Овердрайв и дисторшн — это разновидности перегрузов, заставляющих инструмент звучать так, как будто используется неисправный усилитель и испорченные динамики. В некоторых случаях это лёгкая «хрипота», а иногда — настоящий рёв дикого зверя! Искажая таким образом сигнал, музыканты заметили, что так гитара и бас звучат намного сочнее и ярче. Чистый и «вылизанный» саунд стал использоваться реже.
Любители экспериментов кинулись подгружать и клавишные, и ударные инструменты, а потом добрались и до вокальных партий. Словом, сейчас сложно найти стиль музыки, в котором вообще не используются перегрузы. В этой статье разбираемся, в чём отличие овердрайва от дисторшна и приводим в пример три настолько популярных эффекта, что они давно приобрели статус культовых.
Форма звука
Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в мир гитарных звуков — будем исследовать тонкости овердрайва и дисторшна. В этой статье мы вместе с вами разберёмся, как эти два эффекта влияют на звучание инструмента, и постараемся найти идеальное сочетание для вашего стиля игры. Готовы раскрыть тайны звука? Давайте начнем!
Первые эксперименты в этом направлении датированы серединой XX века. Понятное дело, тогда особой вариативности в звучании гитары не было. Чтобы получить тот самый саунд любители музыкальных экспериментов обратились к физике звука. Сигнал, считываемый звукоснимателями, выглядит, как синусоида. Перегрузом его можно как бы деформировать. Даже слово «distortion» переводится, как «искажение».
Но эффекты, о которых мы сегодня говорим, влияют на саунд по-разному. Овердрайв вносит коррективы в звук, как бы подрезая все пики волны. Дисторшн же влияет на звук глобальнее — он делает вершины волны плоскими. Поэтому овера чаще используются в менее «громких» стилях музыки, например, в блюз-роке. Дисторшн — как правило, выбор тех, кому нужно, чтобы гитара ревела и как бензопила врезалась в уши слушателей. Такой эффект искажает звук инструмента намного радикальнее. Овердрайв тоже так может, но исключительно на максимальных значениях, да и то, не каждый.
Компрессия и динамика
На этом отличия не заканчиваются. Дисторшн намного сильнее влияет на динамику, плотнее компрессирует звук. Если перестараться, слишком выкрутив ручку гейна, есть риск превратить саунд инструмента в нечитаемую кашу без каких-либо акцентов. Компрессия — это не тот эффект, которого «много не бывает». Так что при использовании нескольких перегрузов и компрессора в одной цепи, нужно следить, чтобы звук не стал «пережатым», почти полностью лишённым динамики. Если, конечно, пережатый звук — это не то, что вы искали. Задачи у всех разные.
Профессионалы не советуют использовать дисторшн с подгруженным каналом усилителя. Запросто можно «переборщить», так что это та ещё фортуна-лотерея. Из-за своих динамических особенностей дист, скорее всего, будет достойно звучать на клине, то есть на чистом канале вашего усилителя или комбика.
Овердрайв более универсален. Он может классно звучать, как в чистом канале, так и в подгруженном. При этом этот тип эффекта позволяет получать разный саунд за счёт естественной динамики — разной силы удара по струнам. Так что в рамках одной партии у вас может быть и тихий фрагмент, и взрывное место с ярким перегруженным звуком — настройки цепи менять не придётся.
Ламповый крикун
Итак, мы немного разобрались в различиях эффектов, не углубляясь в нудные технические описания. Теперь приведём несколько примеров гитарных педалей, которые с годами так полюбились музыкантам, что обросли сотнями клонов и реплик.
Tube Screamer, который сейчас считается эталонным овердрайвом, появился в 1977г и не в США, как ошибочно считают многие, а в Японии. Именно там компания Roland выпустила BOSS OD-1 — первый перегруз с ярко выраженной серединой, который сейчас и называют «скримером».
