Найти тему
Исторический шик

Аромат, приснившийся во сне. «Красная Москва»: духи императрицы и советских модниц

Оглавление

Летом 1958 г. на международной выставке в Брюсселе произошла настоящая сенсация. Впервые за много лет большой приз за лучшую коллекцию парфюмерии получили не французы. Лауреатом на этот раз стала советская фабрика «Новая Заря». Духи «Красная Москва», созданные еще в 1924 г, по мнению жюри, стали лучшим экспонатом выставки.

В самом СССР «Красная Москва» пользовалась поистине феноменальной популярностью. Эти духи использовали буквально все – и известные актрисы, и колхозницы и работницы заводов и фабрик. Кто именно создал духи «Красная Москва», доподлинно неизвестно. В СССР они официально считались продуктом коллективного творчества парфюмеров фабрики «Новая Заря».

Фабрика Новая Заря
Фабрика Новая Заря

Две версии создания

Возможно, разработали самый известный советский аромат действительно парфюмеры СССР. Однако существует и другая версия, касающаяся создания духов "Красная Москва". Считается, что за основу при разработке этого продукта советские парфюмеры приняли аромат, созданный в России еще несколько десятилетий назад - при императоре Николае II. Согласно этой версии, аромат придумал французский парфюмер, которого завали Август Мишель.

Фабрика Брокара

Август Мишель приехал из Франции в Россию, чтобы начать работать парфюмером, в 1887 году. Оказавшись в Москве, француз поступил на фабрику легендарного производителя парфюмерной продукции Анри Брокара.

Сам Анри Брокар проживал в России еще с 1861 года. Приехал он в Москву, поставив себе четкую цель разбогатеть. Брокар знал, что парфюмерная промышленность в России еще только начала развиваться, а поэтому перед ним открывались самые радужные перспективы.

Анри Брокар
Анри Брокар

Через три года после того, как он оказался в Москве, 28-летний Анри уже открыл свое первое предприятие – мыловаренную фабрику. Будучи талантливым маркетологом, Брокар быстро завоевал популярность в Москве и Петербурге и действительно начал стремительно богатеть.

Для реализации своего товара, который и сам по себе отличался превосходным качеством, Анри использовал множество хитрых и эффективных ходов. К примеру, детское мыло парфюмер выпускал маленькими кусочками, причем на каждом таком кусочке ставил одну из букв алфавита. В результате родители периодически покупали мыло с буквами по порядку, чтобы их дети, умываясь по утрам, одновременно учили азбуку.

-3

Фонтан из одеколона

Позднее, помимо мыла, Брокар начал выпускать и парфюмерию. На одной из выставок в Нижнем Новгороде он устроил целый фонтан из своего нового одеколона «Цветочный». Опробовать эту продукцию Анри мог любой желающий, причем совершенно бесплатно.

Позднее по России начали ходить слухи, будто бы некоторые модники-мещане не просто брызгали на себя одеколоном, а буквально мочили в фонтане свои сюртуки. Разумеется, одеколон «Цветочный» сразу же стал очень известным в России и популярным.

-4

Брокар также считается изобретателем пробников – небольших порций парфюмерной продукции, позволявших сначала протестировать какой-либо товар, а затем – уже и купить его.

Аромат, приснившийся во сне

В конце XIX в. Анри Брокар сделал еще один поистине блестящий маркетинговый ход. По воспоминаниям современников, парфюмер долгие годы мечтал стать поставщиком императорского дома или хотя бы кого-нибудь из великих княжон Романовых.

В 1873 г. Брокар преподнес великой княжне Марии Александровне, дочери Александра II, необычный букет цветов. Цветы были изготовлены из воска и каждый из них пропитан соответствующим цветочным ароматом. То есть розы пахли розами, гвоздики – гвоздиками и пр.

-5

По легенде аромат этого букета приснился Анри во сне еще в детстве. Когда в последующем ему предложили стать парфюмером, он поначалу сомневался. Однако, вспомнив этот свой сон, в котором он нес в руках букет благоухающих цветов, Брокар принял его за добрый знак и определился с выбором профессии.

Перед самым днем рождения Марии Александровны волнующийся Анри, подбиравший аромат на подарок великой княжне, вновь увидел тот же самый сон. Проснувшись, он, по легенде, радостными криками разбудил всех домашних, а затем бросился воссоздавать приснившуюся формулу.

Поставщик великой княгини

Неизвестно, правдива ли эта легенде о сне парфюмера или нет, но подарок Брокара привел Марию Александровну в настоящий восторг. Вскоре после своего дня рождения великая княгиня сделала Брокара своим поставщиком. Целых 27 лет в последующем Брокар торговал парфюмерной продукцией именно в этом почетном качестве.

В 1900 г. однако Анри Брокар скончался. Фабрика сначала перешла в руки его супруги – Шарлотты Брокар, а затем стала собственностью сыновей.

-6

Август Мишель

Сыновья Брокара продолжили дело отца и также оказались успешными парфюмерами. Немалую помощь при этом им оказал служивший к тому времени у Брокаров уже 13 лет Август Мишель.

Еще у себя на родине этот француз приобрел довольно-таки большой опыт в создании духов. По легенде, когда он пришел к Анри Брокару и попросил его принять к себе на фабрику, тот подал ему флакон духов и велел восстановить по запаху их формулу и самостоятельно сделать точно такие же.

