Найти в Дзене
КЛЮЧИ ОТ РЕДАКЦИИ

Почти три десятилетия провел в странствиях... в Китае, на Филиппинах и в США

В городском саду в Красноярске. 1914 г. На дереве сидит А.Р. Шнейдер. На земле сидят Д.И. Каратанов, А.Я. Тугаринов и Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.
В городском саду в Красноярске. 1914 г. На дереве сидит А.Р. Шнейдер. На земле сидят Д.И. Каратанов, А.Я. Тугаринов и Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.

В июле был опубликован новый номер журнала The Newman in Foreign Policy. Среди авторов летнего номера заметно выделяются сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея Вдовин Александр Сергеевич – кандидат исторических наук, научный сотрудник и Майзик Елена Игоревна – зав. сектором отдела истории. Третьим соавтором работы стал Кузьминых Сергей Владимирович– кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН из г. Москва.

Историко-культурный вклад авторов в нашем номере состоит фактически в предоставлении неизданного ранее материала о Николае Афанасьевиче Пикулевиче.

Его биография была воссоздана авторами по крупицам, ведь на родине, в Сибири, о нем практически не сохранилось никаких сведений. Им далось выявить вклад Пикулевича в развитие художественного творчества и образования, фотографического искусства и музейного дела в Красноярске. Ведь он мог всю свою жизнь служить на благо отечества, но на фоне глобальных мировых процессов вторая часть его жизненного пути прошла в Китае, на Филиппинах и в США. Почти три десятилетия Пикулевич провел в странствиях, обогнув половину земного шара, и получил признание как яркий деятель искусства русского зарубежья. Но до сих пор его наследие «живет» и сохраняется на родине, в стенах Красноярского краевого краеведческого музея.

У читателей канала есть возможность познакомиться с трудом ученых историков уже здесь:

ЧАСТЬ 1. ДО НАЧАЛА СТРАНСТВИЙ

В Музее русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве в конце 2022 – начале 2023 г. прошла выставка «Китай в творчестве художников русского зарубежья. Первая половина XX века». Среди представленных не ней имен – забытый красноярец Н.А. Пикулевич [6, с. 27].

Николай Афанасьевич Пикулевич (Pikulevich N.А.) известен как художник-иконописец и архитектор, археолог-китаевед и этнограф, фотограф и техник Переселенческого управления в Красноярске (1911 г.). Исследователи обращают внимание на его личность, годы и места жизни (1882, Красноярск – 28.04.1965, Сан-Франциско), отмеченные в библиографических словарях, связанных с деятелями русского зарубежья [49].

Герой нашего очерка родился 1882 г. в Красноярске в семье чиновника Енисейской контрольной палаты Афанасия Пикулевича, служившего помощником ревизора [22, с. 3]. Известно, что в 1885–1886 гг. отец имел недвижимое имущество стоимостью 600 рублей [52, с. 4], в 1890-е гг. работал приемщиком Енисейской почтовой конторы [22, с. 3]. У Николая был брат Вениамин (1872 г.р.) [22, с. 3], сестры Анна (1877 г.р.) и Мария (1886 г.р.) [58, с. 32].

В 1900–1912 гг. Николай проживал в Красноярске в родительском двухэтажном деревянном доме по Театральному (Гадаловскому) переулку № 9 и обучался в одном из учебных заведений города (пока достоверных сведений у авторов нет). Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества [49]; по другим сведениям, окончил Художественную школу имени Репина [63, с. 485].

В 1910 г. Николай Пикулевич был принят в рисовальную школу на должность преподавателя перспективы и теории теней [30]. Развивал также фотографическое мастерство в Енисейской губернии, был одним из инициаторов создания в 1912 г. Красноярского фотографического общества [40, с. 52]. Среди учредителей общества встречаются имена художника Д.И. Каратанова, архитектора Л.А. Чернышева, «техника переселенческого управления Н.А. Пикулевича, чьи фотографии, отразившие жизнь, быт и развитие Енисейской губернии и Красноярска в частности, представляют собой историческую ценность поныне» [26]. Председателем общества был выбран А.Я. Тугаринов, тогда консерватор Красноярского городского музея. Это событие положило начало профессиональной фотографии в Красноярске [7:26].

