Так уж получается, что когда человек начинает отношения с партнёром, он никогда заведомо не знает, что тот может быть абьюзером и нарциссом. То есть когда мы влюбляемся, то мы попадаем под очарование той фальшивой маски, которая слетает исключительно тогда, когда жертва уже попалась в ловушку и вступила в токсичные отношения.
И соответственно возникает вопрос, каким же образом происходит эта трансформация? В какой момент будущая жертва теряет контроль над происходящим и оказывается в тянутой в эти роковые для неё манипуляции?
Поэтому, чтобы разобраться и ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим те этапы, через которые абьюзер проводит свою потенциальную жертву, чтобы укрепить свою власть над ней. А поскольку все эти этапы поражают своей продуманностью и театральностью, то мы и назовём их актами.
Акт первый. «Идеализация»
Дело в том, что алгоритм втягивания партнёра в абьюзивные отношения начинается с идеализации. Это, так сказать, «медовый месяц» отношений. В этот период, нарциссический абьюзер очаровывает своего партнёра. Он льстит ему сверх меры, балует его вниманием, забрасывает сообщениями и подарками, рассказывает личные секреты и истории из жизни. Но это всё не с проста. А лишь для того, чтобы таким образом, создать особую близость и побудить партнёра поделиться своими собственными сокровенными желаниями и страхами.
И когда цель будет достигнута, позже манипулятор будет использовать вашу откровенностью, как оружие, чтобы бить по самым уязвимым местам, чтобы психологически контролировать вас.
Именно во время медового месяца токсичный партнёр заманивает вас в ловушку и вы влюбляетесь так, что дышать без него не можете. На этапе идеализации вы на седьмом небе от счастья: вы чувствуете себя красивой, любимой и абсолютно уверены, что встретили родственную душу. А нарцисс всего лишь копирует ценности и интересы своей жертвы, чтобы внушить ей, что он именно тот, кого она ждала всю свою жизнь.
Акт второй. «Обесценивание»
Что касается обесценивания своих жертв, то здесь нарциссы действуют исподтишка и удивительно коварно. Они бьют по самым больным местам и по самым большим достижениям. Именно для этого они и откровенничали с вами, выведывая ваши слабые стороны. И по итогу: если вы скажете им, чего больше всего боитесь, то рано или поздно они обязательно зло пошутят на эту тему. А если расскажете, чем вы больше всего гордитесь, то они найдут кучу аргументов, чтобы обесценить ваши достижения и объяснить вам, что ничего особенного в них нет. А почему? Для чего? Просто потому что, как вы понимаете, только нарцисс имеет право быть особенным и уникальным.
При том, что такое обесценивание может быть завуалировано либо в виде "безобидных" шуток, либо в виде "откровенной" честности. А на самом деле, все эти вербальные оскорбления, сарказм и нездоровое сравнение с другими, направлены исключительно на то, чтобы вызвать у вас ощущение никчемности. При чём, такие моральные экзекуции над партнёром могут длиться часами. После чего следует притворное раскаяние, когда нарцисс на мгновение возвращает свою фальшивую обаятельную маску, чтобы привлечь жертву обратно.
И как результат, такое обесценивание в сочетании с периодической бомбардировкой любовью, приучает жертву быть шёлковой, надеясь на то, что медовый месяц ещё однажды вернётся. Но на самом деле, впереди её ожидает очередной цикл абьюзивной пытки, который лишь усиливает роковую привязанность. Всё это напоминает муху, попавшую в липкую паутину, которая с каждой попыткой вырваться, только сильнее в ней запутывается.
Но если все такие умные, как же мы умудряемся попадать в такие ситуации?
И ответ прост. Абьюзер, это прежде всего манипулятор. Он способен убедить свою жертву в том, что негатив, который на неё льётся — иллюзия. Заставляя её тем самым, минимизировать или вообще отрицать наличие абьюза. А если факт манипуляций всё-таки вырисовывается, то виновата в этом только сама жертва, поскольку она неправильно реагирует на благие намерения своего партнёра-благодетеля.
И в результате всех вот этих эмоциональных лабиринтов, жертва приходит к ошибочному выводу: абьюзивные инциденты — это лишь следствие недопонимания, а настроение её «бедного» партнёра меняется из-за того, что она сама ведёт себя неправильно.
