«Business Excellence», июнь 2024.
Рубрика: Цифровизация. Автор: Сергей Путин.
Цифровая трансформация как фактор нового индустриального уклада заметно меняет наше деловое и бытовое окружение. ЖКХ, несмотря на крайне неравномерное состояние отрасли, не исключение. Его цифровая зрелость самым непосредственным образом влияет на наше качество жизни, экологию и ресурсосбережение. Однако цифровизация сама по себе не дает волшебных эффектов, она предоставляет основания для управленческих решений. Автор указывает на препятствия на пути цифровой трансформации, с которыми надо работать в первую очередь в интересах смены классической модели ЖКХ.
Разворот к людям и прозрачности
На «территории» жилищно-коммунального хозяйства России действуют как предприятия прошлого века с несколькими компьютерами и одним на всех email-адресом «мейл.ру», так и вполне современные компании с автоматическими режимами работы. Соответственно различаются и качество услуг, внимание к клиенту, экологичность производства и уровень расходования ресурсов. Если говорить про «водное» ЖКХ (водоснабжение и водоотведение), то здесь 80% предприятий находятся за чертой настоящего, иными словами, в прошлом.
При этом на уровне государства есть вполне очевидное целеполагание на изменение этой застарелой жилищно-коммунальной колеи — создание отдельного министерства ЖКХ, форсированное финансирование отрасли, повышенное публичное внимание к инцидентам. С высокой долей уверенности можно говорить, что успешность создания новых правил и новых стандартов работы отрасли зависит от исполнения принятой стратегии цифровой трансформации, являющейся частью Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. (принята 31.10.2022).
Важный вопрос: насколько готовы к цифровизации организации отрасли ЖКХ и потребители ее услуг? Ответ во многом зависит от того, насколько сформировано понимание необходимости изменений. Если руководство организации знает, зачем трансформироваться и почему это необходимо, препятствия на пути изменений тают. Строго говоря, в этой ситуации можно рационально работать.
Если говорить о формальном измерении, то для объективности оценок и систематизации результатов удобно использовать методику оценки цифровой зрелости. На деле ее применение означает многоуровневое исследование организации, которое позволяет оценить потенциал ее роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации.
Как известно, понятие цифровой зрелости объединяет уровни развития культуры, кадров, процессов, моделей и данных, инфраструктуры и цифровых продуктов. В каждой из этих областей имеет смысл оценить текущий и спроектировать целевой «профиль». Видимый разрыв и будет полем для трансформации.
Важно понимать, что стратегия цифровой трансформации в данном случае скорее не план на 15 лет, а образ действий и разделяемые ценности. Это опорный тезис в контексте глобального разворота отрасли ЖКХ к людям и прозрачности бизнес-процессов.
ДОСЬЕ
Сергей ПУТИН
Генеральный директор ООО «РВК. Цифровые решения». Эксперт по цифровой трансформации, стратегическому управлению информационными технологиями, управлению изменениями и реализации программ проектов. 16 лет опыта в роли лидера по цифровым технологиям в отраслях: электроэнергетика и теплоснабжение, ретейл, ЖКХ и ИТ-консалтинг в макрорегионах Урала, Поволжья и Москвы. Член Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД), председатель комитета НАКД по цифровой трансформации. В качестве профессионального поверенного и независимого директора представляет интересы акционеров в советах директоров акционерных обществ.
Причинно-следственные связи
Цифровизация в контексте устойчивого развития предоставляет для ЖКХ в целом, как и для других отраслей, значимые преимущества. Для прояснения причинно-следственных связей этого утверждения прокачаем вопрос «цифры» с нескольких сторон.
Итак, на что влияет цифровизация предприятия? Цифровая трансформация дает полную прозрачность бизнеса в реальном времени, заметное повышение производительности труда и надежности, резкое сокращение затрат на эксплуатацию, существенное улучшение качества продукции и услуг.
Тотальная автоматизация технологических и бизнес-процессов — это существенное сокращение влияния человеческого фактора на все аспекты управления в компании; интеллектуализация — повышение качества и скорости принимаемых решений (так называемые умные решения); максимальная прозрачность движения и состояния оборудования, материалов, транспорта, персонала.
Будем помнить о том, что автоматизация и цифровизация (последняя в меньшей степени) как таковые не дают волшебных эффектов. Они лишь предоставляют пищу для управленческих решений. Системные причины и следствия автоматизации и цифровизации есть смысл оставлять для рассмотрения акционеров и топ-менеджеров организации.
7 тезисов автоматизации технологических и бизнес-процессов в водоснабжении и водоотведении:
1— Каждый литр поднимаемой воды имеет цифровой отпечаток — от подъема до очистки
2 — Каждый лицевой счет — это цифровая история клиента в полном жизненном цикле
3 — Каждый рубль инвестиций имеет цифровую историю вложений и отдачи
4 — Все данные — горизонтальные и вертикальные — в режиме реального времени
5 — Мы прогнозируем желания клиента и формируем его потребности
6 — Мы управляем нашими знаниями
7 — Мы часть цифровой экосистемы города, страны
Системные и прикладные бизнес-задачи цифровой трансформации:
1. Обеспечение повторяемости бизнес-процессов: оперативная трансляция норм и методологий в новые активы, минимизация последствий утечки персонала.
2. Обеспечение сквозной наблюдаемости бизнес-процессов: минимизация роста управленческого ядра предприятия при значительном росте объема управления, реалистичное управление рисками за счет мониторинга методологий в реальных операциях.
