Найти тему
Кофе с Кандинским

Порвать картину и устроить фурор. Сергей Дягилев делает самую большую выставку в истории русского искусства

Да-да, тот самый Дягилев, импресарио и создатель знаменитых "Русских сезонов", сделавший русскую балетную школу знаменитой во всем мире, был ещё и, выражаясь по-современному, куратором. В 1905 году он сделал блестящую Выставку русских портретов.

Краткая предыстория. В 1902 году Сергей Дягилев попал на выставку портретов, организованную Историческим обществом в Академии наук, и ему не понравилось: портретов мало, выставка ни о чем, кто её делал - тот дурак (цитирую почти дословно). Тогда и зародилась мысль: хочешь, чтоб было хорошо - сделай сам. Год спустя Дягилев решился. Он заручился поддержкой императорской семьи (а именно великого князя Николая Михайловича, большого любителя истории), получил под выставку гигантское пространство Таврического дворца, а также государственную субсидию, и работа закипела.

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904. Государственный Русский музей. Портрет как раз того времени, когда Дягилев готовил Таврическую выставку
Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904. Государственный Русский музей. Портрет как раз того времени, когда Дягилев готовил Таврическую выставку

Сергей Дягилев был очень амбициозен и цель себе поставил масштабную: показать развитие русского искусства, национальную школу и всю ее красоту и мощь, через портретный жанр. Для этого нужно было показать публике как можно больше самых блистательных экземпляров - шедевры портретной живописи за три века, с XVIII по начало XX вв. Дягилев хорошо разбирался в вопросе, в 1902 году он выпустил книгу о художнике Дмитрии Левицком, и во время подготовки этого научного труда, который и в наше время не потерял ценности, очень тщательно изучал историю русского искусства.

Эта выставка должна была стать сенсацией. Вдумайтесь в эти цифры: на Таврической (так её стали называть впоследствии) выставке было представлено 2308 портретов! Это даже не много, это - ошеломительно! Сегодняшние крупные выставки демонстрируют в среднем по 200-300 картин, так что размах Дягилева впечатляет даже по современным меркам.

Таврический дворец. Фото начала ХХ века
Таврический дворец. Фото начала ХХ века

Как он всё это собрал? Своими руками, буквально. Во-первых, свои художественные коллекции предоставила царская семья, но это была лишь малая часть. Дягилев опубликовал объявления в газетах и журналах с просьбой откликнуться всем владельцам портретов, а потом поехал по городам и весям, чтобы уговорить дворян поделиться образами предков. Объездил гигантские расстояния, уморился... Уговаривал сам. Большинство согласилось - еще бы, выставка под эгидой императорского дома!

Теперь страшно занят новым грандиозным делом. Украшенный всеми возможными высочайшим и величайшим покровительствами, организую в будущем январе огромную выставку русского портрета. Думаю таким образом представить всю историю русского искусства и русского общества. Полагаю, что наберется до 2000 портретов, подумайте, какие могут быть неожиданности, какие переоценки, целые эпохи могут всплыть, другие потерять фальшивое значение. Но дела - бездна бездн, - писал Дягилев княгине Тенишевой.

Разработка выставки заняла около двух лет. Дольше всего - сбор сведений о портретах и их транспортировка из имений владельцев. Дягилев даже запросил портреты из заграничных музеев - небывалый масштаб для тех времен!

Таврическая выставка. 1905 г.
Таврическая выставка. 1905 г.

Все это время работа кипела. Собрать картины - полбеды, разместить их в Таврическом дворце - вот задачка.

Когда я впервые попал сюда, я не мог понять, как можно здесь даже выставку сделать - ни одной стены, колонны и окна до потолка, какая-то площадь под крышей, - рассказывал Дягилев о Таврическом дворце.

Себя Дягилев назвал весьма броско - Генеральный комиссар выставки. В одиночку сделать выставку такого масштаба он, конечно, не мог. Ему помогали друзья-художники, члены объединения "Мир искусства". В качестве дизайнера и декоратора позвал Льва Бакста. Он придумал оформить центральный колонный зал боскетами с живыми цветами и скамейками - создать Зимний сад и разместить в нем скульптурные портреты екатерининского времени. Красиво и эффектно.

