Эпоха общественного автобусного транспорта в городе Сызрань началась в 1936 году. Первый городской маршрут, проходившей по улицам Московской и Советской, соединил железнодорожную станцию Сызрань-1 с Центральным рынком. По этому единственному маршруту автобусы курсировали до 1947 года.
Так складывается история Сызрани в советский период, что городу, имевшему статус районного, много чего не положено было иметь. Часто строительство соцкультбытовых объектов в Сызрани проходило в обход установленных правил. И вряд ли в 30-е годы ХХ века областное или республиканское начальство задумывалось о запуске пассажирского автотранспорта в захолустном городишке.
Инициативу в вопросе организации общественного автотранспорта в Сызрани проявили директор автогужевой базы М.К. Парфёнов и начальника мастерских И.А. Давыдова. При содействии депутатов Горсовета они с великим трудом выпросили у областного автохозяйства два наистарейшей конструкции автомобиля ГАЗ-АА, уже списанные в металлом.
Добытые автомобили доставили в мастерские гаража "Автогужтреста" - так в то время называлось транспортное предприятие в Сызрани. Мастерские размещались под сводами бывшего женского Сретенского монастыря, что стоял в городском квартале, располагавшемся между современными улицами Советской, Некрасовским переулком, Карла Маркса и Володарского. Местные умельцы из подручных материалов изготовили кузов автобуса, отдалённо напоминавший машину Горьковского автозавода.
Сызранским мастерам, не имевшим чертежей и особого выбора материалов, пришлось проявить для этого много изобретательности. Смонтированный кузов установили на шасси автомобиля ГАЗ-АА и грузовик превратился в автобус.
К сожалению фотографий первых сызранских автобусов не сохранилось, но есть фотография автобуса с цельнометаллической «коробочкой», выпускаемого Сызранским ремонтно-механическим заводом в 1960-1990-х годах для предприятий нефтедобывающей отрасли.
Вновь рождённый сызранскими умельцами автобус после долгих ходовых испытаний вывели в пробный рейс. Несколько дней автобус курсировал пустым, удивляя своим видом осторожных сызранцев. Через некоторое время этот единственный экземпляр общественного транспорта стали брать штурмом на всех остановках. Автобус набивался битком и водителя, кабина которого была не отгорожена от пассажирского салона, буквально придавливали к рулю.
Частенько автобус останавливался на ремонт и тогда, "вошедшие во вкус", горожане упорно "осаждали" гараж, шумно требовали немедленного выхода машины в рейс. Такой неожиданный повышенный интерес горожан вынудил коллектив гаража изготовить ещё три автобуса. Так были заложены основы будущего автобусного парка в Сызрани.
В 1948 году были организованы автобусные сообщения между центром города и районом станции Сызрань 1-я, локомобильным ("Тяжмаш") и нефтеперерабатывающим заводами ("СНПЗ") . За 8 часов работы между городом и нефтеперерабатывающим заводом автобус совершал всего 3-4 рейса, а на локомобильный завод всего два рейса.
Первые сызранские самодельные автобусы достойно отслужили свой век и заслужили вместе с их создателями благодарности от горожан.
В 50-60-е годы по Сызрани бегали уже автобусы марки ЗИС-155, ПАЗ-651, ЗИЛ-158, которые затем сменили ЛАЗы, ЛиАЗы, Икарусы.
Причём автоколонна СПАТП (Сызранского пассажирского автотранспортного предприятия - так оно называлось с 1967 года) пополнялась из года в год. В 1952 году к 20 пятидесятиместным автобусам прибавилось ещё 5. В середине 1960-х уже 133 автобуса обслуживало 11 маршрутов. В начале 1970-х годов по 15 городским маршрутам ездили 226 комфортабельных стоместных машин, десять из них новых ЛиАЗ-677 были приобретены на средства, полученные от сбора металлического лома сызранскими школьниками.
В середине 90-х годов 110 автобусов первой смены и 100 - второй обслуживали 29 городских маршрутов, 45 автобусов работали на пригородных и около 20 - на специальных маршрутах. О работе сегодняшнего общественного транспорта требуется отдельный рассказ.
При написании статьи использованы воспоминания первого секретаря Сызранского горисполкома Ф.В. Борисова, ветерана труда СПАТП А. Меунаргия, А. Полякова.