Найти тему

Один из самых просвещенных халифов

У пятого халифа, Харуна аль-Рашида из династии Аббасидов (известного героя новелл «Тысячи и одной ночи») было три сына: старший Абдаллах - от персидской наложницы, средний Мухаммад - от законной жены Зубайды из знатного арабского рода, и младший Мутасим.

Во время своего правления, которое считается «золотым веком», он превратил Багдад в самую блестящую и интеллектуальную столицу Востока.

Абу Джафар Харун ибн Мухаммад –  арабский халиф из династии Аббасидов
Иллюстрация из «Книги тысячи и одной ночи»
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад – арабский халиф из династии Аббасидов Иллюстрация из «Книги тысячи и одной ночи»

Он построил роскошный дворец, школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам и привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура.

После смерти халифа в 809 году, в соответствие с его волей (которую у стен Каабы в Мекке братья поклялись соблюдать), шестым халифом в Багдаде стал средний сын под именем аль-Амин, а старший сын, под именем аль-Мамун (араб. مأمون — «защищённый»), должен был занять трон после брата, а пока состоял несменяемым и весьма автономным правителем Хорасана – столицы провинции Иран.

Харун аль-Рашид решил вопрос престолонаследия очень неудачно: страна оказалась разделенной на две части, «с двумя львами в одной клетке». Новый халиф аль-Амин первым пошел на конфликт и стал ущемлять законные права своего старшего брата. Вопреки завещанию отца, согласно которому наследником аль-Амина объявлялся Абдаллах аль-Мамун, он в 811 году провозгласил преемником своего малолетнего сына Мусу. В ответ на это аль - Мамун двинул свои войска на Багдад.

Аль-Амин выслал ему навстречу армию, состоявшую из 50000 воинов, но она была разбита около Рея (город в Персии, недалеко от Тегерана). Багдад был подвергнут осаде, которой руководил Тахир ибн Хусейн, начавшейся в сентябре 812 г. и длившейся почти год. Современники вспоминали это время с ужасом, говоря, что это была самая жестокая осада в истории ислама. Под стенами Багдада бились даже не единоверцы, а – братья. Городу были нанесены множественные разрушения, а 37-летний халиф аль-Амин был схвачен и обезглавлен.

Абуль-Аббас Абдуллах ибн Харун аль-Мамун,  - седьмой багдадский халиф
Абуль-Аббас Абдуллах ибн Харун аль-Мамун, - седьмой багдадский халиф

Аль-Мамун был провозглашен седьмым халифом в сильно разрушенном осадой Багдаде. Местом своей резиденции новый халиф избрал иранский город Мерв, где у него, полуперса, была мощная поддержка (он даже намеревался сделать этот город столицей халифата).

Взойдя на престол, аль-Мамун проводил политику, отвечавшую интересам поддерживавшей его иранской знати, что вызвало недовольство арабских кругов и стало причиной ряда восстаний в 813 и 817–819 годах. Аль-Мамун создал вполне современное разведывательное управление. В качестве сыскных агентов в одном лишь Багдаде задействовал 1700 пожилых женщин. Стремясь усилить контроль над территориями с преимущественно арабским населением, в 819 году он перенёс свою резиденцию из Мерва в Багдад.

Аль-Мамун был сторонником учения мутазилитов (араб. المعتزلة – обособившиеся) – исторически первой крупной школы калама (одного из основных направлений мусульманской мысли, в рамках которого разрабатывалась религиозная философия ислама). Гносеология мутазилитов определялась тезисом о превосходстве разума над верой, отрицанием слепого следования авторитетам. Их школа дополнила арабскую литературную традицию обращением к греческой философии как средству аргументации в пользу единства Бога.

Основными чертами правления халифа аль-Мамуна были: стремление к восстановлению единства халифата после изнурительной гражданской войны, приведшей его к власти; попытка разрешить религиозные противоречия в государстве; покровительство мутазилитам, стимулировавшее интеллектуальные и религиозные дискуссии; открытость к другим религиям.

