Банковские карты стали привычным, распространенным для нас явлением. Мы регулярно совершаем покупки с их помощью, практически не используя наличные деньги. За оплату банковской картой часто начисляется кешбэк – часть суммы приобретенного товара. Иногда сумма возврата может достигать 10-15% от потраченных средств.
Вот только в магазинах появился ещё один способ оплаты – по QR-коду. И за него клиент ничего не получает. Почему сложилась такая ситуация и как поступить?
Суть банковских карт
Только на первый взгляд кажется, что это кусок пластика с чипом внутри. Фактически каждая карта имеет аж целых пять субъектов:
• банк, выдавший карту;
• банк, занимающийся обслуживанием терминалов для оплаты;
• сама платежная система (агрегатор);
• продавец товара или услуги;
• покупатель.
В процессе задействовано пять сторон, каждая из которых преследует цель обогащения. Несмотря на то, что покупатель тратит свои деньги, он хочет получать что-то взамен. И банк предоставил подобную возможность, внедрив систему кешбэка.
Суть его проста: в конце месяца, в личном кабинете владельца карты, банк предлагает несколько категорий. Покупки, совершенные в них, попадают под условия получения кешбэка.
Простой пример: вы выбираете категории «одежда» и «еда». Покупки, совершенные в магазинах одежды, а также оплата счета в кафе и ресторанах, будут частично возвращены на счёт в виде баллов или бонусов в течение 30 дней.
Нередко банки предлагают переводить баллы в рубли в соотношении 1 к 1. Так и работает данная система.
В дальнейшем для удобства оплаты была внедрена ещё одна технология – СБП (Система Быстрых Платежей).
Переводы совершаются по номеру телефона, зачисление на счёт моментальное. Аналогичное предложение последовало и от продавцов, поставивших у себя терминалы для оплаты по QR-коду, использующих СБП.
Несмотря на очевидное удобство и определенное преимущество перед банковскими картами, СБП является невыгодной для покупок. Почему? Разберем далее.
Система быстрых платежей и кешбек: почему они несовместимы?
Как уже упоминалось ранее, каждая из сторон стремится получить свою выгоду. За использование терминала продавец платит банку, обслуживающему его, от 2,5 до 3% с каждой покупки. Получается, если мы оплатили, например, 1 000 рублей, магазин получит только 970 рублей, остаток уходит в банковскую систему.
Благодаря такой системе, кредитное учреждение и может предложить выгодные акции с кешбэком и начислением баллов. Здесь речь шла именно про банковские карты. А что же с СБП?
Тут ситуация иная. Центробанк установил верхнюю планку комиссии за использование СБП. С предпринимателя не могут брать свыше 0,7% за обслуживание, а где-то цифра доходит до 0,4%. Продавец, разумеется, в плюсе, он получает практически всю сумму. Свой заработок начинает терять банк.
Встает закономерный вопрос: откуда кредитному учреждению брать средства для того, чтобы предложить покупателю кешбэк?
В среднем банки предлагают 1-3% возврата средств, что перекрывается комиссией за обслуживание терминалов, а в большинстве случаев ещё и присутствует доход. При использовании СБП банку попросту неоткуда брать деньги, а работать себе в минус так себе перспектива.
Как можно заметить, продавцы в магазинах все чаще начали предлагать оплату по QR-коду. Разумеется, они действуют в своих интересах, но от этого покупатели теряют больше, да и банк не в восторге.
Как поступить?
Всё очень просто. Оплачивайте банковской картой, несмотря на навязчивые предложения воспользоваться СБП. Так вы сможете получать свой ежемесячный кешбэк и совершать покупки с ещё большим удовольствием.
Если вы стремитесь сохранить или увеличить бюджет, то мой курс "Жизнь в финансовой свободе" станет вашим проводником.
Обучение поможет вам контролировать свои расходы, увеличивать капитал и преодолеть страх перед инвестированием.