В послевоенные годы перед советским автопромом стояла задача создать надёжный и неприхотливый грузовик, который мог бы использоваться в различных отраслях народного хозяйства. Результатом этой работы стал ГАЗ-51 — один из самых массовых грузовиков в истории СССР.
История создания
Разработка ГАЗ-51 началась в 1937 году под руководством главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта. В основу нового грузовика легли наработки по созданию более лёгкого и экономичного преемника ГАЗ-АА. Первые опытные образцы были представлены в 1940 году, но начало Великой Отечественной войны помешало серийному производству.
После войны разработка ГАЗ-51 возобновилась с учётом опыта эксплуатации американских грузовиков Studebaker US6, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. В результате был создан грузовик с новым двигателем, коробкой передач и другими узлами и агрегатами.
Серийное производство ГАЗ-51 началось в 1946 году и продолжалось до 1975 года. За это время было выпущено более 3,5 миллионов грузовиков.
Запчасти в наше время
Несмотря на то что производство ГАЗ-51 завершилось более полувека назад, запчасти для этого грузовика всё ещё можно найти на рынке. Это связано с тем, что многие экземпляры ГАЗ-51 до сих пор находятся в эксплуатации, а также с интересом коллекционеров к этому автомобилю.
Шины
На автомобиль ГАЗ-51 устанавливались автошины размером 7,50 х 20''. Первоначально шины комплектовался дисками с двумя «окнами», затем использовались «шестиоконные» диски с бортовыми и замочными кольцами, а со второй половины 60-х годов начали устанавливаться «шестиоконные» диски с универсальным бортовым разрезным кольцом, выполнявшего и функции замочного. Ошиновка заднего ведущего моста была двойной. «Запаска» размещалась под бортовой платформой справа.
Двигатель
Под капотом ГАЗ-51 установлен бензиновый двигатель объёмом 3,48 литра и мощностью 70 лошадиных сил. Двигатель имеет шесть цилиндров и работает на бензине А-66.
Коробка передач
Четырёхступенчатая механическая коробка передач в основном была унаследована от ГАЗ-ММ – была несинхронизированной и имела те же передаточные числа, но разные условия размещения и сопряжение с различными типами карданных передач привели к тому, что коробки передач ГАЗ-ММ и ГАЗ-51 имели картеры различной формы и разные исполнения выходных концов вторичных валов и взаимозаменяемыми не были.
Кроме того, ГАЗ-51 имел рессорную подвеску, барабанные тормоза.
Применение
ГАЗ-51 использовался в различных отраслях народного хозяйства, включая сельское хозяйство, строительство, грузоперевозки и другие. Благодаря своей надёжности и неприхотливости, этот грузовик заслужил репутацию «рабочей лошадки».
Модификации
На базе шасси ГАЗ-51 выпускались различные модификации, включая бортовые грузовики, самосвалы, фургоны, цистерны и другие. Также на базе ГАЗ-51 были созданы автобусы КАвЗ-651 и ПАЗ-653.
Если понравилась статья подписывайтесь, каждый день много нового и интересного!