В общем, беда в том, что в случае с манипуляторами, их намерения, скрывающиеся за абьюзивными действиями, намного коварнее и глубже, чем нам может казаться на первый взгляд.
Несчастные жертвы абьюза, они словно постоянно находятся в штормовом океане, ожидая когда их абьюзивный партнёр сменит гнев на милость, или наоборот, когда его доброта сменится жестокостью. И постоянно ждут подходящего момента, чтобы положить конец этим изматывающим отношениям. Но только лишь, перестав ждать с моря погоды и уйдя от токсичного партнёра, жертвы смогут окончательно понять, от какого ужаса они сбежали, и начнут постепенно обретать душевное спокойствие.
Акт третий. «Отвержение»
После обесценивания, наступает третий акт абьюзивного спектакля — отвержение. И как правило, оно случается тогда, когда нарцисс уже порядком подустал от набившего оскомину старого источника энергии и ему страсть как хочется свежей крови, естественно в переносном смысле. Нарцисс на этом этапе с вами покончил, а значит вам больше не видать от него ни эмоциональной поддержки, ни завершенности отношений, ни попыток вас подбодрить.
Натура нарциссов такова, что они хотят, чтобы вы чувствовали себя жалким ничтожеством, не заслуживающим внимания и поэтому они придумывают самые изощрённые способы отвержения. Например, некоторые нарциссы намеренно разрывают отношения со своими жертвами после интенсивного периода ухаживания, когда ничего не подозревающий партнёр находится в самом, что ни на есть, благостном расположении духа.
Именно в этот момент манипуляторы и бросают своих партнёров, а они естественно не могут понять причину перемен. Нередко именно на этапе обесценивания и отвержения жертва нарциссического абьюза подвергается наибольшим унижениям и оскорблениям.
Вспомните мелодраму Э.Рязанова «Жестокий романс» по пьесе А.Островского «Бесприданница». На сколько ярко прописаны образы главных героев Сергея Паратова и Ларисы Огудаловой. История роковой любви и жесточайшей манипуляции. Хотя конечно же, в этой пьесе гораздо больше образов и смыслов, но именно персонаж Паратова демонстрирует яркое нарциссическое поведение, доказывая себе, что ему больше не нужна Лариса Дмитриевна. Поскольку она уже не отвечаете его потребностям, как источник энергии и страсти, способный бесконечно подпитывать его фальшивый образ, несмотря даже на эмоциональное насилие над нею.
Представьте, насколько больно, когда Паратов, прежде чем выбросить вон, обесценивает и отвергает всё, что ранее было между ним и Ларисой Дмитриевной. Отвержение само по себе травматичное событие, но многочисленные унижения и оскорбления, которые нарцисс практиковал во время отношений, создают цепочку событий, которые делают исцеление жертвы трудно решаемой задачей. В общем, очень рекомендую почитать Островского или посмотреть Рязанова. Ну или и то, и другое.
Акт четвёртый. «Обратная тяга»
Практика показывает, что нарциссы и манипуляторы поддерживают контакт со своими бывшими партнёрами исключительно по коварным прагматическим причинам, таким как секс или деньги. Так что не обманывайтесь, что если вдруг нарцисс о себе напоминает, то это он по вам скучает. Увы и ах, но он скучает не по вам, а по тем ресурсам, которые вы ему давали. К сожалению, довольно многие жертвы попадают в эту ловушку, которую можно назвать «старая любовь».
Всё коварство ситуации в том, что для манипуляторов такие камбэки не имеют никаких ограничений. Бывают случаи, когда нарциссы неожиданно объявляются и заманивают своего прежнего партнёра спустя годы (после женитьбы, после замужества, после рождения детей). Абьюзеру льстит осознавать, что жертва всегда готов к использованию, если ему вдруг захочется заглянуть на короткое свидание перед новым расставанием.
При чём, ваша «старая любовь» может проявить себя как угодно: телефонный звонок, электронное письмо, соцсети. А некоторые, особо самоуверенные индивиды могут даже заявиться к жертве домой. И такой приём может использоваться нарциссом многократно, особенно если жертва восприимчива к подобным манипуляциям.
Вот, как-то так.