[31.08.1869] Родился Карл Марбе – немецкий психолог, разработал концепцию переключаемости установок, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Личности, обладающие хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, внимания, аффективных) в изменившихся условиях деятельности, относительно хорошо защищены от ошибок и редко оказываются жертвами или виновниками аварий и несчастных случаев. Внес значительный вклад в области экспериментальной и промышленной психологии. Пять фактов о выдающемся немецком психологе читайте в газете «Золотая лестница».
[31.08.1870] Родилась Мария Монтессори - итальянский врач психиатр и педиатр, педагог, доктор медицины, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация. Школа Монтессори была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире. На банкноте в тысячу лир, которая была выпущена в Италии до введения евро, изображена Мария Монтессори.
[31.08.1874] Родился Эдвард Ли Торндайк – американский психолог и педагог, доктор философии, магистр искусств. Изучал поведение животных, вывел несколько законов научения. Торндайк впервые предложил два своих поведенческих закона: закон воздействия и закон осуществления, в своей докторской диссертации «Животный интеллект». Он рассматривал адаптивные изменения в поведении животных как аналог обучения человека и предположил, что поведенческие ассоциации (связи) могут быть предсказаны путем применения этих двух законов.
[31.08.1908] Родился Роберт Ричардсон Сирс - американский психолог, специалист в области социальной и детской психологии. Профессор Йельского, Гарвардского и Стэнфордского университетов. Основная работа «Фрустрация и агрессия». Сирс обнаружил, что дети, чьи родители наиболее строго наказывали их за агрессию, сами были наименее агрессивными, но они выражали наибольшее количество скрытой агрессии в фантазийных играх с куклами. Дети, чьи родители были наиболее снисходительными, также проявляли мало агрессии. Дети, с которыми обращались в среднем диапазоне вседозволенности, были самыми агрессивными.
[31.08.1920] Умер Вильгельм Вундт – немецкий философ, психолог. Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления.Несколько работ Вундта, например, "Принципы физиологической психологии", являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.
[31.08.1929] Умер Мортон Принс – американский врач психиатр и невролог, изучал аномальную психологию. Эксперт по диссоциативным расстройствам, основал «Журнал аномальной психологии» и редактировал его до конца жизни. Внес значительный вклад в развитие психологии как клинической и академической дисциплины. Принс стал преданным и страстным сторонником использования внушения при лечении психических заболеваний в Соединенных Штатах и собрал вокруг себя всех важных практиков в растущей области аномальной психологии того времени: Бориса Сидиса, Джеймса Джексона Патнэма, Уильяма Джеймса, Дж. Стэнли Холл-Вот и др. Он стал американским экспертом по диссоциативным расстройствам, которые он также называл множественным расстройством личности.
[31.08.1930] Родился Василий Васильевич Давыдов - советский и российский психолог и педагог. Академик АПН СССР, вице-президент Российской академии образования. Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования.На ранних этапах работы Василий Васильевич Давыдов предлагал не использовать термин «развитие» применительно к отдельному человеку. Учёный решил заменить его понятием «формирование». В основе данного понятия лежит освоение и овладение общественной природы человека, которая была отмечена в специфических продуктах предметной деятельности предшествующего поколения людей. Основные работы: «Проблемы развивающего обучения», «Виды обобщения в обучении», «Лекции по общей психологии».
[31.08.1973] Умер Грегори Разран - американский психолог и исследователь в области психологии влияния, доктор психологии, профессор, переводчик.Был приглашённым профессором Еврейского Университета, руководил одновременно созданием отделения психологии в университете. Также сотрудничал с Национальным институтом здоровья США. В 1960-х являлся одним из крупнейших американских специалистов по советской психологии и психофизиологии.
[31.08.2006] Умер Абрам Амсель – американский психолог, доктор философии по психологии, академик, изучал концепцию вознаграждения, обнаружил фрустративное невозвращение. Он провел исследование, которое прояснило роль невозврата и фрустрации в классическом обуславливании.
[31.08.2013] Умерла Галина Васильевна Чиркина - советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО. Создала собственную логопедическую школу, положив в основу идеи Р. Е. Левиной и развив их на основе собственных исследований. Основополагающий труд Чиркиной, «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата», опубликован в 1969 году. В последующие десятилетия Чиркина разрабатывает методы обучения детей с нарушениями речи, которые ложились в основу практической методики работы коррекционных школ и дошкольных учреждений.
Инна Силенок