Денежной единицей на Руси издавна являлась серебряная копейка. В 1535 году Елена Глинская, мать Ивана IV Грозного, провела реформу, в результате которой копейка стала содержать определённое количество серебра, а денежная система была унифицирована. Копейки тех лет имели неправильную форму, так как изготавливались из проволоки, надписи и изображения на них располагались как попало и, кроме того, они были небольшого веса (0,68 грамма), который на протяжении многих лет постепенно снижали.
Нуждаясь в деньгах для ведения войны с Речью Посполитой, правительство Алексея Михайловича Романова задумало проведение денежной реформы, автором которой являлся окольничий Фёдор Михайлович Ртищев. Среди всего прочего, реформой предусматривалось введение медной копейки, которая обращалась бы наравне с серебряной. Поляки, кстати, тоже провели аналогичную реформу, которая как и в Русском царстве, ничем хорошим не закончилась.
Новые копейки внешне ничем не отличались от старых серебряных и даже имели тот же вес – 0,48 грамма, то есть по сути являлись кредитными деньгами. Ведь что получалось: пуд меди обходился казне максимум в 8 рублей (серебром), а монет изготавливали из него на 345-350 рублей!
Пока количество медных денег в обороте было небольшим и их принимали в уплату податей всё шло хорошо. Но когда жалованье стали платить медью, а налоги взимать серебром, народ стал роптать. Выпуск новых копеек достиг гигантских размеров – к 1663 году в обороте было уже около 20 миллионов рублей медной монетой. Цены сразу же рванули вверх, а торговля стала замирать. В самом деле, зачем крестьянину продавать рожь по пяти рублей за пуд, если через месяц она все шесть стоить будет. Никто не понимал, как исполнять договорные обязательства – сошлись на одной цене, а цены меняются чуть ли не каждый день. Появилась нехватка всего и вся, а серебряная монета исчезла с рынка – люди, кто мог, припрятывали серебро на «чёрный день».
Когда начался голод и народ восстал (Медный бунт), то правительству пришлось изъять медную копейку из оборота и запретить её обращение. Её даже официально выкупали у населения в соотношении 1 серебряная копейка за 1 рубль медью. Так закончилась первая попытка введения медной копейки в России.
Пётр I Алексеевич решил исправить эту ситуацию – денег в казне катастрофически не хватало, и кроме того все развитые европейские державы чеканили собственную медную монету. Но принудительно медную копейку не введёшь – люди прекрасно помнили последствия действий Алексея Михайловича, а новые потрясения были не нужны.
Пётр решил действовать осторожно: не прекращая выпуска «чешуек», то есть серебряных копеек, в оборот выпускается также и медная монета. Массовый выпуск медных денег начался в 1704 году – чеканили копейку, денгу (1/2 копейки) и полушку (1/4 копейки). Новые деньги чеканились на Набережном медном монетном дворе по стопе 19 рублей 20 копеек из пуда меди и на Кадашёвском монетном дворе по 20-рублёвой стопе. Напомню, стопа – это сумма денег, отчеканенных из определённого количества металла. Например, 20-рублёвая стопа означала, что из пуда меди (около 16 кг) чеканилось монет на сумму 20 рублей.
Новые монеты также были неполноценными: пуд меди на рынке стоил чуть меньше 8 рублей. Но всё-таки это соотношение не было таким критичным, как при отце Петра Великого Алексее Михайловиче.
Объявлялось, что медная копейка равняется серебряной, а также принимается в уплату податей, что и выполнялось в жизни. Принудительных курсов не существовало – люди сами договаривались, в каком соотношении принимать медь при расчётах. Да и смотрелась новая копейка весьма достойно – она имела круглую форму, диаметр её составлял от 24 до 27 мм (в зависимости от монетного двора), все надписи и изображения были хорошо видны.
Постепенно доверие к медной копейке вернулось, и люди не делали разницы между «чешуйками» и новыми копейками.
Но просто так выпуск серебряных копеек отменить нельзя, так и до бунта недалеко. И вот в 1718 году Пётр принимает решение – такой номинал, как «копейка» отменяется. А раз отменяется, так и выпуск копеечных монет прекращается, как серебряных, так и медных. Вместо однокопеечников из меди стали чеканить пятикопеечники и полушки (1/4 копейки).
