Найти тему
Дорогой Кинозритель!

КАК СВЯЗАНЫ ВЕСТЕРНЫ ТАРАНТИНО? РАЗБОР ДЖАНГО ОСВОБОЖДЁННЫЙ И ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЁРКА

«Чтобы получить статус режиссёра вестернов, надо снять трилогию»,

- говорил режиссёр Квентин Тарантино в одном из своих интервью. Впрочем, в случае с автором «двухтомника» «Убить Билла», можно ограничиться двумя вестернами, которые составляли бы дилогию. И раз уж Тарантино в апреле 2024-го отменил свой новый проект "Кинокритик", мы поговорим о старых.

Фильмы «Джанго Освобождённый»(2012) и «Омерзительная Восьмёрка»(2015) можно назвать дилогией вестернов о Гражданской войне в США (1861 -1864 г.г.). Почему и какая между фильмами связь? Об этом речь пойдёт ниже.

-2

Оба вестерна о Гражданской войне, а если точнее — о расовом конфликте, который, по словам режиссёра, «разорвал страну на куски». В первой части дилогии мы видим завязку этого конфликта, а во второй — развязку и его последствия. Для режиссёра была важна суть конфликта: белый пошёл против белого чтобы избавить чёрных от рабства.

-3

В первой части («Джанго Освобождённый») мы видим юг Америки за несколько лет до начала войны. Белые американцы, в общей массе, расисты или просто относящиеся к рабству как к традиции. Чёрные — озлобленные или сломленные рабы, либо же заискивают перед плантаторами-хозяевами и становятся «серыми кардиналами»(как персонаж Сэма Джексона по имени Стивен). Белый европеец — вот основной катализатор конфликта. Главный герой, чернокожий по имени Джанго, был бы обычным рабом с типичной для раба судьбой, но с помощью европейца он смог отомстить белым американцам и спасти свою жену, а главное — стал символом свободы для чёрных.

-4

Первая часть полна мести и крови, а также хлёсткой иронии над разного рода расизмом, например, когда Шульц и Джанго приезжают на плантацию мистера Беннета (Большого Папы).

-5

Шульц сообщает плантатору, что Джанго - свободный человек, и что он должен быть принят с не меньшим почтением, чем сам немец. Тогда Беннет обращается к своей слуге:

- Джанго - он не раб. Он свободный человек, понимаешь? С ним нельзя обращаться как с ниггером, потому что он не такой, как все ниггеры здесь, ясно?
- Что, обращаться с ним, как с белым человеком?
-Нет, этого я не говорил.
-Тогда я не понимаю, чего вы хотите, сэр.
-Как зовут того парня из города, который выдувает стекло? Его мать работает на лесном складе.
-Вы имеете в виду Джерри?
-Точно. Обращайся с ним, как с Джерри.

Ещё пример: когда Шульц и Джанго знакомятся с адвокатом мистера Кэнди, человеком по фамилии Могги, происходит следующий разговор:

- Нам с Кэлвином было одиннадцать, когда мы оказались в одном пансионе. Отец отца Кэлвина оплатил мою учёбу на юридическом, я был взращён, чтобы стать адвокатом Кэлвина!
- Вас растили как ниггера

Так дерзкий Джанго отозвался на гордый пассаж мистера Моги о своём предназначении.

-6

И особый троллинг проявляется в эпичной сцене с Ку-Клукс-Клановцами. Сами помните.

-7

Через весь фильм проходит сравнение с немецкой легендой: освобождение Брунгильды героем Зигфридом. При этом Зигфрид-Джанго не просто отвоёвывает Хильди у дракона-Кэнди. Это было бы слишком банально, как сделали бы многие режиссёры: Джанго и Шульц приехали, выкрали Хильди, возможно были бы погони и стрельба а затем хэппи-энд. Здесь сложнее.

