Последний советский тяжелый танк, запущенный в производство до окончания Второй мировой войны, ИС-3 вступил в строй слишком поздно, чтобы повлиять на исход войны, но, тем не менее, стал символом военной мощи Красной Армии.
Боевой послужной список советского тяжелого танка ИС-3 несколько окутан тайной. Хотя появились сообщения о том, что они были развернуты против японцев в Маньчжурии в 1945 году, на Западе единодушно считают, что они вступили в строй слишком поздно для активного военного развертывания во время Второй мировой войны.
Хотя ИС-3, возможно, появился с опозданием, его предшественники в серии тяжелых танков "Иосиф Сталин" оказали значительное влияние на исход Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии в ходе более чем месячных боев, развернувшихся на Курской дуге, досталась огромной ценой. Более 6000 советских танков были потеряны под Курском, и была созвана специальная комиссия для определения причины потерь.
В ответ на выводы комиссии было решено, что необходим новый тяжелый танк, который мог бы по своим характеристикам сравниться с легендарным средним танком Т-34. Старый тяжелый танк КВ-1 уже уступил место КВ-85 с тяжелой 85-мм пушкой. Тем не менее, продолжающийся реинжиниринг КВ-85, включая улучшение трансмиссии и переработку корпуса и подвески, привел к появлению нового тяжелого танка ИС-1 с более низким силуэтом и меньшим весом, чем у КВ-85.
С улучшением конструкции пришло осознание того, что на ИС-1 можно установить еще более тяжелое вооружение. На экспериментальных моделях были установлены как 100-мм, так и 122-мм пушки, причем первые демонстрировали лучшую бронепробиваемость.
Таким образом, в 1944 году был запущен в производство первый ИС-2, на котором была установлена длинноствольная 122-мм пушка А-19. Позже он был заменен 122-мм пушкой Д25-T с лучшей скорострельностью и улучшенными возможностями координации огня. Д25-Т был узнаваем по характерному дульному тормозу с двойной перегородкой.
Сборка ИС-3 началась в мае 1945 года под инженерным руководством М.Ф. Бальжа на Опытном заводе № 100. ИС-3, уходящий корнями в недавнее прошлое, также может считаться первым тяжелым танком в своем роде или, возможно, связующим звеном между старым и новым. Независимо от того, как это воспринимается, ИС-3 оказал влияние на дизайн танков Советского Союза и Восточного блока на следующие полвека и стал иконой военной доблести Советской Армии времен Холодной Войны.
Хотя ИС-3 имеет некоторое фамильное сходство с предыдущими советскими танками, его конструкция заметно отличалась. К концу Второй мировой войны было изготовлено менее 30 новых танков, но к середине 1946 года их число на вооружении Красной Армии превысило 2300.
В ИС-3 было внесено несколько заметных улучшений. Система броневой защиты, которая обеспечивала большую защиту ИС-2, но в результате делала танк легче, была сохранена. Сварной корпус с обшивкой из катаной стали был наклонен до максимально возможной степени, в то время как лобовая часть танка была фактически уменьшена по ширине и габаритным размерам. Пушка Д25-Т была самым современным оружием советских производителей. Толщина лобовой части корпуса и брони башни были увеличены до 120 мм и 230 мм соответственно, а башня была резко закруглена и сплющена. Угловатый дизайн корпуса побудил танкистов дать ИС-3 прозвище «Щука».
Закругленная и приплюснутая башня, призванная уменьшить силуэт ИС-3, должна была стать отличительной чертой советского танкостроения на следующие полвека.
Появление мощного ИС-3 потрясло как западных военных, так и политиков. Долгие годы советский тяжеловес считался лучшим боевым оружием такого рода в мире.
Срок службы тяжелого танка ИС-3 продлился до 1950-х годов, им были оснащены бронетанковые войска Советской Армии, Восточного блока. Египет стал основным получателем ИС-3, и танк занимал видное место в учениях египетских вооруженных сил того периода. Несколько танков ИС-3 были потеряны во время столкновений с Израилем. Многие из этих трофейных тяжелых танков были отремонтированы и поставлены на вооружение Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ), некоторые из них даже были модернизированы двигателями трофейных Т-54 более позднего производства.
Поддержите канал-поставьте лайк.