Как правильно - староОБРЯДцы или староВЕРЫ? Из-за чего спорили протопоп Аввакум и патриарх Никон? Кто они – всего лишь религиозные фанатики, носившие длинные бороды и сжигавшие себя? Попробуем сегодня в этом разобраться.
Религиозное течение старообрядцев возникло внутри Русской православной церкви в середине XVII века. Аккурат после того, как московский патриарх Никон, ближайший сподвижник царя Алексея Михайловича, реформировал Церковь. О Никоновских реформах будет далее, а пока о старообрядцах.
Течение старообрядцев весьма и весьма неоднородно. В первую очередь, бывают старообрядцы поповцы и беспоповцы. Первые полагают, что проводить всеразличные обряды и совершать религиозные таинства могут только представители духовенства. При этом, лиц высшего священнического сана – епископов, которые могли бы произвести таинство возведения в духовный сан, у старообрядцев не было. Поэтому аж до 1846 года у поповцев служили беглые православные священники, в чем-либо несогласные с Церковью официальной.
Так продолжалось до середины XIX века, пока к старообрядцам не примкнул митрополит греческий Амвросий, который не только рукоположил несколько священников, но и основал старообрядческую иерархию. Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ).
В середине XIX века священники-старообрядцы подвергались гонениям со стороны императора Николая I. Поэтому в 1844 году поповцы попытались создать свой религиозный центр в Австро-Венгрии. Местное правительство разрешило учредить старообрядческую епископскую кафедру в Белокриницком монастыре (сейчас это территория Украины). Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий.
Следует отметить, что далеко не каждый поповец признал Амвросиеву иерархию. Поэтому в 1923 году появилась Русская древлеправославная церковь (РДЦ).
Это что касается поповцев. По мнению беспоповцев же, официальное священство не имеет божественной благодати, по сему и необходимость в этом самом священстве отпадает. В свою очередь, беспоповцы делятся просто на бесчетное количество направлений: поморская группа, федосеевцы, часовенное согласие, филипповцы, кержаки, каменщики, новоспасовцы, нетовцы и прочие и прочие.
В 1600-1800-е годы самым массовым и влиятельным направлением беспоповцев были федосеевцы, которые придерживались безбрачия и считали, что царство Антихриста уже наступило. Федосеевцы, в отличие от остальных православных, за царя не молились.
Схожих взглядов придерживались филипповцы, которые, ко всему прочему, еще и самосожжение проповедовали во имя спасения души. Но самыми радикальными и отчаянными беспоповцами были нетовцы. По их мнению, лишь Иисус Христос знает, кто, когда и как спасется. А от людей вообще ничего и никак не зависит. Не было у нетовцев ни храмов, ни обрядов – лишь только таинство крещения.
Но вернемся к Никону и затеянным им церковным реформам. Для чего это все было нужно? И стоило ли их – эти реформы – вообще затевать? Вне всяких сомнений, это был политический ход: помним же, что патриарх Никон действовал от имени Алексея Михайловича Романова. К тому времени Русь присоединила Левобережную Украину, где действовал греческий обряд, также распространенный на Ближнем Востоке и в Балканских странах.
Русский обряд имел целый ряд отличий от греческого. В частности, имя Христа писалось Исус, а не Иисус. Да и крестились двумя пальцами, а не тремя.
Слияние двух обрядов, по мнению реформаторов, объединяло бы всех славян, положило бы начало Великой Греко-Российской империи…
С чего же начинать это слияние? В первую очередь, с редактуры церковных текстов. Дабы не спотыкаться о разночтения и неточности переводов на старославянский, тексты следовало привести в соответствие с греческими. Затем вместо двоеперстного крестного знамения нужно было срочно ввести троеперстие.
Да реформы поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а прижатые к ладони оставшиеся три пальца – Святую Троицу. Реформа предписала считать все наоборот: сложенные три пальца – это Троица, а безымянный палец с мизинцем означали две природы Спасителя. Направление крестного хода изменилось – раньше ходили по солнцу или по часовой стрелке. Также стали проводить службу на пяти просфорах, а не на семи. И «аллилуйя» повторяли теперь трижды, а не два раза.
Вроде бы, абсолютно формальные изменения, но почему же они произвели столь шокирующий эффект? А все очень просто – любой православный в XVII веке не разделял обряд и догмат. И если Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, то это вызывало у верующих целый ряд вопросов, поскольку греки сперва вступили в союз с католиками, а потом и вовсе оказались под властью турок-мусульман. Неприемлемы были такие реформы для уверенных в истинности собственной веры русских православных! Это и привело к расколу.
Значит, раскольники выступали больше за сохранение старых обрядов. Старообрядцы. А кто же тогда староверы? В последнее время староверами принято называть носителей традиционной народной религиозности, включавшей в себя и элементы язычества. Лидеры же противников Никоновской реформы выступали не только против прогреческих реформ, но и сражались за чистоту христианской веры без языческих примесей и искажений, появившихся под влиянием народных традиций – разного рода суеверий, гаданий, магических практик и прочих «масленниц».
За что же старообрядцев так жестоко преследовали? Жестокость преследования противников реформ определялась, во многом, суровостью правовых практик того времени. С другой стороны, твердость и непреклонность староверов на грани фанатизма, вплоть до самосожжения, являлись немаловажным фактором в выборе методов воздействия на противников реформ.
Интересен феномен так называемых гарей – массовых самосожжений старообрядцев. По некоторым подсчетам, во второй половине XVII века в массовых самосожжениях погибло не менее 8 тысяч человек. По мнению некоторых исследователей, гари объясняются давлением внешних факторов, мол, выбирая между насильственным обращением в официальное православие и смертью, старообрядцы вынуждены были убивать себя. Другие же ученые объясняют массовые самосожжения самой сутью старообрядческого вероучения, которое обещало очищение от всех грехов через сожжение.
Как бы то ни было, давление на старообрядцев в той или иной степени продолжалось аж до весны 1905 года, пока Николай II не выпустил указ о веротерпимости, который разрешил выбирать религию, а преследовать сторонников старого обряда, наоборот, запретил.
Вот только Русская православная церковь анафему со старообрядцев сняла только лишь в 1971 году.
Спасибо, что дочитали. Не забудьте поставить палец вверх, подписаться на мой канал и оставить комментарий. Дальше будет еще интереснее.