В июле был опубликован новый номер журнала The Newman in Foreign Policy. Среди авторов летнего номера заметно выделяются сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея Вдовин Александр Сергеевич – кандидат исторических наук, научный сотрудник и Майзик Елена Игоревна – зав. сектором отдела истории. Третьим соавтором работы стал Кузьминых Сергей Владимирович– кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН из г. Москва.
Историко-культурный вклад авторов в нашем номере состоит фактически в предоставлении неизданного ранее материала о Николае Афанасьевиче Пикулевиче.
Его биография была воссоздана авторами по крупицам, ведь на родине, в Сибири, о нем практически не сохранилось никаких сведений. Им далось выявить вклад Пикулевича в развитие художественного творчества и образования, фотографического искусства и музейного дела в Красноярске. Ведь он мог всю свою жизнь служить на благо отечества, но на фоне глобальных мировых процессов вторая часть его жизненного пути прошла в Китае, на Филиппинах и в США. Почти три десятилетия Пикулевич провел в странствиях, обогнув половину земного шара, и получил признание как яркий деятель искусства русского зарубежья. Но до сих пор его наследие «живет» и сохраняется на родине, в стенах Красноярского краевого краеведческого музея.
У читателей канала есть возможность познакомиться с трудом ученых историков уже здесь:
ЧАСТЬ 1. ДО НАЧАЛА СТРАНСТВИЙ
В Музее русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве в конце 2022 – начале 2023 г. прошла выставка «Китай в творчестве художников русского зарубежья. Первая половина XX века». Среди представленных не ней имен – забытый красноярец Н.А. Пикулевич [6, с. 27].
Николай Афанасьевич Пикулевич (Pikulevich N.А.) известен как художник-иконописец и архитектор, археолог-китаевед и этнограф, фотограф и техник Переселенческого управления в Красноярске (1911 г.). Исследователи обращают внимание на его личность, годы и места жизни (1882, Красноярск – 28.04.1965, Сан-Франциско), отмеченные в библиографических словарях, связанных с деятелями русского зарубежья [49].
Герой нашего очерка родился 1882 г. в Красноярске в семье чиновника Енисейской контрольной палаты Афанасия Пикулевича, служившего помощником ревизора [22, с. 3]. Известно, что в 1885–1886 гг. отец имел недвижимое имущество стоимостью 600 рублей [52, с. 4], в 1890-е гг. работал приемщиком Енисейской почтовой конторы [22, с. 3]. У Николая был брат Вениамин (1872 г.р.) [22, с. 3], сестры Анна (1877 г.р.) и Мария (1886 г.р.) [58, с. 32].
В 1900–1912 гг. Николай проживал в Красноярске в родительском двухэтажном деревянном доме по Театральному (Гадаловскому) переулку № 9 и обучался в одном из учебных заведений города (пока достоверных сведений у авторов нет). Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества [49]; по другим сведениям, окончил Художественную школу имени Репина [63, с. 485].
В 1910 г. Николай Пикулевич был принят в рисовальную школу на должность преподавателя перспективы и теории теней [30]. Развивал также фотографическое мастерство в Енисейской губернии, был одним из инициаторов создания в 1912 г. Красноярского фотографического общества [40, с. 52]. Среди учредителей общества встречаются имена художника Д.И. Каратанова, архитектора Л.А. Чернышева, «техника переселенческого управления Н.А. Пикулевича, чьи фотографии, отразившие жизнь, быт и развитие Енисейской губернии и Красноярска в частности, представляют собой историческую ценность поныне» [26]. Председателем общества был выбран А.Я. Тугаринов, тогда консерватор Красноярского городского музея. Это событие положило начало профессиональной фотографии в Красноярске [7:26].
Согласно Уставу Красноярского фотографического общества, его целями были объединение лиц, занимающихся фотографией, для изучения и совершенствования этой области; практическая и теоретическая разработка вопросов фотографического искусства; распространение фотографических знаний среди интересующихся; поощрение и содействие к широкому применению светописи в научных исследованиях; сбор и хранение фотографий как научного материала в виде древних памятников, интересных архитектурных сооружений, типов населения, пейзажей [61, с. 1].
С появлением возможности совершенствовать готовые изображения Пикулевич с 1910 г. был одним из немногих, кто занимался в Красноярске увеличением и уменьшением при помощи фотографии портретов и других изображений, за исключением планов и карт [18, с. 137]. В 1911–1912 гг. он производил съемку Красноярска и Енисейской губернии. В Красноярском краевом краеведческом музее сохранилась небольшая коллекция фотографий города: Воскресенская улица с видом на дом Гадалова и Аптекарский магазин братьев Шапиро, Мало-Качинская улица от Гимназического переулка к западу (Рис.4), перспективный вид улицы Воскресенской на северо-восток (Рис. 2), льды у Красноярска; Троицкий собор в Канске (Рис.1).
