Яркая звезда «Золотого века» Испании, эпохи расцвета торговли и искусства.
Бартоломе Эстебан Мурильо - ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы живописи родился в Севильи. День рождения история не сохранила, известно только, что крещён он был 1 января 1618 года. В 11 лет остался сиротой. Его воспитанием занималась родня.
Севилья на момент жизни Мурильо представляла собой один из крупнейших портов Испании, которому было позволено торговать с Америкой. Сюда привозили жемчуг, золото, серебро, кожи, а также какао, редкостных птиц, хину и другие товары. В верфи строили корабли, изготовляли паруса, канаты и все необходимое для флота. На фоне богатой торговли в городе толпились, прося милостыню, бедняки, нищие, калеки и беспризорные дети.
Первые художественные навыки Мурильо получил от своего дальнего родственника – художника Хуана дель Кастильо. А когда в 1639-м наставник уехал в другой город, Мурильо начал зарабатывать самостоятельно. Он рисовал небольшие картины на библейские сюжеты и продавал их в порту.
В начале 1640-х францисканский орден заказал Мурильо одиннадцать композиций для своего монастыря. Эта работа длилась около трех лет и по окончании сделала Мурильо знаменитым.
Особенность его работ заключается в способности художника рассказать о сюжете в картине, передать своё отношение к нему. Мурильо наполняет евангельский сюжет бытовыми деталями, историями отношений героев. Сочетание спокойной торжественности религиозного полотна с жанровыми мотивами, вносят в него теплоту и задушевность простой человеческой жизни.
Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа», написанная в 1670 году, представляется жанровой сценой. Молодой чернобородый Иосиф ведет одетого в длинную фиолетовую рубашку кудрявого мальчика, беседуя с ним по дороге. Городской пейзаж, который изображен на карте – Севилья, её здания и улицы не раз узнаются в произведениях мастера. Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Святой Иосиф был благочестивым праведником, послушным Богу человеком, принявшим на себя роль земного отца Иисуса Христа. Сведения об Иосифе содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки.
Творчество Мурильо связано с лучшими традициями национального испанского искусства эпохи расцвета. Он всеми силами стремился к правдивой передаче окружающего и был в этом стремлении глубоко искренен. Знаменитая картина «Мальчик с собакой» является одной из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Картина написана во второй половине 1650-х годов, хотя некоторые исследователи её датируют около 1660 года.
Известно, что она вместе с парной картиной «Девочка с цветами и фруктами» в конце XVII века находилась в собрании друга Мурильо – Николаса Омазура. Он был богатым торговцем шелка из Антверпена и поживал в Севильи. В середине XVIII века обе картины находились в собрании французского государственного деятеля, главы французской дипломатии, герцога Этье́н-Франсуа́ де Шуазёль. Работы, изображавшие детей, пользовались популярностью у аристократии и активно покупались французскими и английскими купцами. По поручению императрицы Екатерины II вышеназванные картины были приобретены философом, просветителем и драматургом Дени Дидро для Эрмитажа на аукционе в 1772 году.
Изображение детей в жанровой живописи было распространенным явлением. Эта мода пришла в Испанию от голландских, фламандских и итальянских живописцев. В то время Севилья, где жил и трудился Мурильо, была торговым узлом между европейскими странами и Америкой.
В произведениях жанровой живописи отсутствуют изображения богато наряженных испанских аристократов, вместо этого на переднем плане обычные люди из народа - бедные горожане и жители деревень. Художник часто изображает детей и молодых тружениц, показывая их повседневную жизнь, не стремился к ее идеализации.
На переднем плане картины «Мальчик с собакой» художник изобразил главных героев - мальчика и его собаку. Мальчик беден, об этом говорит его простая одежда из грубой ткани с несложным кроем. Серо-голубой цвет неба и светло-коричневый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи.
При написании холста художник использовал неяркие краски приглушенных тонов, которые создают изысканную цветовую гамму.
В руках наш герой держит корзину с кувшином и вероятно куда-то идет. Бедность никак не влияет на настроение маленького героя. Его веселые детские глаза обращены к четвероногому другу – собаке. Чувствуется привязанность мальчика к псу. Собака преданно смотрит на хозяина и готова проследовать за ним.
Картина «Девочка с цветами и фруктами» написана в период 1650-1659 гг. Сегодня хранится в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Девочка с пронзительными глазами и живой улыбкой одета в простую, но ухоженную одежду, смущаясь, скрывает лицо краем платка. Ее наряд состоит из льняной рубашки, корсажа и пышной юбки терракотового цвета, что придает ей колорит испанской обыденности.
Судя по содержанию корзины, она продает яблоки, апельсины и цветы жасмина. Сюжет довольно типичен для севильской городской жизни середины XVII века. Многие женщины в этот период работали на фабриках и покупали продукты у такой девочки, которую изобразил художник. Они не могли ходить на рынок за продуктами, так как рабочий день порой длился больше двенадцати часов.
В жанровых картинах Мурильо каждый мазок буквально дышит желанием задержать хоть на мгновение столь быстро уходящую молодость и красоту. На картинах Мурильо не чувствуется ни бедности существования, ни тяжелого положения главных героев. Полотна передают гамму теплых чувств и эмоций художника к детям, они наполнены теплотой и любовью, запечатлены эмоции в мгновении.
С любовью, «Искусство на Века»
P.S. Подписывайтесь на наш телеграмм канал «Искусство на Века»