Найти тему

Как геополитическая напряженность формирует будущее искусственного интеллекта

Оглавление

Геополитическая напряженность растет, а ИИ находится на перепутье. В одном направлении его будущее формируется гонкой вооружений ИИ между воюющими державами. С другой стороны, технология может развиваться, принося пользу обществам по всему миру. Над направлением его дальнейшего движения задумались ирландские эксперты

В сегодняшнем контексте геополитической неопределенности повествования об искусственном интеллекте (ИИ) все больше смещаются в сторону его потенциала для национальной выгоды и милитаризации. Политические дебаты часто сосредотачиваются на вопросах безопасности и призраке так называемой «гонки вооружений ИИ», ссылаясь на открывающиеся возможности технологического доминирования в обороне, экономике и даже в политическом контроле. Между тем, эти опасения вызывают политический интерес к большему вмешательству в регулирование ИИ.

За этими дебатами скрывается более глубокая обеспокоенность по поводу преобразующей силы ИИ в социальной, экономической и политической сферах. Государства хотят контролировать технологии и направлять инновации в своих национальных интересах и в то же время не хотят отставать в их развитии. Идеи технологического суверенитета начинают доминировать в политике, что проявляется не только в лидирующих державах в области ИИ – России, Соединённых Штатах и Китае – но даже в том, что Европейский Союз уделяет особое внимание цифровому суверенитету и интеграции безопасности. Такой акцент на суверенитете рискует подавить некоторые инновации или ограничить более широкие выгоды от технологий для общества.

Однако можно представить себе, что контроль за ИИ можно рассматривать через другую призму, ставя экономические и социальные потребности на передний план дебатов или концентрируя внимание на правах человека. Это может помочь нам вырваться из нынешнего цикла страхов и ограничений, связанных с ИИ, и вместо этого перейти к созданию совместной нормативно-правовой среды, которая уважает и признает интересы многих заинтересованных сторон в разных странах, прокладывая путь к будущему ИИ, которое будет не только устойчивым, но и включит в себя все.

-2

ИИ и динамика власти

Взгляды на ИИ как на предмет международного соперничества возникли из-за растущего ощущения, что эта технология окажет огромное влияние на будущий баланс сил в мире, особенно после AlphaGo в DeepMind и заявления Си Цзиньпина о том, что Китай станет сверхдержавой ИИ к 2030 году. Постепенно это движение приобрело последователей и помощников, превратившись в битву за превосходство в области полупроводников и в сферу облачных технологий. С момента выпуска ChatGPT и последовавшего за ним ажиотажа вокруг того, что часто называют «основными» или «пограничными» моделями, признание ИИ в качестве последнего рубежа в геополитическом соревновании, казалось, только укрепилось. В ходе этого соперничества полупроводники стали играть решающую роль в расширении вычислительных возможностей, необходимых для развития основных цифровых технологий, включая 5G, 6G, облачные вычисления и робототехнику, что еще больше усиливает глобальный баланс сил.

Полупроводники оказались в центре внимания в разгар сбоев в глобальных цепочках поставок во время пандемии COVID-19. На долю полупроводниковой промышленности США приходится 39% общей стоимости всей глобальной цепочки поставок полупроводников от проектирования микросхем до поставки конечного продукта, а на ее союзников, Японию, Нидерланды, Великобританию, Германию, Тайвань и Южную Корею, в совокупности приходится около 53%. На долю Китая, напротив, приходится всего 6%. Тем не менее, Тайвань доминирует в производстве передовых полупроводников, а Нидерланды - в передовых машинах для фотолитографии, поэтому здесь есть явные уязвимости. Это делает эти элементы цепочки поставок особенно чувствительными к геополитической напряженности и сбоям в результате концентрации на нескольких рынках. Такая геополитическая напряженность заставляет и США, и Китай инвестировать в расширение отечественных мощностей по производству полупроводников.

Это дорогостоящая ловушка обратной связи: сбои в цепочках поставок способствуют политическому и экономическому процессу деглобализации и «суверенизации», что еще больше разрушает международную логистику чипов и глобальные рынки. Законы ЕС и США о чипах демонстрируют усиление таких тенденций и переход от рыночно-ориентированной либеральной политики к интервенционно-ориентированному технонационализму с четким приоритетом геополитических мотивов в национальной политике и стратегии. Этот нарратив вокруг ИИ строится под флагом национальной безопасности и превосходства, тем самым формируя политический ландшафт и воспроизводя одномерное понимание ИИ, которое может привести к разрушительным последствиям.

-3

Вот почему настало время подвергнуть сомнению и бросить вызов общепринятым истинам. Важно предложить альтернативные взгляды и политические рекомендации, которые направлены на содействие глобальному сотрудничеству, устранение негативных сценариев ИИ и смещение политических дебатов в сторону более совместного будущего развития ИИ. Этому посвящен новый проект AIxGEO, основанный директором Верити Хардинг в Институте государственной политики Беннета.

Проект AixGEO

Конечная цель проекта — предоставить заинтересованным сторонам основу для сотрудничества в развитии ИИ. Поскольку мы находимся на перепутье развития ИИ и геополитической динамики, инициатива AIxGEO поможет решить многогранные проблемы в политике ИИ с помощью прагматичного и научно обоснованного подхода. Помещение прав человека, демократических принципов, экономических результатов и участия многих заинтересованных сторон в основу политики ИИ подчеркнет возможности использования ИИ в качестве технологического инструмента для общественной пользы.