение бутафорские деревни. Да и Потемкину ни к чему было из-за бессмысленного обмана рисковать потерять расположение Екатерины II, с которой его к тому времени связывали прочные узы дружбы.

Если все было бутафорией, то как объяснить, что современники и до поездки императрицы, и после нее посещали деревни и города Новороссии, описывая их довольно подробно, в том числе с критической точки зрения? Потому что деревни были. Если их как-то празднично украсили к приезду императрицы, то и в этом нет ничего зазорного или из ряда вон выходящего. Почему байка иностранного посла, сочиненная в угоду своему работодателю, у которого, очевидно, существовал запрос на небылицы о России, так легко прижилась у нас в стране?

Ответ прост - достаточно почитать сегодняшние сказки о российской действительности от западных политиков и посмотреть, с какой готовностью их подхватывают и принимают на веру современные либеральные холопы. Механизм сладострастного самоочернения и самобичевания, присущий части отечественной интеллигенции никак не изменился с тех пор. И сегодняшние прозападные лакеи ничем не отличаются от тех, кто культивировал легенду о "потемкинских деревнях" во времена царствования Екатерины II.