Аль-Мамун остался в истории как один из самых просвещенных халифов, меценат, создавший наиболее благоприятную в истории Халифата обстановку для развития естественных наук, философии, юриспруденции, а также изящной словесности. Аль-Масуди упоминал о способности халифа к стихосложению в соответствии со сложными ритмическими канонами того времени, а английский историк и мемуарист XVIII в. Эдвард Гиббон описывал аль-Мамуна как «принца, обладающего редчайшими знаниями, способного с присущей ему скромностью любезно оказать помощь на научных ассамблеях и диспутах эрудитов».

Аль-Мамун привлёк к управлению государством учёных и основал в Багдаде Дом мудрости (Бейт аль-хикма), созданный по аналогии со старинной персидской академией Джундишапура, обогатил арабскую культуру достижениями древнегреческой, эллинистической, иранской и индийской мысли.

В Доме Мудрости была создана богатейшая библиотека «Хизанат аль-хикма», астрономические обсерватории и приют для странствующих учёных всех вероисповеданий и из разных провинций империи, которые способствовали развитию арабской науки. Аль-Мамун поощрял их и с большим вниманием относился к проведению философско-религиозных споров между представителями, с одной стороны, различных религий, с другой и прежде всего - различных течений внутри ислама. Возглавлял Дом мудрости Сахль ибн Харун. Сотрудниками Дома мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как аль-Хорезми, ибн Турк, аль-Фергани, аль-Джаухари, Хабаш аль-Хасиб, аль-Кинди, братья Бану Муса, аль-Махани и др.

Ученые Дома Мудрости
Ученые Дома Мудрости

Аль-Мамун способствовал изданию Книги аль-Хорезми (сейчас известна как «Алгебра»). Именно в правление аль-Мамуна в халифате начинает широко использоваться индийская цифровая система, позже получившая название арабской.

Под его покровительством развернулось Движение переводчиков, в результате которого труды по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии знаменитых греческих мудрецов стали известны арабским ученым. Главой переводчиков Дома мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём, по преданию, вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов.

По инициативе аль-Мамуна к императору Льву V Армянину в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Так были переведены на арабский язык труды Аристотеля и его последователей: Евклида, Аполлония, Архимеда и др. Эти переводы «выполнялись с замечательной эрудицией и поразительно искусно с филологической точки зрения». Именно в арабских переводах пришли на кафедры средневековой Европы «Механика» Герона, «Пневматика» Филона, труды Аристотеля, Архимеда.

Известно, что, заключая мирный договор с византийским императором, в качестве одного из условий аль-Мамун потребовал передачи множества греческих манускриптов, среди которых оказался и знаменитый эллинистический сборник мыслей по астрономии Птолемея. В 827 году осуществлён перевод этого труда Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест»), который стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет.

В 827 году по его повелению (и при его финансировании) была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал аль-Хорезми. Было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км. В 829 году в багдадском пригороде Шаммасийа была основана астрономическая обсерватория.

Кратер Альманон на видимой стороне Луны в 1935 году был назван в честь вклада аль-Мамуна в изучение астрономии.

Во время его правления активно развивалась алхимия. Пионерами науки были Джабир ибн Хайян и его ученик, которому покровительствовал Аль-Мамун. Хотя ему не удалось преобразовать золото, его методы в значительной степени привели к покровительству фармацевтических соединений.

Калиф Аль-Мамун был пионером картографии, заказав карту мира у большой группы астрономов и географов. В настоящее время эта карта хранится в Топкапы Сарай, музее в Стамбуле.

В то время карты греков и римлян показывали хорошее знание замкнутых морей, таких как Средиземное, но мало знаний о бескрайних океанских просторах за его пределами. На карте мира аль - Мамуна показаны большие части евразийского и африканского континентов с узнаваемыми береговыми линиями и основными морями. На нем изображен мир, каким он был известен капитанам арабских парусных дау, которые использовали циклы муссонного ветра для торговли на огромные расстояния (к 9 веку арабские морские торговцы достигли Гуанчжоу в Китае).

