Да-да, тот самый Дягилев, импресарио и создатель знаменитых "Русских сезонов", сделавший русскую балетную школу знаменитой во всем мире, был ещё и, выражаясь по-современному, куратором. В 1905 году он сделал блестящую Выставку русских портретов.
Краткая предыстория. В 1902 году Сергей Дягилев попал на выставку портретов, организованную Историческим обществом в Академии наук, и ему не понравилось: портретов мало, выставка ни о чем, кто её делал - тот дурак (цитирую почти дословно). Тогда и зародилась мысль: хочешь, чтоб было хорошо - сделай сам. Год спустя Дягилев решился. Он заручился поддержкой императорской семьи (а именно великого князя Николая Михайловича, большого любителя истории), получил под выставку гигантское пространство Таврического дворца, а также государственную субсидию, и работа закипела.
Сергей Дягилев был очень амбициозен и цель себе поставил масштабную: показать развитие русского искусства, национальную школу и всю ее красоту и мощь, через портретный жанр. Для этого нужно было показать публике как можно больше самых блистательных экземпляров - шедевры портретной живописи за три века, с XVIII по начало XX вв. Дягилев хорошо разбирался в вопросе, в 1902 году он выпустил книгу о художнике Дмитрии Левицком, и во время подготовки этого научного труда, который и в наше время не потерял ценности, очень тщательно изучал историю русского искусства.
Эта выставка должна была стать сенсацией. Вдумайтесь в эти цифры: на Таврической (так её стали называть впоследствии) выставке было представлено 2308 портретов! Это даже не много, это - ошеломительно! Сегодняшние крупные выставки демонстрируют в среднем по 200-300 картин, так что размах Дягилева впечатляет даже по современным меркам.
Как он всё это собрал? Своими руками, буквально. Во-первых, свои художественные коллекции предоставила царская семья, но это была лишь малая часть. Дягилев опубликовал объявления в газетах и журналах с просьбой откликнуться всем владельцам портретов, а потом поехал по городам и весям, чтобы уговорить дворян поделиться образами предков. Объездил гигантские расстояния, уморился... Уговаривал сам. Большинство согласилось - еще бы, выставка под эгидой императорского дома!
Теперь страшно занят новым грандиозным делом. Украшенный всеми возможными высочайшим и величайшим покровительствами, организую в будущем январе огромную выставку русского портрета. Думаю таким образом представить всю историю русского искусства и русского общества. Полагаю, что наберется до 2000 портретов, подумайте, какие могут быть неожиданности, какие переоценки, целые эпохи могут всплыть, другие потерять фальшивое значение. Но дела - бездна бездн, - писал Дягилев княгине Тенишевой.
Разработка выставки заняла около двух лет. Дольше всего - сбор сведений о портретах и их транспортировка из имений владельцев. Дягилев даже запросил портреты из заграничных музеев - небывалый масштаб для тех времен!
Все это время работа кипела. Собрать картины - полбеды, разместить их в Таврическом дворце - вот задачка.
Когда я впервые попал сюда, я не мог понять, как можно здесь даже выставку сделать - ни одной стены, колонны и окна до потолка, какая-то площадь под крышей, - рассказывал Дягилев о Таврическом дворце.
Себя Дягилев назвал весьма броско - Генеральный комиссар выставки. В одиночку сделать выставку такого масштаба он, конечно, не мог. Ему помогали друзья-художники, члены объединения "Мир искусства". В качестве дизайнера и декоратора позвал Льва Бакста. Он придумал оформить центральный колонный зал боскетами с живыми цветами и скамейками - создать Зимний сад и разместить в нем скульптурные портреты екатерининского времени. Красиво и эффектно.
Дягилев намеревался показать всё величие русской портретной школы, поэтому размещал работы по хронологии. Для каждого периода выбрал свой цвет стен (прям как сегодня дизайнеры делают!). Петровское время - в зелёном, Екатерининский период - в красном и т.д. К сожалению, фотографии того времени, увы, не дают оценить колористику выставки.
Каждый раздел экспозиции был отмечен особо выделенным портретом монарха, к примеру, под большим балдахином, как здесь:
Картины висели на стенах в несколько рядов, иначе уместить такое количество было попросту невозможно. Фактически, Дягилев в рекордные сроки сумел создать и оформить полноценный музей!
Художник, Мстислав Добужинский, помогал подбирать антураж: мебель и декоративно-прикладное искусство. Он же оставил чудесные воспоминания о том, как делалась выставка:
Развеска колоссального количества портретов была задачей весьма сложной, но Дягилев имел долголетний опыт и всем руководил, входя, как всегда, в мельчайшие детали. Я помню, как он, в пальто внакидку, отбирал вынимаемые из ящиков картины, и его отрывистый и крикливый голос: «брак!» или «взять!» раздавался то в одном, то в другом помещении дворца – он летал повсюду, распоряжаясь и командуя, как настоящий командир на поле сражения, был вездесущ.
Не обошлось, конечно, без казусов:
Был трагикомический случай: водружали один громадный портрет Александра I, и рабочий, возясь с его прикреплением, сорвался с лестницы и провалился сквозь холст, сделав во чреве императора огромную дыру. Произошел невероятный переполох, и Дягилев, поспешивший на место катастрофы, первым делом спросил: “Не сломал ли себе шею этот несчастный?” Но рабочий оказался жив и невредим и получил щедро на чай, а невозмутимый толстый реставратор Сидоров, на моих глазах сразу же начал операцию с “Александром I”. Он так быстро зачинил свежую рану, растянув портрет на мраморном столе и загладив утюгом рубцы, что все поражены были его искусством. После окончательной ретушевки никаких следов не осталось, и казенное учреждение, от которого был получен портрет, так и не узнало о случае и не могло ничего заметить.
Выставка открылась 6 марта 1905 года и оказалась весьма кстати: в это время полным ходом шла русско-японская война и начиналась первая русская революция, поэтому для властей как никогда важно было подчеркнуть мощь и престиж императорской династии. Пиар, как мы бы сегодня сказали. На открытии присутствовал сам Николай II и другие Романовы - для них Сергей Дягилев проводил экскурсию лично. Играл оркестр и на посетителей выставки взирали герои портретов прошлых времен.
Смотревшие со стен портреты, словно призраки, вселились в комнаты и превратили зрителей в ничтожных карликов. Они жили в настоящем, а мы виделись им как пришельцы из будущего. Обряды ли какие-то нагнали эти чары или что-то еще – как бы то ни было, публика, на выставках обычно говорливая, на этот раз притихла, как зачарованная, - вспоминала Тамара Карсавина.
Таврическая выставка продлилась больше шести месяцев, за это время ее посетило 45 тысяч человек - рекорд по тем временам. Художник Игорь Грабарь назвал выставку "событием всемирно-исторического масштаба" - может, чутка приукрасил, конечно, но в историю русского искусства она точно вошла навсегда. К слову, выставка стала благотворительной, сборы от билетов пошли на помощь солдатским вдовам и сиротам, чьи отцы погибли на фронтах русско-японской войны.
Сам же Дягилев вынашивал идею создания Музея портретной живописи на базе своей выставки в Таврическом дворце, но, увы, ей не суждено было сбыться. Вскоре дворец будет перестроен, там будет заседать Государственная Дума.