Таким образом Пётр Великий проделал не менее великое дело – ввёл в оборот медную копейку и не просто ввёл, а вернул к ней народное доверие. Одновременно была отменена старая денежная система, существовавшая ещё со времён Елены Глинской. Единственной ошибкой Петра было увеличение стопы: новые пятикопеечники и полушки стали чеканить из расчёта 40 рублей из пуда меди, что фактически означало двукратное обесценивание копейки и пятикратное завышение её стоимости. В результате цены выросли, доходы населения упали, хотя и не критично, а за границей русская копейка и даром никому была не нужна.
В 1725 году умирает Пётр I и на российский престол всходит Екатерина I. При ней продолжали выпускать медные пятикопеечники по 40-рублёвой стопе, но были сделаны попытки сделать медную копейку полноценной, ведь копейка являлась денежной единицей Империи, а золотые и серебряные монеты использовались только в торговле с иностранцами.
В 1726-1727 годах были выпущены новые деньги – медные платы. Выпускались они из расчёта 10 рублей из пуда меди, что почти соответствовало их рыночной стоимости. Платы были громоздкими и тяжёлыми: рубль весил 1,6 килограмма, полтина – 800 грамм и так далее. От них быстро отказались и очень зря – необязательно было выпускать крупные номиналы, кроме того платы не были подвержены инфляции и были надёжно защищены от подделок - не было смысла покупать медь и на такую же сумму изготавливать денег.
Пётр II, который вообще не занимался государственными делами, в финансы не лез, поэтому во время его правления выпускались пятикопеечники по той же 40-рублёвой стопе. При нём, правда, вернули уже подзабытый номинал – копеечную монету.
После его смерти в 1730 году императрицей Всероссийской становится дочь Ивана V Алексеевича, который приходился братом Петру Великому – Анна Иоанновна. Новая императрица решительно взялась за денежное обращение, желая навести там порядок – для этого была создана специальная Монетная комиссия.
Вначале хотели ввести 8-рублёвую стопу по рыночной цене меди, но приняли 10-рублёвую и вот почему. Дело в том, что в обороте участвовало огромное количество медных монет по 40 рублей из пуда меди. Наладить массовое производство новых монет для огромной Империи было затруднительно, поэтому старые номиналы стали перечеканивать в новые. Например, 20-рублёвые копейки Петра I перечеканивали в денги (полкопейки), а 40-рублёвые копейки обоих Петров – в полушки (четверть копейки). С оформлением новых монет не заморачивались и для образца взяли шведский далер.
Полноценные полушки и денги выпускали 10 лет – с 1730 по 1740 год, но денежное обращение так до ума не довели. Дело в том, что в первый год правления Анны Иоанновны выпустили крестовые пятикопеечники по старой – 40-рублёвой стопе. Тираж их составил 13 460 000 штук (не считая более ранних выпусков) и изъять их сразу из оборота было невозможно – так и пробыли они в обращении аж до 1756 года.
При следующем императоре – младенце Иоанне Антоновиче продолжили чеканку полушек и денег с датой «1741». В том же 1741 году в результате дворцового переворота к власти приходит Елизавета Петровна, дочь Петра Великого.
Чеканка медной монеты продолжалась по 10-рублёвой стопе, но перед императрицей предстала тяжелейшая задача – изъять из оборота крестовые пятаки, которые подрывали финансовую систему Российской Империи. Как видим, принятое ещё в 1718 году Петром решение о выпуске неполноценной монеты имело негативные последствия многие и многие годы.
Чтобы не изымать у населения миллионы пятикопеечников, решили понизить их курс – именной Указ от 5 июня 1745 года предписывал, что с октября того же года пятаки будут принимать как 3 копейки. С 28 августа 1746 года их уже принимали как 2 копейки, хотя фактически стоили они 1,25 копейки. Ожидая дальнейшего снижения курса население всячески пыталось избавиться от «крестовиков» и правильно делало – с 1755 года монеты стали чеканить по 8-рублёвой стопе, таким образом 5 старых копеек сравнялись с одной новой копейкой. Изъятые пятикопеечники массово перечеканивались в копеечные монеты.
Здесь я хочу обратить внимание на то, какие в то время были стабильные цены – пуд меди как стоил около 8 рублей при Алексее Михайловиче, так и остался стоить при Елизавете Петровне.
Итак, реформирование денежной системы прошло успешно: медная монета стала полноценной, а злополучные пятаки были выведены из обращения указом от 19 июня 1756 года.