Ведь помимо убийства дракона, Зигфрид проходил через "адское пламя", которым была окружена его возлюбленная. И вот здесь самое интересное: для Джанго "адское пламя" - это мир плантаторов, в котором он, раб, должен стать своим. Джанго должен изображать чёрного работорговца, "одноглазого чарли" - самого презренного человека в глазах чернокожих. Джанго должен убить в себе сопереживание к братьям-рабам. Что у него получается. Но мало просто изображать это. Надо ещё и дать одобрение на казнь своих собратьев. А это уже не игра. Печальная сцена с негром по имени Д'артаньян - самый яркий пример. В этой сцене Джанго фактически убивает своего собрата чтобы не выдать себя. Мы чувствуем, как то самое "адское пламя" жжёт героя.

Джанго уничтожает жестоких плантаторов-южан, своих бывших хозяев и их приспешников. И это сигнал всем рабам о том, что пора разорвать цепи. Бунт Джанго - это как бы снежный комок, который пущен с очень высокой горы.. Война начинается...

-8

Вторая часть дилогии («Омерзительная Восьмёрка») показывает нам послевоенную атмосферу напряжения, паранойи, расовых последствий. Чёрные свободны лишь формально и всё так же ненавидят белых:

«Чёрные в безопасности, лишь когда белые безоружны»
-майор Маркуис Уоррен

Воевавшие белые — северяне и южане — тоже не испытывают друг к другу тёплых чувств. Война закончилась, но атмосфера накалена до предела. Даже белый европеец здесь — противоположность доброму доктору Шульцу из первого фильма, отпетый негодяй.

-9

Здесь Тарантино акцентирует наше внимание на одном из ключевых персонажей второй части — майора Маркуиса Уоррена, чёрного кавалериста с руками по локоть в крови. Дело в том, что майор во время войны попал в плен к южанам, а затем совершил дерзкий побег с поджогом вражеского лагеря. Но беда в том, что вместе с врагами погибли и белые союзники Уоррена, 37 пленных северян. После чего майора объявляют убийцей белых и выгоняют из армии. Автор подчёркивает, что, даже воюя против расизма, ты сам можешь оказаться жертвой расизма со стороны своих же, ведь:

«тридцать семь белых солдат за одного ниггера — это не лучший обмен»
-шериф Крис Мэнникс

-10

Как мы увидим дальше, эта история сильно повлияла на характер майора. Герой первой части, Джанго, тоже вполне мог оказаться на месте Уоррена. Второй как бы продолжает, развивает образ первого. И в итоге мы видим не вдохновенного борца за свободу, а настоящего маньяка-убийцу, озлобленную жертву войны и трагической случайности. Жестоко развенчанный образ, безжалостный антигерой. Таковым и является нам в фильме «омерзительный» майор Уоррен:

«...Я так и не дал твоему сыну плед. Это было лишь вероломным обещанием, также, как и синяя форма, которую северяне выдали чёрным солдатам. И которую ты, конфедерат, отказываешься признавать»
майор Маркуис Уоррен

-11

Кстати, вот ещё один любопытный факт, роднящий Джанго и Уоррена. Дело в том, что Квентин Тарантино изначально задумывал «Восьмёрку» как роман, который должен был называться «Джанго в белом аду». То есть, «Восьмёрка» — это прямое продолжение истории о Джанго. Тарантино прокомментировал это так:

В какой-то момент на меня нашло озарение. Я понял, что было не так. Джанго. Он был лишним. Не нужен этой группе людей человек с моральным компасом.

-12

Итак, на фоне затейливого полудетективного вестерна расовая война продолжается, напряжение нарастает, а в конце всё выливается в кровавую бойню и... наступает долгожданное облегчение, примирение между белыми и единственным чёрным.

-13

Но обратим внимание, погибают в этой бойне все бандиты и закоренелые расисты — остатки старого американского общества. Выживают новые люди, новые белые американцы, которые смогут покончить с расизмом. Это то, к чему майор Уоррен стремился всю жизнь. Причём, важно, что в первой части чёрные всегда умнее белых американцев. Во второй появляются умные и сильные американцы, которых чёрные начинают уважать.

-14

Здесь показателен образ Криса Мэнникса, южанина и мародёра, который в конце концов мирится с Уорреном, оба расправляются с последними оставшимися негодяями и спокойно умирают вместе. Что может быть патриотичнее такого финала со стороны режиссёра? И ведь патриотизм фильма отмечают многие зрители.