В чём его ключевое отличие от дисторшна? Схема для того времени была заметно более продвинутой. Эффект получился настолько интересным и так гармонично звучащим в миксе, что эстафету сразу подхватили инженеры других брендов. Через два года Ibanez выпустил тот самый легендарный TS-808, закрепив за своим прибором название Tube Screamer.
Потом схема была доработана — вышел TS9. В среде ценителей гитарного звука до сих пор не утихают споры, какой «скример» Ibanez может считаться эталонным, но все признают, что обе педали — классические овера. Искажения в этой педали отличались большей мягкостью и теплотой. За эти качества приборы такого типа даже стали называть «грелками».
Настоящий крысиный король
Почти синхронно с BOSS OD-1 дорогу на рынок себе прогрызла «крыса» ProCo RAT. По легенде, разработка педали проходила в каком-то подвале, где было достаточно много грызунов. Получившаяся в результате долгих экспериментов лаконичная чёрная коробочка с тремя ручками — яркий пример грязнозвучащего перегруза. Жирный звук в этом устройстве появился благодаря мощному усилению гитарного сигнала.
Музыканты любят ProCo RAT за то, что его саунд прекрасно сочетается практически с любым аппаратом. Независимо от марки и мощности усилителя, эта маленькая коробочка позволяет получить грязноватый эффект, с насыщенной серединой и приятными искажениями в нижнем регистре.
Rat позволяет добиться широкого спектра звучания. Фишка в том, что параметры Distortion и Filter находятся в нелинейном взаимодействии. За тембр отвечает ручка «фильтр». При повороте против часовой стрелки она добавляет звуку высоких частот. Причём работает этот потенциометр не как привычный регулятор тембра, а скорее, как ВЧ-фильтр. В крайнем левом положении ручки педаль начинает, что называется, «добавлять песка». Это классно, когда гитарист предпочитает гаражный саунд или альтернативу, но может стать проблемой для того, кто исполняет классический рок.
Большой и мягкий
Перечисляя легендарные перегрузы, невозможно не упомянуть гитарный эффект, который находится на грани дисторшна и фуза — да-да, вы правильно поняли! Далее речь пойдёт о Big Muff от Electro-Harmonix.
Такое имя педаль получила за свой мягкий, как бы приглушенный (по-английски, muffled) саунд. Ещё этот прибор отличается очень богатым сустейном. Инженеры EHX даже первыми сделали отдельный регулятор для управления этим параметром. Другой особенностью примочки можно назвать «фузовый» оттенок в звучании. Такой эффект достигается за счёт того, что Big Muff довольно сильно искажает звук, но почти не режет низ.
Сегодня существуют десятки версий этой педали. Радостно, что инженеры Electro-Harmonix не останавливаются на достигнутом и постоянно реализуют новые идеи. Не так давно им удалось создать один из самых «технологичных» перегрузов — Big Muff Pi Hardware Plugin. Без преувеличения, выход этого устройства ознаменовал новое направление в работе над гитарными эффектами. Big Muff Pi Hardware Plugin можно использовать как аналоговую педаль с цифровым управлением, но этим её возможности не ограничиваются.
Если вы хотите использовать в своей DAW настоящую педаль с естественным звуком вместо цифрового плагина — этот Биг Мафф справится с такой задачей. Находитесь в поисках аудиоинтерфейса для домашней записи — можно просто использовать Big Muff Pi Hardware Plugin и не покупать дополнительное оборудование. При этом производитель заверяет, что это тот самый эффект, который профессионалы никогда не перепутают с цифровой эмуляцией.
Свой путь к звуку
Перегрузы — это не просто педали, но важная веха в истории развития современной музыки. Овердрайв и дисторшн представляют собой нечто большее, чем просто эффекты — эти педали формируют основу саунда, становятся обязательным элементом стиля.
Погрузившись глубже в океан овердрайвов и дисторшнов, вы сможете существенно расширить возможности вашего инструмента. Пусть ваши аккорды, риффы и соло звучат ярко и неповторимо, воплощая ваше музыкальное видение в каждой ноте.