Но в 1756 году начинается Семилетняя война в которой участвует и Россия. Так как война это дорогое удовольствие, то правительство не придумав ничего нового снижает содержание меди в копейке – с 1757 года монеты чеканятся по 16-рублёвой стопе (при рыночной стоимости меди всё те же 8 рублей).
Военные расходы и обесценивание копейки в 2 раза конечно же сказалось на благосостоянии народа, ведь, напомню, денежной единицей Империи являлась медная копейка.
Для облегчения расчётов был значительно расширен номинальный ряд, в оборот теперь выпускали 5 копеек, 2 копейки, копейку, денгу и полушку, причём 8-рублёвую копейку массово перечеканили в новые 2 копейки.
В 1762 году императором становится Пётр III, который распоряжается перейти уже на 32-рублёвую стопу. Выпускаются так называемые «барабанные» или «арматурные» копейки следующих номиналов: 10, 4, 2 копейки, копейка и денга. Мало того, в мае того же года выходят указы об учреждении государственного банка и выпуске бумажных денег (банко-цеттелей) на сумму в 5 миллионов рублей! И только благодаря жене Петра III Екатерине, которая отстранила его от власти и сама стала императрицей Всероссийской, всем этим бредовым идеям не суждено было сбыться. Останься Пётр на престоле, денежная система Российской Империи полетела бы в пропасть.
Екатерина Великая распорядилась перейти на существовавшую ранее 16-рублёвую стопу. Эта стопа использовалась при чеканке монет на протяжении почти всего царствования Екатерины с 1763 по 1796 год – почти 33 года. Хотя монеты и были неполноценными (стоимость меди за этот период поднялась с 8 почти до 12 рублей) - денежная система работала чётко и стабильно.
Общую картину испортил выпуск постоянно обесценивающихся ассигнаций и совершенно необоснованный переход опять на ту же 32-рублёвую стопу в 1796 году.
Новым обесцененным монетам не суждено было попасть в оборот – новый император Павел I Петрович в одном из первых указов распорядился перечеканить все новые деньги в старые с понижением номинала.
Павел I, правнук Петра Великого, был самым финансово грамотным из всех русских царей. Павел Петрович прекрасно знал, что такое деньги, какова их природа, а также понимал, какой вред людям может принести их обесценивание. Да, выпуск неполноценных денег приносит первое время доход казне, но Павел I думал в первую очередь о народе, и при нём стопа была неизменной – 16 рублей из пуда меди.
Медные пятаки чеканить перестали – монета весом в 51,2 грамма была очень неудобной. Взамен были выпущены серебряные, которые были меньше по размеру и весили всего 1,04 грамма. «Медный» номинальный ряд был представлен двумя и одной копейкой, деньгой и полушкой. «Денга» стала называться «деньгой» - согласитесь, произносится значительно легче.
Желая поднять курс ассигнационного рубля, Павел Петрович распорядился сжечь на площади ассигнаций на сумму в 12 миллионов рублей, и останься он у власти, можно было бы с уверенностью сказать – Российская Империя через каких-нибудь 5 -10 лет обладала бы самой мощной и устойчивой финансовой системой в мире.
Этим планам помешало жестокое убийство Павла I, и в 1801 году новым императором становится его сын Александр.
С 1802 по 1810 год стопа сохранялась (16 рублей из пуда меди), но император задумал провести денежную реформу. В результате этой реформы денежной единицей должен был стать серебряный рубль, а не медная копейка, что в принципе являлось правильным решением. Но одно дело издать указ, а другое – воплотить в жизнь. Скажу наперёд – ничего из этой затеи не получилось.
В оборот выпускалось огромное количество бумажных денег – ассигнаций – которые как и при Екатерине Великой обеспечивались медью. К 1810 году курс ассигнационного рубля упал в 4 раза, и в казне просто не хватало денег для их обеспечения. Кроме того, было уже понятно, что войны с Францией не избежать. В этих условиях правительство принимает решение обесценить медную копейку в полтора раза и чеканить из пуда меди не 16, а 24 рубля. Чеканились монеты в 2 и 1 копейку, а также деньга. Полушку из-за малой покупательной способности чеканить перестали. 24-рублёвая стопа просуществовала до самой смерти Александра I в 1825 году.