-4

Дягилев намеревался показать всё величие русской портретной школы, поэтому размещал работы по хронологии. Для каждого периода выбрал свой цвет стен (прям как сегодня дизайнеры делают!). Петровское время - в зелёном, Екатерининский период - в красном и т.д. К сожалению, фотографии того времени, увы, не дают оценить колористику выставки.

Каждый раздел экспозиции был отмечен особо выделенным портретом монарха, к примеру, под большим балдахином, как здесь:

Таврическая выставка
Таврическая выставка

Картины висели на стенах в несколько рядов, иначе уместить такое количество было попросту невозможно. Фактически, Дягилев в рекордные сроки сумел создать и оформить полноценный музей!

Художник, Мстислав Добужинский, помогал подбирать антураж: мебель и декоративно-прикладное искусство. Он же оставил чудесные воспоминания о том, как делалась выставка:

Развеска колоссального количества портретов была задачей весьма сложной, но Дягилев имел долголетний опыт и всем руководил, входя, как всегда, в мельчайшие детали. Я помню, как он, в пальто внакидку, отбирал вынимаемые из ящиков картины, и его отрывистый и крикливый голос: «брак!» или «взять!» раздавался то в одном, то в другом помещении дворца – он летал повсюду, распоряжаясь и командуя, как настоящий командир на поле сражения, был вездесущ.
-6

Не обошлось, конечно, без казусов:

Был трагикомический случай: водружали один громадный портрет Александра I, и рабочий, возясь с его прикреплением, сорвался с лестницы и провалился сквозь холст, сделав во чреве императора огромную дыру. Произошел невероятный переполох, и Дягилев, поспешивший на место катастрофы, первым делом спросил: “Не сломал ли себе шею этот несчастный?” Но рабочий оказался жив и невредим и получил щедро на чай, а невозмутимый толстый реставратор Сидоров, на моих глазах сразу же начал операцию с “Александром I”. Он так быстро зачинил свежую рану, растянув портрет на мраморном столе и загладив утюгом рубцы, что все поражены были его искусством. После окончательной ретушевки никаких следов не осталось, и казенное учреждение, от которого был получен портрет, так и не узнало о случае и не могло ничего заметить.
-7

Выставка открылась 6 марта 1905 года и оказалась весьма кстати: в это время полным ходом шла русско-японская война и начиналась первая русская революция, поэтому для властей как никогда важно было подчеркнуть мощь и престиж императорской династии. Пиар, как мы бы сегодня сказали. На открытии присутствовал сам Николай II и другие Романовы - для них Сергей Дягилев проводил экскурсию лично. Играл оркестр и на посетителей выставки взирали герои портретов прошлых времен.

Смотревшие со стен портреты, словно призраки, вселились в комнаты и превратили зрителей в ничтожных карликов. Они жили в настоящем, а мы виделись им как пришельцы из будущего. Обряды ли какие-то нагнали эти чары или что-то еще – как бы то ни было, публика, на выставках обычно говорливая, на этот раз притихла, как зачарованная, - вспоминала Тамара Карсавина.
Афиша выставки
Афиша выставки

Таврическая выставка продлилась больше шести месяцев, за это время ее посетило 45 тысяч человек - рекорд по тем временам. Художник Игорь Грабарь назвал выставку "событием всемирно-исторического масштаба" - может, чутка приукрасил, конечно, но в историю русского искусства она точно вошла навсегда. К слову, выставка стала благотворительной, сборы от билетов пошли на помощь солдатским вдовам и сиротам, чьи отцы погибли на фронтах русско-японской войны.

Сам же Дягилев вынашивал идею создания Музея портретной живописи на базе своей выставки в Таврическом дворце, но, увы, ей не суждено было сбыться. Вскоре дворец будет перестроен, там будет заседать Государственная Дума.