В 1912 г. Николай Афанасьевич снимал красноярские «Столбы». Несколько работ этой серии хранятся в музее. Тогда же его стереоскопические снимки появились в продаже в фотохудожественном ателье «Пикулевич и Ко» [67]. Часть произведенных им стереоснимков попала в коллекцию инженера, строителя сибирских дорог Николая Семеновича Губонина (1879–1945), который в те годы работал в Минусинском уезде. Это снимки красноярских Столбов (23 экз.) с надписью: «Фот. Н. Пикулевичъ, Красноярскъ», и на одном из них стоит штамп: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ 17. АПР. 1911 Н.А. ПИКУЛЕВИЧЪ и Ко КРАСНОЯРСКЪ, Енис. губ.». Вторая серия снимков (8 экз.) посвящена природе Красноярска и Енисейской губернии. Большая их часть сделана Пикулевичем [17]. Следует отметить, что русских стереоснимков в то время выпускалось мало и выходили они небольшими тиражами.
С 26 октября до 22 ноября 1916 г. Пикулевич безвозмездно преподавал в Красноярской городской рисовальной школе, замещая художника Д.И. Каратанова [15, с. 178]. В 1917 г. Николай Афанасьевич был призван в армию и закончил 1 Иркутскую школу для подготовки офицеров в военное время [1]. В Приказах Временного правительства сообщается, что
«в Прапорщики запаса армейской пехоты, призванных из запаса: фельдфебелей… в 717 пешую Енисейскую дружину, Пикулевича (Николая)» [50, с. 12]. Вероятно, запасные части дислоцировались в Красноярске.
В апреле 1918 г. в доме Пикулевича проходила пасхальная выставка красноярских художников [51, с. 4]. А в 1919 г. в его дворе располагалась Красноярская городская рисовальная школа [24, с. 3], открытая еще в 1910 г. как частное учебное заведение, содержащееся на средства Красноярской городской думы. В нее принимались лица обоего пола, без предварительных экзаменов. Школа ставила своей целью
«развитие и совершенствование природных особенностей человека, приучать его познавать измерения и пространственные отношения» [25, с. 3].
Но когда власти города перестали выделять средства на содержание школы, занятия начали проходить в доме Пикулевича. Шел активный поиск возможностей для сохранения школы, в том числе через выручку от проведения профессиональных выставок. Но стране было не до искусства, и в декабре 1919 г. собрание правления Енисейского союза художников и деятелей прикладных искусств приняло решение о закрытии школы [59, с. 181; 60, с. 194].
Корреспондент газеты «Свободная Сибирь» Н.К. Ауэрбах в апрельском номере 1919 г. поместил статью «На выставке» об открывшейся в Красноярской рисовальной школе выставке художников Енисейского союза. О представленных Пикулевичем картинах он пишет:
«Гурский много проигрывает от того, что рядом с его картинами помещены картины Пикулевича, слабее Гурского владеющего приемами техники, но стоящего выше по передаче настроения и настроения нашего сибирского! Здесь сравнительно крупные полотна – «Устье реки Тубы» и «Утро на Столбах», которые [многое] говорят сердцу сибиряка» [43, с. 4].
В 1919 г. Пикулевич возглавил Мастерскую световых картин в Красноярске при Енисейском губернском союзе художников. Подобная мастерская стала первой в Сибири. В ней планировали выпустить ряд серий картин для волшебного фонаря и стетоскопа, также для различных печатных изданий (цинкография), освещающих детально Енисейскую губернию и Сибирь в историческом, географическом, этнографическом и бытовом отношениях [39, с. 59].
Николай Афанасьевич также был участником благотворительных, общественных и научных организаций: состоял членом приходского попечительства при Покровской церкви Красноярска [48, с. 20], Красноярского общества потребителей «Самодеятельность» [45, с. 35]; с 1918 г. Красноярского подотдела Русского географического общества [10]; сотрудничал с Красноярским городским музеем, с директором которого А.Я. Тугариновым у него сложились дружеские отношения (Рис. 5, 6).
ЧАСТЬ 2 читайте в новой статье нашего канала. Ну , конечно, можно в журнале. Скоро он появится в электронных библиотеках.
А вот так выглядела обложка июльского номера, в котором и поместили исследование о Н.А. Пикулевиче.
Всего Вам доброго и помните, что рукописи не возвращаем. Потому что готовы работать с каждым текстом и автором и публиковать их в нашем журнале!