В 830 году аль-Мамун начинает упорную, продолжавшуюся вплоть до его смерти, войну против Византии. Войска халифа вторглись в центральную Анатолию.

В 831 году аль-Мамун лично направился в Египет во главе войска для подавления мятежа недовольных крестьян против притеснений сборщиков дани.

Аль-Мамун не стал терять время на расследование причин восстания и уничтожил практически все население Дельты: схваченных в тростниках беглецов сажал на кол, а деревни сжигал. В результате такой необъяснимой жестокости халифа самый плодородный край Египта обезлюдел и на целые столетия пришел в запустение.

Пирамиды, хранящие сокровища, были знакомы аль-Мамуну еще по рассказам отца и он предпринял попытку найти сокровища в Пирамиде Хуфу (Хеопса). Напрасно советники двора предостерегали его, что пирамиды находятся под охраной могущественных духов, которые погубят каждого, кто попытается в них проникнуть; напрасно начальники его военной разведки говорили, что в пирамиды нет входа. Мамун сказал:

«Аллах велик, всеведущ и мудр! Он наделил меня могуществом власти и будет охранять меня на этом и на том свете. Да исполнятся слова Корана, сура седьмая, где сказано: «И уничтожили мы дело фараоново и людей его и все, что он построил». Мое слово твердо!».

На протяжении нескольких месяцев его подданные при помощи тарана, огня и уксуса, разъедавшего облицовку, пытались найти вход в пирамиду на её северной грани, закрытый во времена римской оккупации Египта. Их ошибка заключалась в том, что они выбрали точку начала работ ровно по оси симметрии Большой пирамиды, в то время как все известные проходы лежат на 7 метров восточнее и на 10 метров ниже истинного входа.

Наконец, обнаружив торец гранитной пробки, закрывавшей вход в Восходящий коридор, Аль-Мамун скорее всего, был первым человеком, который спустя примерно 3400 лет после строительства пирамиды попал в Большую Галерею. Судя по следам, оставленным на камне, рабочие проникли в Камеру Царя Большой Пирамиды. Получившийся проход, который позже был назван «Тоннель грабителей», является тропой, по которой сегодня туристы попадают в пирамиду.

Туннель, прорытый рабочими халифа эль- Мамуна в пирамиде Хуфу (Хеопса)
Туннель, прорытый рабочими халифа эль- Мамуна в пирамиде Хуфу (Хеопса)

В камере не было найдено ничего, кроме пустого гранитного саркофага и слоя белой пыли, толщиной пол-локтя. Легенда гласит, что во избежание бунта, Аль-Мамуну пришлось срочно доставить из Багдада небольшое количество золота и подбросить его в одно из помещений пирамиды. Но никаких настоящих царских сокровищ он так и не нашёл.

Ради достижения цели Мамуном было вынуто из пирамиды более 200 многотонных блоков, в качестве свидетельства его действий на северной грани пирамиды осталась большая воронка. По мнению более поздних арабских авторов, Мамун стремился не найти сокровища, а разрушить пирамиды, как постройки неверных. Данная история описана в «Рассказе об аль-Мамуне и пирамидах» из «Тысячи и одной ночи».

В это время в Халифате наступили тревожные времена. Продолжающаяся война против Византии в условиях, когда удельные династии стали настолько автономны, что халифы утратили практически всю свою власть над провинциями, ослабляла Халифат. Аль-Мамун со своим сыном Аббасом безуспешно попытались атаковать византийцев в Малой Азии, но это больше было похоже на набеги с целью обогащения. В одну из таких кампаний халиф внезапно почувствовал себя плохо и скончался в своем лагере около хребта Тавр в августе 833 года. Ему было 47 лет.

Благодарю за прочтение.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.