-15

Помимо исторического, есть ещё и непосредственно художественный аспект — тоже общий для обоих вестернов. От мелких деталей, вроде дохлых ощипанных куриц или чёрной прислуги с разноцветным драже до образов отдельных актёров.

-16

-17
-18

-19

Например, актриса Дана Гурье — любопытно, что её образы в обоих фильмах не противоречат, а дополняют друг друга. Что имею в виду? То, что в первой части дилогии она сыграла экономку Кору из поместья Кэндилэнд (плантатор был франкофилом), а затем эта Кора вполне могла сбежать в горы Вайоминга, открыть там галантерею и стать её хозяйкой по имени Минни, которая, кстати, ещё и интересуется французским, что как бы намекает на предыдущего владельца.

-20

-21

В общем, любопытные сходства мы разобрали. Теперь посмотрим на любопытные различия.

Эти фильмы противопоставлены друг другу. Первая часть более новаторская, вторая — более ретроспективная. Оговорюсь, что новаторство — в отходе от собственных штампов. Если говорить о Джанго — в этом фильме отсылок к собственному творчеству достаточно мало, история не по-тарантиновски линейна и развёрнута во времени, да и тема взята более серьёзная и близкая режиссёру: расизм и Гражданская война. Без формальных премудростей режиссёру удалось рассказать интересную историю и в тоже время не изменить себе. За это, видимо, сценарий к «Джанго» и заполучил Оскара.

-22

«Восьмёрка» оказалась напротив — возвращением к истокам в самом полном смысле этого слова.

Что-то во мне так и кричало «ура, 90-е!»<.... >

- говорил режиссёр в одном из интервью к фильму.

Почти всем бросилась в глаза детективность и герметичность сюжета, знакомая нам ещё с «Бешеных Псов». Также, вернулся несуществующий табачный бренд «Рэд Эппл». Да и подвал с сюрпризом, как в «Бесславных Ублюдках».

-23

И самое главное, создаётся впечатление, что вся «Восьмёрка» навеяна эпизодом фильма «Великое Молчание»(1966 г., реж Серджио Корбуччи). Там есть сцена в дилижансе в снежной пустыне, в нём оказываются все главные персонажи — шериф-герой, а затем и главный злодей - охотник за головами. Они не знают друг друга, но сюжет развиваться будет вокруг них.

-24

Но это всё на поверхности. Мы копнём чуть-чуть поглубже, и нам в глаза бросится очень интересный момент, связанный с одним из первых сценариев Тарантино под названием «Настоящая Любовь» (фильм 1993 г.)

-25

Там главному герою время от времени являлся Элвис, фигура — ключевая и для молодого режиссёра и для персонажа. Элвис разговаривал с персонажем, поддерживал его и самое главное — мотивировал на опасные поступки, на убийства и афёры. Из чего видно, что персонаж «Настоящей любви» - не самый адекватный человек.

-26

В «Восьмёрке» тоже есть ключевая фигура, имя которого слышно на протяжении всего фильма — Авраам Линкольн. Его уважают и северяне и южане, и чёрные и белые. Имя Линкольна внушает уважение и благоговение. Особенно у чёрных. А ещё в «Восьмёрке» есть персонаж, пресловутый майор Маркуис Уоррен, маньяк-убийца, который носит под сердцем якобы письмо Линкольна. Конечно, он говорит по этому поводу, что это письмо «обезоруживает белых», служит эдаким оберегом.

-27

Хорошо, пусть будет так. Но когда мы слышим содержание письма, придуманного Уорреном, мы понимаем, что оно вполне может служить внутренней мотивацией, голосом, который ведёт Уоррена по пути насилия и жестокости во имя светлой цели. Элвисы и Линкольны в головах персонажей — всегда признак некоторого умственного растройства, одержимостью идеей:

«Благодаря таким, как ты, времена меняются — медленно, но верно»
- из письма Линкольна Уоррену.

-28

Вот далеко не всё, что можно сказать об этих двух вестернах Тарантино. Мы лишь разбирали черты дилогии в них, лишь несколько граней этих алмазов. И спасибо Дорогим Кинозрителям, что дочитали.

А что вы думаете по поводу фильмов? Делитесь своим мнением в комментариях