Август Мишель
Август Мишель

С этой задачей Август Мишель справился на отлично и был принят на работу. Ко времени кончины Брокара-старшего парфюмер уже дорос на предприятии до мастера. И именно ему сыновья Брокара поручили разработку духов в подарок императрице Александре Федоровне (по другой версии – Марии Федоровне) на 300-летие дома Романовых в 1913 году.

Любимый букет императрицы

Конечно же, и на этот раз со своей задачей Август Мишель справился просто великолепно. Парфюмер восстановил и немного модернизировал запах того самого букета восковых цветов, который когда-то был подарен великой княжне Марии Александровны. Получившееся новое творение Август Мишель назвал «Любимым букетом императрицы».

Присланные в подарок духи очень понравились Александре Федоровне. В результате компания Брокара стала поставщиком уже императорского двора.

-8

Потерянный паспорт

Наслаждаться своей победой долго Брокарам однако не пришлось. В России грянула революция. Фабрика Брокаров, как и все другие предприятия России, была национализирована. Владельцы предприятия эмигрировали за границу. Однако мастер фабрики – Август Мишель уехать из России не сумел.

Вышло так по трагической случайности. Желая покинуть Россию, Мишель принес свой заграничный паспорт в комиссариат и заявил, что он является французом и желает выехать на родину. Паспорт у него забрали для выполнения каких-то бюрократических процедур и велели прийти через неделю. Через неделю комиссариата на том же месте однако не оказалось. В помещении уже торговали рыбой и сахаром.

-9

Учреждение перевели и Мишелю пришлось долго его разыскивать. Когда же парфюмер нашел комиссариат, оказалось, что при переезде чиновники просто-напросто потеряли его паспорт. Слишком долго разбираться с каким-то там французом и выслушивать его претензии комиссары не стали. Августу Мишелю сунули в руки бумажку, удостоверяющую в том, что является гражданином России и может проживать на ее территории, а затем в грубой форме выставили его за двери.

Вновь на фабрике

Не зная, что ему делать, Мишель отправился на бывшую фабрику Брокара, надеясь на то, что он хотя бы сможет получить работу, которая позволит ему не умереть с голода. Именно так и случилось. Рабочие приняли своего бывшего мастера с распростертыми объятиями. Август Мишель начал служить на фабрике, которая теперь носила Замоскворецкого парфюмерного комбината №5, занимаясь выпуском мыла.

В 1922 году фабрика была переименована в «Новую Зарю». Август Мишель к этому времени все еще продолжал трудиться на ней. В 1924 г. в СССР возобновились поставки из-за рубежа эфирных масел и парфюмерных композиций. Фабрика «Новая Заря» получила распоряжение свыше наладить, помимо мыла, и выпуск советских духов.

-10

Первые духи "Манон"

Ответственным за разработку первых советских духов руководство фабрики назначило самого опытного парфюмера – Августа Мишеля. Получив задание, Мишель приступил к разработке нового аромата. Первые созданные им духи назывались «Манон». Эти духи поступили в массовое производство, однако не слишком понравились приемной комиссии. Проверяющие сочли их аромат слишком уж легким, нежным и невыразительным для советских активисток.

-11

Пришлось Августу Мишелю изобретать новый аромат, который устроил бы всех. Велосипеда парфюмер больше изобретать не стал. Август Мишель просто взял и воссоздал старую формулу своих самых плотных духов - «Любимый букет императрицы». Всех необходимых для созданий этого аромата компонентов Августу добыть не удалось. Но духи все равно получились восхитительными и понравились приемной комиссии.

"Красная Москва"

Название «Любимый букет императрицы» для советских духов однако, конечно, совершенно не подходило. Поэтому на «Новой Заре» решили дать аромату новое название. В продаже в советских магазинах духи появились под названием «Красная Москва». Разлиты они были во флакончики из толстого стекла и упакованы в коробочки, выдержанные в красных тонах.

-12

Конечно же, новые духи сразу же завоевали огромную популярность у советских модниц. Отлично раскупались они потом все время существования Советского Союза. Долгие десятилетия «Красная Москва» оставалась вне конкуренции, пока в магазинах не начали появляться польские и французские духи.

"Красная Москва" и "Шанель №5"

Многие считают запах духов «Красная Москва», похожим на запах популярных французских духов «Шанель №5». И оба этих аромата действительно складываются из схожих компонентов. Объясняется такое сходство в формулах тем, что создатель «Шанели №5» - Эрнест Бо, также работал на фабрике Брокара в Москве. В то время, когда Август Мишель трудился мастером, Эрнест отвечал за разливку духов по флаконам.

Эрнест Бо
Эрнест Бо

Видимо, в последующем, поступив на работу в команию Шанель, Эрнест Бо, как и Август Мишель, просто воссоздал знаменитую формулу, придуманную Брокаром для Марии Александровны, немного модернизировав ее. Единственное, у Бо, в отличие от Мишеля, при создании духов, конечно, под рукой было все необходимое.

«Шанель №5», как известно, имеет менее плотный аромат, чем «Красная Москва». По словам специалистов, «Красная Москва» представляет собой нечто вроде сконцентрированной или выпаренной «Шанели». Но все же «Шанель №5» при этом содержит и больше ингредиентов.

-14

Сегодня фабрика «Новая Заря» все также выпускает духи и парфюмерную воду «Красная Москва», включая облеченный вариант «Лайт». Облегченный вариант специалисты при этом считают практически неотличимым от «Шанели №5».