Идея молодого, но крайне амбициозного инженера, несмотря на совершенно нелепый на первый взгляд подход, могла бы оказаться очень полезной всему человечеству.
В чем заключалась суть нового поезда без колес
Советский инженер Н. Ярмольчук в 1929 году самостоятельно разработал проект, в котором функции железнодорожного полотна заменял изогнутый цилиндрический лоток с двумя опорами. Вагон подвижного состава упирался бы на эти опоры.
По задумке инженера, поездам больше не требовались ни колеса, ни рельсы, а скорость поезда была бы намного выше, чем у обычного локомотива, и сам транспорт был бы значительно безопаснее.
Технические характеристики проекта были уникальными для того времени. Вместо обычных колес использовались усеченные шары, в каждый из которых были встроены электродвигатели. На каждом вагоне имелось по два таких шара-колеса, которые должны были перемещать весь состав по специальному желобу. Контактной сетью от которой шары-колеса получали питание, являлся стальной или бетонный трубопровод.
В 1931 году нарком путей Куйбышев лично подписал разрешение на постройку и проведение эксперимента с испытательным образцом. Постройка нового электропоезда была завершена в 1934 году.
Собранная экспериментальная модель, в испытании которой приняли участие несколько десятков человек в качестве потенциальных пассажиров, приятно удивила и изобретателя, и членов комиссии.
Скорость в 70 км/ч для железнодорожного транспорта была настоящим техническим прорывом. Более того, инженер заверил, что скорость можно увеличивать примерно до 300 км/ч.
На развитие проекта было выделено 90 человек и 1 млн рублей, что являлось значительной суммой для того времени.
Почему в теории все получалось лучше, чем на практике
Несмотря на восторженные отзывы прессы и отснятый документальный фильм, проект было решено завершить на стадии разработки.
Причиной неудачи стало мнение специалистов о том, что расходы на постройку скоростных дорог и обслуживание шаропоездов были слишком высокими.
Во-первых, дорожное покрытие было очень дорогое в постройке и не выдерживало бы планируемые механические нагрузки.
Во-вторых, затраты на изготовление и обслуживание электрических колес, которые часто выходили из строя, а также на постройку многокилометровых желобов были бы огромными.
Кроме того, всю технику для нового вида транспорта нужно было изготавливать на оборудовании, которого не существовало.
В совокупности, постройка новых заводских линий, обучение специалистов, изготовление техники и ремонтных комплектов требовали огромных затрат.
Закрытие проекта и судьба инженера
Испытания на станции Северянин (Московская ж/д, ярославское направление) не привели к успеху. Руководителям проекта было приказано демонтировать деревянные лотки, а сам шаропоезд был разобран и увезен.
Прессе пришлось «забыть» о проекте, и он больше не упоминался. Руководитель проекта Нахман Белоцерковский был арестован по ложному обвинению и расстрелян, а все отделы вместе с людьми были расформированы.
Изобретателя власти не тронули, считая его технические знания полезными.
Во время Великой Отечественной войны Ярмольчук служил в звании капитана, проявил себя с лучшей стороны и был награжден орденом «Красной звезды».
Занимался ли инженер техническими разработками после войны, неизвестно, но по словам его родных, идея создания нового вида транспорта всегда его интересовала.
Советский проект под названием ШЭЛТ, несмотря на свою готовность к реализации, так и остался только проектной разработкой.