Найти в Дзене

Три эго-состояния, которые живут в каждом из нас.

Транзактный анализ, предложенный Эриком Берном, является мощным инструментом для понимания взаимодействия людей и их поведения. Одним из ключевых понятий в рамках транзактного анализа являются "Я-состояния" – три состояния личности, в которых человек может находиться в различных ситуациях. Эти состояния – Родитель, Взрослый и Ребенок – определяют наше поведение, реакции и взаимодействие с окружающими. Разберем подробнее как проявляются эти состояния и как вы можете научиться их отслеживать. Родительское состояние характеризуется нормами, ценностями и поведением, усвоенными от родителей или других авторитетных фигур. В этом состоянии мы можем проявлять заботу, защиту, строгость или даже критику. Эго-родитель может быть карающим (указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки, осуждает, оценивает) и опекающим (советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды, берет на себя ответственность

Транзактный анализ, предложенный Эриком Берном, является мощным инструментом для понимания взаимодействия людей и их поведения. Одним из ключевых понятий в рамках транзактного анализа являются "Я-состояния" – три состояния личности, в которых человек может находиться в различных ситуациях. Эти состояния – Родитель, Взрослый и Ребенок – определяют наше поведение, реакции и взаимодействие с окружающими. Разберем подробнее как проявляются эти состояния и как вы можете научиться их отслеживать.

-2
  • Эго-родитель

Родительское состояние характеризуется нормами, ценностями и поведением, усвоенными от родителей или других авторитетных фигур. В этом состоянии мы можем проявлять заботу, защиту, строгость или даже критику.

Эго-родитель может быть карающим (указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки, осуждает, оценивает) и опекающим (советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды, берет на себя ответственность за кого-то).

Примером использования родительского состояния может быть ситуация, когда мы, например, начинаем учить своего собеседника правилам поведения или даем советы на основе своего опыта.

-3
  • Эго-взрослый

Взрослое состояние характеризуется логическим мышлением, анализом и принятием решений на основе фактов. Человек, действуя из этого состояния, признает право другого на иную точку зрения и может спокойно с этим мириться, разделяет ответственность в общении, а также понимает свою ответственность за себя и свои реакции, самостоятельно принимает решения.

В этом состоянии мы действуем рационально, без эмоциональных перегибов. Примером использования взрослого состояния может быть ситуация, когда мы анализируем информацию на работе и принимаем обоснованные решения. Также примером проявления эго-взрослого является следующее поведение во время ссоры: когда мы не раздуваем конфликт, а спокойно даем выговориться себе и собеседнику без обвинений, после чего вместе находим наилучший способ разрешения возникшей конфликтной ситуации.

-4
  • Эго-ребенок

Состояние «ребенка» характеризуется эмоциями, интуицией, игривостью и спонтанностью. В этом состоянии мы можем проявлять радость, страх, недовольство или любопытство.

Состояние ребенка также может проявляться по-разному: послушный ребенок (соглашается, смиряется, слушается, выполняет просьбы), бунтующий («Не хочу! Не буду!», «Отстаньте!», «Как хочу, так и буду делать!»), игривый, капризный, безответственный, непосредственный, наивный. Также выделяется такое состояние как "психологический инвалид" (физически здоров, диагноза нет): при проявлении такого состояния человек ведет себя как чрезмерно ожидающий помощи и поддержки, несамостоятельный, часто несчастная жертва, винящий других в своих несчастьях, но ничего не меняющий, пассивная позиция по отношению к своей жизни.

По мнению Э. Берна, человек становится зрелой личностью, когда в его поведении доминирует состояние Взрослого. Если же преобладает Ребенок или Родитель, это приводит к искажению мироощущения. И поэтому задача каждого человека — добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого.

В состоянии Ребенка у человека наблюдается достаточно большой перекос в сторону манипулирования, спонтанности реакций, а также нежелания или неспособности взять на себя ответственность за свои поступки. А в состоянии Родителя в первую очередь доминирует контролирующая функция и перфекционизм, что тоже бывает опасно.

Каждый человек способен контролировать свое поведение, исходя из того, в каком из трех Я-состояний он находится в конкретный момент времени. Понимание и осознание своего состояния позволяют лучше управлять своими эмоциями, принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать с окружающими. Используя транзактный анализ и концепцию Я-состояний, мы можем развивать свой эмоциональный интеллект, улучшать качество своей жизни и налаживать взаимоотношения с людьми.