Рисунок 1. Н.А. Пикулевич. Троицкий собор в Канске. 1911 г. Из фондов КККМ
Рисунок 1. Н.А. Пикулевич. Троицкий собор в Канске. 1911 г. Из фондов КККМ

Согласно Уставу Красноярского фотографического общества, его целями были объединение лиц, занимающихся фотографией, для изучения и совершенствования этой области; практическая и теоретическая разработка вопросов фотографического искусства; распространение фотографических знаний среди интересующихся; поощрение и содействие к широкому применению светописи в научных исследованиях; сбор и хранение фотографий как научного материала в виде древних памятников, интересных архитектурных сооружений, типов населения, пейзажей [61, с. 1].

Рисунок 2. Н.А. Пикулевич. Перспективный вид улицы Воскресенской на северо-восток. 1912 г. Из фондов КККМ
Рисунок 2. Н.А. Пикулевич. Перспективный вид улицы Воскресенской на северо-восток. 1912 г. Из фондов КККМ

С появлением возможности совершенствовать готовые изображения Пикулевич с 1910 г. был одним из немногих, кто занимался в Красноярске увеличением и уменьшением при помощи фотографии портретов и других изображений, за исключением планов и карт [18, с. 137]. В 1911–1912 гг. он производил съемку Красноярска и Енисейской губернии. В Красноярском краевом краеведческом музее сохранилась небольшая коллекция фотографий города: Воскресенская улица с видом на дом Гадалова и Аптекарский магазин братьев Шапиро, Мало-Качинская улица от Гимназического переулка к западу (Рис.4), перспективный вид улицы Воскресенской на северо-восток (Рис. 2), льды у Красноярска; Троицкий собор в Канске (Рис.1).

В 1912 г. Николай Афанасьевич снимал красноярские «Столбы». Несколько работ этой серии хранятся в музее. Тогда же его стереоскопические снимки появились в продаже в фотохудожественном ателье «Пикулевич и Ко» [67]. Часть произведенных им стереоснимков попала в коллекцию инженера, строителя сибирских дорог Николая Семеновича Губонина (1879–1945), который в те годы работал в Минусинском уезде. Это снимки красноярских Столбов (23 экз.) с надписью: «Фот. Н. Пикулевичъ, Красноярскъ», и на одном из них стоит штамп: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ 17. АПР. 1911 Н.А. ПИКУЛЕВИЧЪ и Ко КРАСНОЯРСКЪ, Енис. губ.». Вторая серия снимков (8 экз.) посвящена природе Красноярска и Енисейской губернии. Большая их часть сделана Пикулевичем [17]. Следует отметить, что русских стереоснимков в то время выпускалось мало и выходили они небольшими тиражами.
Рисунок 3. Н.А. Пикулевич. Персонал Большеулуйского волостного правления. До 1914 г. Из фондов КККМ
Рисунок 3. Н.А. Пикулевич. Персонал Большеулуйского волостного правления. До 1914 г. Из фондов КККМ

С 26 октября до 22 ноября 1916 г. Пикулевич безвозмездно преподавал в Красноярской городской рисовальной школе, замещая художника Д.И. Каратанова [15, с. 178]. В 1917 г. Николай Афанасьевич был призван в армию и закончил 1 Иркутскую школу для подготовки офицеров в военное время [1]. В Приказах Временного правительства сообщается, что

«в Прапорщики запаса армейской пехоты, призванных из запаса: фельдфебелей… в 717 пешую Енисейскую дружину, Пикулевича (Николая)» [50, с. 12]. Вероятно, запасные части дислоцировались в Красноярске.