3. Обеспечение системной операционной эффективности: измеряемые, постоянные и переносимые между активами изменения в бизнес-процессах, управляемая и масштабируемая централизация функций для использования эффекта масштаба.
Приходится констатировать, что большинство муниципальных унитарных предприятий отрасли ЖКХ работают с минимальным уровнем управления бизнес-процессами, особенно это относится к низкомаржинальным МУП, занимающимся твердыми бытовыми отходами, водоснабжением и водоотведением. Соответственно, вопрос перехода к более устойчивому варианту процессной компании, а затем компании, основанной на данных, требует всё тех же принципиальных изменений образа мыслей и целеполагания в направлении цифровой трансформации. Предприятиям ЖКХ предстоит поменять классическую базовую модель с минимальным вниманием к клиенту в противоположную, где клиент в центре и жилищно-коммунальные услуги «встроены» в его деловой и жизненный путь.
Участники отрасли ЖКХ и ее клиенты пока не готовы к кардинальному изменению подходов деятельности — ни на уровне нормативных актов, ни на уровне восприятия. Это препятствие на пути цифровой трансформации, с которым нужно работать в первую очередь.
В концепции устойчивого развития
Для разных областей нашей деятельности мы используем разные подходы к развитию бизнес-процессов. Зона основного инфраструктурного продукта — это область классической автоматизации, цифрового бережливого производства и управления риском. А зона дополнительных, нетарифных услуг — это максимально широкое применение цифровых инструментов.
Такая парадигма позволяет планировать совершенствование компании в концепции устойчивого развития, которое обеспечивает экологическую безопасность, рациональное воспроизведение ограниченных ресурсов, финансовую устойчивость, устойчивость к воздействию внешних факторов и экономический рост, — как в классическом варианте стратегической устойчивости, так и в более прикладной его версии ESG. Именно цифровая трансформация предприятий и отрасли в целом формирует базу для достижения этих целей.
Пример.
Что дает цифровая трансформация для экосистемы ЖКХ «Водоснабжение и водоотведение»:
Производство
1. За счет естественного снижения потребления ресурса уменьшаются затраты на водоподготовку/водоочистку и транспортировку холодной воды и расход электроэнергии.
2. Сопутствующее реальному энергосбережению кардинальное улучшение режимов работы повышает качество обеспечения энергетическими ресурсами, надежность и стабильность функционирования системы энергоснабжения.
3. Увеличивается срок службы оборудования благодаря оптимальному подбору режима его работы.
Сети
1. Наличие диспетчерского пульта позволит в режиме реального времени выявлять аварии и перебои с качеством поставки ресурса, локализовать аварийные участки и вычислять потери.
2. Наличие инструментов предиктивного анализа аварий позволит перейти от «затыкания дыр» к систематичным плановым ремонтным работам, как следствие — снижение потерь ресурса, уменьшение социального напряжения.
Сбыт
1. Выявление и снижение коммерческих потерь при реализации ресурса.
2. Сокращение кассового разрыва, автоматизация процессов выставления счетов.
3. Повышение лояльности жителей за счет автоматизации оповещения о прекращениях поставки ресурса в связи с авариями (СМС, уведомления в мобильном приложении — по аналогии с уведомлениями от МЧС России).
Потребитель
1. Отпадает необходимость сдавать показания в ресурсоснабжающую организацию.
2. Выявление утечек на внутридомовых инженерных сетях.
3. Удаленный контроль потребления, аварий в помещениях потребителя (квартира, загородный дом).
Государство
1. Прозрачное тарифное регулирование за счет наличия фактических данных по потреблению.
2. Расширение возможностей тарифообразования (дневной/ночной, предоплатный тарифы) — инструмент поощрения добросовестных плательщиков.
3. Желание потребителя сэкономить приведет к отсутствию сверхнормативного потребления, как следствие — отсутствие необходимости выделения бюджетных субсидий на погашение сверхнормативного потребления.
Задачи цифровой трансформации ЖКХ:
• цифровая трансформация процессов и услуг, административных процедур в сфере строительства и ЖКХ, внедрение информационных технологий на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;
• создание прикладного инструментария для реализации всех мероприятий, предусмотренных административной и профессиональной трансформацией;
• развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления ЖКХ;
• повышение эффективности организаций ЖКХ путем внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью;
• обеспечение внедрения конкурентоспособного российского программного обеспечения при реализации мероприятий по цифровизации строительной отрасли и отрасли ЖКХ;
• обеспечение формирования методологической, нормативно-правовой базы для обеспечения надлежащего уровня цифровой зрелости и перевод нормативно-технической документации в машиночитаемый формат;
• развитие и модернизация государственной информационной системы ЖКХ, разработка механизмов повышения цифровизации организаций ЖКХ.
Из Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 г.
Цифровизация является базой для развития в каждой из областей устойчивого развития. Любое значимое изменение невозможно без цифровых инструментов — будь то система управления производством или каналы коммуникации с клиентами. Одно из подтверждений актуальности развития и наращивания цифровых инструментов — инициатива Минцифры России по использованию платформы «Гостех» в качестве единой среды разработки и собственно экосистемы для поддержания функционирования различных сервисов, а в перспективе — для перехода от «сервисного государства» к «клиентоцентричному».
Природа импульса к развитию регионов во многом находится в области «цифры». Тотальная транспарентность и прослеживаемость бизнес-процессов, кратное повышение эффективности, внимание к клиенту и его потребностям, комплексная интеграция в информационную инфраструктуру городов — в этом мы видим главные положения манифеста цифровизации ЖКХ.
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь
по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/be_mag
#СТандартыиКачество