Автомобилисты регулярно наблюдают на МКАД такую картину. На достаточно высокой скорости по первой или второй полосе несется самосвал, доверху нагруженный песком, а с него то и дело набегающим потоком воздуха сносит песок и мелкие камешки. Такой маленький камешек при попадании в попутный автомобиль может оставить скол на лакокрасочном покрытии или на ветровом стекле.
Каждый хоть раз наблюдал такую картину, как легковушки маневрируют, пытаясь отстроиться от самосвала: уворачиваются, ускоряются, пытаясь не попасть под шлейф песка. Что говорят по этому поводу Правила дорожного движения Республики Беларусь, и что делать автовладельцу, если уж прилетело.
Глава 24 ПДД РБ регулирует правила перевозки грузов. Так, п. 183 обязывает водителя перед началом движения и в пути следования при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения и падения. Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.
Пункт 184 прямо запрещает перевозку груза, если он:
- создает угрозу безопасности дорожного движения (пункт 184.1);
- создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду (184.5).
Песок – это такой же груз, и его перевозка должна подчиняться требованиям ПДД. Он должен быть размещен так, чтобы не выпадать на ходу из кузова. И убедиться в правильном и безопасном размещении груза обязан именно водитель.
Кроме ПДД перевозка грузов регулируется Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. №970.
В пункте 259 Правил указано, что при автомобильной перевозке навалочных (сыпучих) грузов по дорогам с усовершенствованным покрытием заказчик автомобильной перевозки должен оборудовать кузов грузового транспортного средства пологом для защиты автомобильной дороги и придорожной полосы от загрязнений, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.
Самое интересное то, что подавляющее большинство самосвалов оборудованы тентами, которые лежат в смотанном состоянии. Некоторые самосвалы имеют механизм, позволяющий растягивать тент прямо с земли.
Но водители самосвалов не считают нужным накрывать кузов тентом. А действующего механизма контроля в местах погрузки нет.
Хотя за нарушение правил перевозки грузов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 базовых величин в соответствии с ч. 6. ст. 18.13. КоАП Республики Беларусь, это мало кого останавливает. Ведь за такое правонарушение, если виновник признал правонарушение и оно совершено впервые в течение года, могут освободить от административной ответственности с вынесением предупреждения согласно ч. 1 ст. 8.3. КоАП Республики Беларусь.
Что делать, если камень с грузовика повредил авто?
Это повод для серьезного разбирательства. Вылетевший с самосвала камешек — это прямой результат нарушения требований ПДД и Правил перевозки грузов.
Познавательные статьи:
Китайский ксенон: польза или вред
Самые сумасшедшие автомобильные рекорды
Обогрев стекла: устраняем неисправность