Рисунок 4. Н.А. Пикулевич. Мало-Качинская улица от Гимназического переулка к западу. 1911 г. Из фондов КККМ.
Рисунок 4. Н.А. Пикулевич. Мало-Качинская улица от Гимназического переулка к западу. 1911 г. Из фондов КККМ.

В апреле 1918 г. в доме Пикулевича проходила пасхальная выставка красноярских художников [51, с. 4]. А в 1919 г. в его дворе располагалась Красноярская городская рисовальная школа [24, с. 3], открытая еще в 1910 г. как частное учебное заведение, содержащееся на средства Красноярской городской думы. В нее принимались лица обоего пола, без предварительных экзаменов. Школа ставила своей целью

«развитие и совершенствование природных особенностей человека, приучать его познавать измерения и пространственные отношения» [25, с. 3].

Но когда власти города перестали выделять средства на содержание школы, занятия начали проходить в доме Пикулевича. Шел активный поиск возможностей для сохранения школы, в том числе через выручку от проведения профессиональных выставок. Но стране было не до искусства, и в декабре 1919 г. собрание правления Енисейского союза художников и деятелей прикладных искусств приняло решение о закрытии школы [59, с. 181; 60, с. 194].

Корреспондент газеты «Свободная Сибирь» Н.К. Ауэрбах в апрельском номере 1919 г. поместил статью «На выставке» об открывшейся в Красноярской рисовальной школе выставке художников Енисейского союза. О представленных Пикулевичем картинах он пишет:

«Гурский много проигрывает от того, что рядом с его картинами помещены картины Пикулевича, слабее Гурского владеющего приемами техники, но стоящего выше по передаче настроения и настроения нашего сибирского! Здесь сравнительно крупные полотна – «Устье реки Тубы» и «Утро на Столбах», которые [многое] говорят сердцу сибиряка» [43, с. 4].

В 1919 г. Пикулевич возглавил Мастерскую световых картин в Красноярске при Енисейском губернском союзе художников. Подобная мастерская стала первой в Сибири. В ней планировали выпустить ряд серий картин для волшебного фонаря и стетоскопа, также для различных печатных изданий (цинкография), освещающих детально Енисейскую губернию и Сибирь в историческом, географическом, этнографическом и бытовом отношениях [39, с. 59].

Рисунок 5. В городском саду в Красноярске. 1914 г. На дереве сидит А.Р. Шнейдер. На земле сидят Д.И. Каратанов, А.Я. Тугаринов и Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.
Рисунок 5. В городском саду в Красноярске. 1914 г. На дереве сидит А.Р. Шнейдер. На земле сидят Д.И. Каратанов, А.Я. Тугаринов и Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.

Николай Афанасьевич также был участником благотворительных, общественных и научных организаций: состоял членом приходского попечительства при Покровской церкви Красноярска [48, с. 20], Красноярского общества потребителей «Самодеятельность» [45, с. 35]; с 1918 г. Красноярского подотдела Русского географического общества [10]; сотрудничал с Красноярским городским музеем, с директором которого А.Я. Тугариновым у него сложились дружеские отношения (Рис. 5, 6).

Рисунок 6. Верхний ряд: А.Р. Шнейдер, А.Я. Тугаринов, Д.И. Каратанов. Нижний ряд: А.П. Ермолаев, Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.
Рисунок 6. Верхний ряд: А.Р. Шнейдер, А.Я. Тугаринов, Д.И. Каратанов. Нижний ряд: А.П. Ермолаев, Н.А. Пикулевич. Из фондов КККМ. Фото А.П. Ермолаева.

ЧАСТЬ 2 читайте в новой статье нашего канала. Ну , конечно, можно в журнале. Скоро он появится в электронных библиотеках.

А вот так выглядела обложка июльского номера, в котором и поместили исследование о Н.А. Пикулевиче.

Обложка номера 77 (121)
Обложка номера 77 (121)

Всего Вам доброго и помните, что рукописи не возвращаем. Потому что готовы работать с каждым текстом и автором и публиковать их в нашем журнале!