Найти тему

Первый транспортный вуз России | Пять фактов о ПГУПС

«Гид по вузам» предлагает поближе познакомиться с Университетом путей сообщения — первым высшим транспортным учебным заведением в нашей стране. Его основали в 1809 году в соответствии с манифестом Александра I. До начала 1860-х вуз назывался Институтом корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС), впоследствии его не раз переименовывали. За двухвековую историю ПГУПС выпустил более 100 тысяч специалистов.

Факт № 1. Первые 20 лет преподавание велось на французском языке.

15 сентября 1809 года должность особого инспектора ИКИПС занял выдающийся испанский инженер, архитектор и ученый Августин Бетанкур. Он разработал программу и учебные планы. Одновременно с организацией вуза Бетанкур занимался формированием библиотеки. Первые книги для нее привезли из Парижа. Преподавание на французском помогало студентам читать научные труды по инженерному делу в подлиннике.

Факт № 2. В библиотеке вуза зародился проект Исаакиевского собора.

В 1816 году француз Огюст Монферран стал чертежником в Комитете для строений и гидравлических работ, который возглавлял Бетанкур. Последний дал новичку задание: посидеть в институтской библиотеке и изучить все труды, которые могли бы принести пользу при разработке проекта перестройки Исаакиевского собора.

Монферран подошел к выполнению поручения со всей ответственностью. Так на свет появился альбом, впоследствии оказавшийся в руках Александра I. В альбом вошли сразу 24 проекта в разных стилях. Императору работа француза понравилась, и Монферран получил должность придворного архитектора. В итоге ему доверили проектирование и строительство Исаакиевского собора.

Факт № 3. Во дворе главного корпуса стоит храм-часовня.

Строительство здания завершилось в 2000 году. Храм-часовня освящен во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Дело в том, что во времена Российской империи многие организации имели святых покровителей. В случае с институтом таковым считался как раз Александр Невский.

Факт № 4. Университет ухаживает за могилами видных деятелей транспортной отрасли, расположенными на исторических кладбищах Петербурга.

В конце 1920-х годов в Советском союзе развернулась масштабная кампания по ликвидации кладбищ. Впрочем, и те исторические некрополи, которым удалось уцелеть, ждала незавидная судьба. Пострадали и захоронения преподавателей и выпускников ПГУПС. На петербургском Новодевичьем кладбище, которое в свое время считалось одним из самых престижных, нашли последний приют более двух сотен железнодорожников. Университет чтит их память и старается ухаживать за могилами.

Волонтеров ПГУПС можно встретить и на других исторических кладбищах Петербурга. Например, в Некрополе XVIII века. Туда со Смоленского лютеранского кладбища во времена СССР перенесли прах и памятник Августина Бетанкура.

Факт № 5. Воспитанник вуза Николай Свиягин — один из основателей китайского города Харбин.

Харбин — город на северо-востоке Китая. Его основали русские поселенцы в конце XIX века в качестве станции Китайско-Восточной железной дороги, которая строилась с 1897 по 1903 год. Первые здания возводились по указанию одного из руководителей строительства КВЖД Николая Свиягина — выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения.

На этом все — статью для вас подготовил «Гид по вузам», подписывайтесь на наши YouTube-канал, ТГ-канал и ВК-сообщество, чтобы знать все самое важное и актуальное о вузах Санкт-Петербурга.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц