"... Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали."
Вроде как у нас - рыночная экономика. По идее, "качели" спроса и предложения должны таки качаться в обе стороны. Вот у буржуев, скажем, цена на бензин колеблется в такт с ценой на нефть. А электроэнергия, вообще умудряется улетать в минус (правда, не для населения, чтоб психику граждан не травмировать). Но вот лично я упорно вижу, что наши "качели" качаются все время в одну сторону :-) Было бы понятно, если бы в стране была бешенная инфляция. Но, как говорят, ее у нас практически нет, во всяком случае невооруженным взглядом не заметно.
И вроде как даже объяснения придумывают всякие. Типа, благосостояние народа растет, топливо дорожает, сырье дорожает, жилье дорожает, электроэнергия дорожает, поэтому и маслице тоже дорожает. А маслице подорожало, а там и хлебушек, по тем же причинам. Хлебушек подорожал, поэтому и колбаса. Я про то, что относительно мелкие производители, могут постоянно рассказывать, что действуют в соответствии со сложившимися обстоятельствами.
А вот бензин вообще живет своей жизнью. Как-то не особо по-капиталистически. Ни каким образом от цен на нефть не зависит, но если уж дорожает на очередной рубль, так на всех заправках одномоментно. Вот заявил вице-премьер Александр Новак 4 октября прошлого года, что после введения запрета на экспорт топлива биржевые цены на него снизились на 16-20%, а кто-то заметил осеннее снижение цен на заправках (а это ажно на 10 рублей за литр)?
Даже президент удивлялся: «Ладно, предыдущие месяцы, но сейчас-то цены [на нефть] рухнули, просто рухнули: было 65, до 70 доходило, а сейчас 30 с небольшим. А бензин вырос. Как так может быть?»
Группа депутатов от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким осенью вносила в Госдуму законопроект об установлении правительством предельно допустимых розничных цен на бензин и дизель и порядка их установления.
Под предельно допустимыми в инициативе законодателей понимались розничные цены, выше которых это топливо не может быть реализовано потребителям. При этом срок их действия не должен составлять менее трех лет и более пяти лет, если иное не установлено кабмином.
Кабмин, изучив документ, отказался поддержать инициативу, ибо "введение такой меры на внутреннем рынке приведет к искажению рыночного ценообразования, дестимулирует инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сетей АЗС."
Ну ладно, это тоже можно понять. Нельзя рынок регулировать нерыночными способами. Но ведь есть же еще варианты.
Если у государства возникнет желание позаботиться о цене бензина для граждан, то есть такая наглухо государственная компашка, как «Газпром нефть». Как понимаю, достаточно одного телефонного звонка и «Газпром нефть» может радостно снизить цену на пару рубликов. И, в соответствии с рыночными законами, все остальные вынуждены будут поступить аналогично. Все быстренько отрегулируется.
Думаю, потому как доллар на биржах уже не котируется, не составит труда (опять таки, после одного звонка) сделать курс, скажем в 60.
А вот после открывается широкий простор для творчества всех многочисленных регуляторов. Я про ФАС и иже. Можно прийти к производителю маслица с вопросом, а почему цену не снижаете? И старые оправдания уже не сработают. Автомобильчики в полтора раза дешевле не стали? А почему, собственно? Нет ли тут "преступного завышения цены"?
Хихикаю, конечно. Но, как говорили когда-то давно, "Перестройку начни с себя". Я про то, что если бы у государства, действительно появилось желание снижать цены... То было бы интересно на это посмотреть :-)