Найти тему
Искусство на Века

Бартоломео Мурильо «Наследие золотого века в стиле барокко»

Яркая звезда «Золотого века» Испании, эпохи расцвета торговли и искусства.

Бартоломе Эстебан Мурильо - ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы живописи родился в Севильи. День рождения история не сохранила, известно только, что крещён он был 1 января 1618 года. В 11 лет остался сиротой. Его воспитанием занималась родня.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1670 г. Национальная галерея, Лондон
Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1670 г. Национальная галерея, Лондон

Севилья на момент жизни Мурильо представляла собой один из крупнейших портов Испании, которому было позволено торговать с Америкой. Сюда привозили жемчуг, золото, серебро, кожи, а также какао, редкостных птиц, хину и другие товары. В верфи строили корабли, изготовляли паруса, канаты и все необходимое для флота. На фоне богатой торговли в городе толпились, прося милостыню, бедняки, нищие, калеки и беспризорные дети.

Первые художественные навыки Мурильо получил от своего дальнего родственника – художника Хуана дель Кастильо. А когда в 1639-м наставник уехал в другой город, Мурильо начал зарабатывать самостоятельно. Он рисовал небольшие картины на библейские сюжеты и продавал их в порту.

В начале 1640-х францисканский орден заказал Мурильо одиннадцать композиций для своего монастыря. Эта работа длилась около трех лет и по окончании сделала Мурильо знаменитым.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Кухня ангелов. 1646 г. Лувр, Париж (Одно из одиннадцати произведений подготовленных для францисканского ордена)
Бартоломе Эстебан Мурильо. Кухня ангелов. 1646 г. Лувр, Париж (Одно из одиннадцати произведений подготовленных для францисканского ордена)

Особенность его работ заключается в способности художника рассказать о сюжете в картине, передать своё отношение к нему. Мурильо наполняет евангельский сюжет бытовыми деталями, историями отношений героев. Сочетание спокойной торжественности религиозного полотна с жанровыми мотивами, вносят в него теплоту и задушевность простой человеческой жизни.

Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа», написанная в 1670 году, представляется жанровой сценой. Молодой чернобородый Иосиф ведет одетого в длинную фиолетовую рубашку кудрявого мальчика, беседуя с ним по дороге. Городской пейзаж, который изображен на карте – Севилья, её здания и улицы не раз узнаются в произведениях мастера. Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Святой Иосиф был благочестивым праведником, послушным Богу человеком, принявшим на себя роль земного отца Иисуса Христа. Сведения об Иосифе содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Св. Иосиф, ведущий за руку младенца Христа. 1670 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бартоломе Эстебан Мурильо. Св. Иосиф, ведущий за руку младенца Христа. 1670 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Творчество Мурильо связано с лучшими традициями национального испанского искусства эпохи расцвета. Он всеми силами стремился к правдивой передаче окружающего и был в этом стремлении глубоко искренен. Знаменитая картина «Мальчик с собакой» является одной из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Картина написана во второй половине 1650-х годов, хотя некоторые исследователи её датируют около 1660 года.

Известно, что она вместе с парной картиной «Девочка с цветами и фруктами» в конце XVII века находилась в собрании друга Мурильо – Николаса Омазура. Он был богатым торговцем шелка из Антверпена и поживал в Севильи. В середине XVIII века обе картины находились в собрании французского государственного деятеля, главы французской дипломатии, герцога Этье́н-Франсуа́ де Шуазёль. Работы, изображавшие детей, пользовались популярностью у аристократии и активно покупались французскими и английскими купцами. По поручению императрицы Екатерины II вышеназванные картины были приобретены философом, просветителем и драматургом Дени Дидро для Эрмитажа на аукционе в 1772 году.

Изображение детей в жанровой живописи было распространенным явлением. Эта мода пришла в Испанию от голландских, фламандских и итальянских живописцев. В то время Севилья, где жил и трудился Мурильо, была торговым узлом между европейскими странами и Америкой.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В произведениях жанровой живописи отсутствуют изображения богато наряженных испанских аристократов, вместо этого на переднем плане обычные люди из народа - бедные горожане и жители деревень. Художник часто изображает детей и молодых тружениц, показывая их повседневную жизнь, не стремился к ее идеализации.

На переднем плане картины «Мальчик с собакой» художник изобразил главных героев - мальчика и его собаку. Мальчик беден, об этом говорит его простая одежда из грубой ткани с несложным кроем. Серо-голубой цвет неба и светло-коричневый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи.

При написании холста художник использовал неяркие краски приглушенных тонов, которые создают изысканную цветовую гамму.

В руках наш герой держит корзину с кувшином и вероятно куда-то идет. Бедность никак не влияет на настроение маленького героя. Его веселые детские глаза обращены к четвероногому другу – собаке. Чувствуется привязанность мальчика к псу. Собака преданно смотрит на хозяина и готова проследовать за ним.

Картина «Девочка с цветами и фруктами» написана в период 1650-1659 гг. Сегодня хранится в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Девочка с цветами и фруктами. 1650-1659 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бартоломе Эстебан Мурильо. Девочка с цветами и фруктами. 1650-1659 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Девочка с пронзительными глазами и живой улыбкой одета в простую, но ухоженную одежду, смущаясь, скрывает лицо краем платка. Ее наряд состоит из льняной рубашки, корсажа и пышной юбки терракотового цвета, что придает ей колорит испанской обыденности.

Судя по содержанию корзины, она продает яблоки, апельсины и цветы жасмина. Сюжет довольно типичен для севильской городской жизни середины XVII века. Многие женщины в этот период работали на фабриках и покупали продукты у такой девочки, которую изобразил художник. Они не могли ходить на рынок за продуктами, так как рабочий день порой длился больше двенадцати часов.

В жанровых картинах Мурильо каждый мазок буквально дышит желанием задержать хоть на мгновение столь быстро уходящую молодость и красоту. На картинах Мурильо не чувствуется ни бедности существования, ни тяжелого положения главных героев. Полотна передают гамму теплых чувств и эмоций художника к детям, они наполнены теплотой и любовью, запечатлены эмоции в мгновении.

С любовью, «Искусство на Века»

P.S. Подписывайтесь на наш телеграмм канал «Искусство на Века»