Стигма – негативное отношение и предубеждения, «ярлык» или «клеймо». Термин «стигма» часто используется в психологических исследованиях, объектом изучения которых являются люди с ВИЧ-инфекцией.
Буллинг (травля) – вид насилия, который возникает в группе, где одни участники проявляют агрессивное поведение по отношению к другому участнику этой группы.
Ребёнок с ВИЧ инфекцией, столкнувшийся с буллингом и стигматизацией, может переживать серьёзные трудности: возникают чувства стыда и вины, чувство неполноценности и обиды. Может нарастать социальная изоляция, отчуждение от близких. Все эти последствия жестокого обращения влияют на уровень качества его жизни, психологическое благополучие, возникает риск социальной дезадаптации.
Автор статьи – Белоусова Инна Юрьевна, психолог
Признаки, по которым родители могут определить, что их ребёнок стал жертвой буллинга:
- Меняется настроение ребёнка: появляется или усиливается тревожность и страх, настроение чаще сниженное, раздражительное, состояние апатичное;
- В поведении прослеживается замкнутость и скрытность, появляется желание проводить время в одиночестве;
- Интерес к школе пропадает, родители могут отмечать у ребёнка внезапное нежелание посещать школу;
- Закономерно может снижаться успеваемость в школе;
- Иногда появляются следы физического насилия: синяки, царапины, которые невозможно объяснить естественными причинами;
- Возникают непривычные физические симптомы: утомляемость, снижение аппетита, боли разного характера, нарушение сна;
- Отмечается избегающее поведение (избегание определённых мест или компаний);
- Ребёнок не хочет говорить с родителями на «трудные» темы, причиняющие дискомфорт.
Как родители могут помочь своим детям, столкнувшимся с буллингом и стигматизацией:
- Обратите внимание, в каком эмоциональном состоянии находитесь вы сами. Чувствуете ли вы раздражение, злость или вину? Те или иные чувства могут заставить человека избегать травмирующую ситуацию и, тем более, обсуждения этой ситуации с ребёнком. Определите свои чувства и найдите способ их выразить, чтобы почувствовать эмоциональную стабильность прежде, чем начать разговор с ребёнком.
- Поддержание открытой коммуникации и контакта в семье. Ребёнку, столкнувшемуся травлей, необходимо дать понять, что дома он может делиться своими переживаниями без осуждения со стороны родителей. Замалчивание может привести к ещё более худшим последствиям.
- Готовность родителя оказать психологическую поддержку. Ребёнку важно знать, что родители на его стороне и они готовы активно включаться, чтобы помочь решить эту проблему. Открытое обсуждение сложившейся ситуации поможет снизить тревогу ребёнка.
- Ребёнок нуждается в том, чтобы его выслушали и поняли. Постарайтесь с его помощью разобраться в проблеме, узнайте его мнение по поводу сложившейся ситуации, назовите и разделите с ним те чувства, которые он испытывает.
- Учитывайте, что ребёнок может быть не готов обсуждать эту болезненную тему, дайте ему время. Покажите, что вы заинтересованы и хотите помочь.
- Не критикуйте ребёнка, не обесценивайте ситуацию и его чувства. В этот жизненный период ему необходимо принятие и забота со стороны значимого взрослого. Стоит проговорить, что особенность его организма не должна вызывать у него вину. Это может укрепить чувство собственного достоинства и повысить самооценку.
- Обучите своего ребёнка навыкам коммуникации и преодоления трудностей. Обсудите, как ребёнок относится к этой ситуации, и постарайтесь совместными усилиями пересмотреть это отношение. Изменение отношения может привести к изменению реакции (если постараться эмоционально не реагировать на агрессора, тогда у него будет меньше причин нападать на жертву). Также стоит обсудить с ребёнком, какие неагрессивные способы защиты себя он может использовать: юмор, уверенное поведение, игнорирование и т.д.
- Сообщите о проблеме классному руководителю. Встреча родители-классный руководитель-администрация школы-школьный психолог будет намного эффективнее и поможет в комплексном решении данной проблемы.
- Проявляйте ежедневную заинтересованность в школьной жизни вашего ребёнка: спрашивайте, как он себя чувствует в школе? Происходило ли что-то неприятное? Раз в неделю связывайтесь с классным руководителем и интересуйтесь изменениями в ситуации.
- Родители могут помочь ребёнку развить его навыки общения. Разнообразная среда и разного рода активности помогут ребёнку получить новый опыт и развить соответствующие умения.
Если вы хотите лучше узнать о потребностях и проблемах детей и подростков, живущих с ВИЧ, предлагаем вам послушать наш подкаст «Голос Е.В.А.», а именно выпуск, гостем которого стала Светлана Изамбаева. Женщина, которая более 15 лет оказывает поддержку семьям, столкнувшимся с ВИЧ, помогает детям и подросткам принять свой диагноз, не отказываться от лечения и раскрыть свой потенциал.
В 10 выпуске «Буллинг, насилие, стигматизация: с какими проблемами сталкиваются дети и подростки с ВИЧ?» Светлана рассказала, как возникла идея создания фонда, помогающего детям и подросткам с положительным ВИЧ-статусом, поделилась трудностями, которые возникают при работе с такой уязвимой группой населения, как дети и подростки, а также рассказала о том, как Фонд помогает детям принять себя.
Слушайте подкаст «Голос Е.В.А.» ВКонтакте, на платформе Mave или в Яндекс Музыке, делитесь впечатлениями и обязательно оставляйте свои комментарии и вопросы.