Разбираем камбэк Камилы.
2024-й начался для Камилы Валиевой с серии шоу — одним из последних официальных выходов на лед. В конце января Спортивный арбитражный суд вынес решение о четырехлетней дисквалификации фигуристки и лишил ее права участвовать не только в соревнованиях, но и в большинстве показательных выступлений. Казалось, увидеть Камилу в привычной среде обитания не удастся вплоть до истечения срока отстранения, но Татьяна Навка пообещала ее не бросить и сдержала слово.
22 июля 18-летняя Валиева впервые за полгода вышла на лед, так еще и в главной женской роли в постановке «Руслан и Людмила», продемонстрировала по-прежнему образцовую растяжку и пока несмелые попытки прыжков, но главное — призналась, что наконец счастлива. Анализируем долгожданное возвращение.
Несмотря на неутешительный приговор CAS и, в частности, пропуск весеннего тура Team Tutberidze, еще тогда юридически было очевидно, что лазейки для участия Камилы в шоу остаются. По сути, нужно соблюсти всего два условия: отстранить национальную федерацию и иные властные структуры от организационного процесса (в том числе обеспечить частную площадку) и использовать негосударственные источники финансирования.
В 2023-м Навка запрашивала у Президентского фонда культурных инициатив грант на «серию показов грандиозных ледовых шоу в России в 2023–2024 гг.», включая спектакли «Руслан и Людмила», в которых и катается Валиева сейчас. Проект был отклонен, то есть де-юре он реализован без бюджетной поддержки.
Играет на руку Камиле и выбранная еще пару сезонов назад локация для летних гастролей. Это не ледовая арена в классическом понимании, а шатер-трасформер «Сочи Парк Арена», принадлежащий наряду с другими объектами Сочи Парка соответствующему акционерному обществу. По организационно-правовой форме это коммерческая организация. Значит, с правовой точки зрения Валиева и правда может быть допущена к участию в подобном шоу — Всемирное антидопинговое агентство, контролирующее дисквалификацию фигуристки, потому и дало добро на авантюру.
До сих пор неизвестно, была ли у Камилы возможность поддерживать форму на ледовых тренировках в течение шести месяцев отстранения. В социальных сетях спортсменка делилась только моментами с занятий по фитнесу и боксу. Тем не менее даже это отличная, пусть и несовершенная в плане нагрузки для фигуриста, активность, которая позволила сохранить мышечную силу, гибкость и координацию.
Вице-чемпион Олимпийских игр-2018 в командном зачете и по совместительству партнер Валиевой в «Руслане и Людмиле» Александр Энберт опубликовал первое за полгода видео с фигуристкой на льду со словами: «Столько репетиций при пустых залах — и наконец-то сегодня в Сочи Парке мы откатаем!»
Можно предположить, что тренировки на катке для чемпионки мира среди юниоров-2020 начались не прямо день в день накануне премьеры, а заранее. Наверняка было предусмотрено время на то, чтобы снова почувствовать лед и восстановить необходимый минимум элементов.
В спектакле Валиева играет главную женскую роль, что предполагает выходов больше, чем у остальных. Свое нахождение на льду она обыгрывает артистичностью, как бы заигрывает со зрителем, особенно в сцене с игрой «Калинки-малинки» на балалайке в плену у Черномора. Гармоничным получилось и взаимодействие с Русланом в исполнении Энберта. Не обошлось даже без мини-поддержек.
Главной фишкой этой спортсменки всегда являлась удивительная балетная растяжка. С ней за полгода вне льда у Валиевой серьезных проблем нет: шикарные спирали и качественные вращения в позициях либела и флажок — на месте.
Что очевидно, больше всего за это время пострадали прыжки. Пока фигуристка не рискует и заходит только на полуторный аксель и двойной тулуп с риппоном для удержания оси. Для первого выхода на лед неплохо, пусть и не впечатляюще. Но впереди еще восемь шоу, в процессе подготовки к которым Камила, возможно, попытается восстановить более серьезные элементы — дупель и тройной тулуп. Хотя есть ли в этом смысле при учете, что, помимо летних шоу Навки, мы нигде Валиеву (по крайней мере, в ближайшее время) на льду не увидим?
Разумеется, участие дисквалифицированной спортсменки в общественно-значимых мероприятиях — вопрос все еще дискуссионный, если не сказать резонансный. В принципе, к Валиевой всегда было приковано внимание общественности — как почитателей, так и ненавистников. При таком масштабе популярности во всех смыслах этого слова можно и нужно ждать sold out, тем более на премьерном показе. 22 июля sold out действительно собрали, но не без странностей.
Официальный сайт Сочи Парка заявляет, что вместимость ледовой площадки — 2100 мест. Агрегаторы билетов это опровергают: максимальное количество посадочных мест, выставленных на продажу — 577. Судя по видео, которыми делятся зрители после шоу, эти данные ближе к правде. Тогда еще сложнее осознать, почему за 11 часов до долгожданного возвращения Валиевой на лед 122 мест, то есть около 21% зала, значились незанятыми. В любом случае непосредственно к началу sold out случился!
Но напомним о том, что входной билет в Сочи Парк уже включает в стоимость посещение шоу по принципу «кто не успел, тот опоздал»: если остались нераспроданные билеты на определенный показ и ты отстоял общую очередь, то тебя посадят как раз на свободные места. Скорее всего, многие так поступили или поступят в будущем: не видят смысла переплачивать за априори классные места и просто приезжают пораньше, чтобы отстоять очередь и все же успеть занять место в шатре. Как видите, sold out — понятие относительное.
Самое ценное в первом выходе Валиевой на лед после решения CAS — заряд любви, которым обменялись спортсменка и зрители. Еще более теплым прием получился оттого, что в конце шоу Камилу ждал сюрприз — золотые шары, из которых складывается столь важная для нее сейчас фраза «С возвращением!»
Такой счастливой мы ее не видели уже давно:
«В первую очередь я безумно рада вернуться на лед. Спасибо вам за такую поддержку, что вы здесь, поддерживаете и любите, даете нам энергию. И, конечно же, я хочу сказать большое спасибо коллективу, потому что это самые добрые, лучшие люди, с которыми я могла вернуться на лед. Спасибо вам большое. Я вас всех очень люблю, очень скучала. И надеюсь, дальше будет только лучше!»