Николай I, брат Александра Павловича, продолжил чеканку медной монеты по 24-рублёвой стопе, но всего лишь 4 года – с 1826 по 1830. В 1828 году начинается Русско-турецкая война, которая, несмотря на победу России, сильно истощила финансы Империи. Копейку обесценивают ещё в полтора раза – теперь выпуск монет идёт по 36-рублёвой стопе. Кроме неполноценных медных копеек в огромных масштабах печатаются ассигнации, курс которых постоянно падает. Так дальше продолжаться не могло, и правительство Николая I принимает решение о проведении денежной реформы.
Автором и непосредственным исполнителем реформы являлся министр финансов Егор Францевич Канкрин. У реформы было 2 цели: стабилизировать финансы Империи и ввести в качестве денежной единицы вместо относительно нестабильной медной копейки серебряный рубль. Серебряный рубль был «твёрдым» – содержание в нём чистого серебра (4 золотника 21 доля или 18 граммов) не менялось ещё со времён Петра III. Это объяснялось тем, что торговля с иностранными державами велась исключительно на серебро и золото, и если бы в рубле постоянно менялось содержание благородного металла, то он, как и медная копейка, за границей никому и даром нужен не был.
В Российской Империи чеканились золотые и серебряные монеты, медные монеты, а также выпускались ассигнации. Золотой рубль не равнялся серебряному, серебряный не равнялся медному, а ассигнационный рубль, обеспечиваемый медными деньгами, также не содержал в себе 100 медных копеек. Существовала множественность курсов (вексельный, таможенный, биржевой, народный и т. д.) которые менялись не только с течением времени, но и разнились в зависимости от местности.
Реформа проводилась в 1839-1843 годах и упрощённо суть её была в следующем. Первые ассигнации появились при Екатерине II и обеспечивались медными монетами по 16-рублёвой стопе, а сложившийся курс ассигнационного рубля составлял 1 серебряный рубль=3,5 рубля ассигнациями. Исходя из этого серебряный рубль объявлялся новой денежной единицей, а стопа понижалась с 36- до 16-рублёвой. Все расчёты велись на серебро, поэтому на новых медных копейках появилась надпись «серебромъ». Старые же копейки обменивались на новые по курсу 3,5 к 1. Хотя новым копейкам и отводилась роль разменных, то есть вспомогательных, фактически они остались денежной единицей: во-первых, они стали полноценными, а во-вторых, народ очень привык к медной копейке.
Всё это благополучие просуществовало недолго, всего 9 лет с 1839 по 1848 год. Россия стала готовиться к войне с Турцией и в 1849 году снова перешла на стопу 32 рубля из пуда меди. Крымская война 1853-1856 годов, в которой Россия потерпела поражение, полностью расстроила финансовую систему и перечеркнула все результаты реформы Канкрина.
Александр II Освободитель продолжил чеканку медной монеты по той же стопе, как и при его отце Николае Павловиче. Постепенно медная копейка утрачивает своё значение и становится действительно разменной – этому способствует массовый выпуск мелкой серебряной монеты 48 пробы (500 метрическая). С 1867 года в обращение попадают многомиллионные тиражи так называемого «биллона» (монеты из низкопробного серебра) номиналом в 20, 15, 10 и 5 копеек. Впервые в истории России начиная с Петра Великого серебряная монета попадает в оборот и получает широкое распространение.
В том же году в очередной и последний раз меняется монетная стопа – в целях экономии металла медные копейки и их производные чеканятся из расчёта 50 рублей из пуда меди. Номинальный ряд был расширен – в обороте участвовали 5, 3, 2, 1, ½ и ¼ копейки, выполняющие чисто разменную функцию.
Все эти номиналы с таким же содержанием меди чеканились при Александре III и Николае II вплоть до 1916 года. Впрочем, с началом Первой мировой войны в августе 1914 года медной копейки и днём с огнём нельзя было сыскать – населения припрятывало не только золото и серебро (в том числе и низкопробное), но даже и медные монеты. Разменный кризис в те года преодолевали путём выпуска бумажных копеек, а также почтовых марок с надпечаткой о хождении их наравне с медной монетой.
Медная копейка возродилась только в 1924-1925 годах, когда большевики отчеканили новые монеты по тем же параметрам, что и при царе, но с советской символикой. Обращались они недолго – со сворачиванием нэпа исчезли и медные монеты.
Такова более чем трёхсотлетняя история медной копейки в России.