В ГЗУ продукция со всех скважин собирается и выходит в одном коллекторе (трубопроводе), т.е. не отдельно от каждой скважины построен трубопровод до пункта подготовки, а от каждой кустовой площадки. Далее трубопроводы от кустов врезаются в центральный трубопровод, который уже идет до блока задвижек или гребенки ДНС. Еще это место называлось ГО (гражданская оборона). Имелось ввиду, что, если будет какая-то авария на гребенке ДНС, то это уже будет экологическая катастрофа. Гребенка представляет собой трубу, в которую через задвижки врезаются несколько трубопроводов.
Также как и от скважин , диаметр трубопровода от куста рассчитывается через сумму дебитов жидкости от всех скважин. Именно жидкости, а не нефти, т.к. нефть отделяется только на пункте подготовке, в нашем случае это ДНС (Дожимная Насосная Станция). Диаметр центрального трубопровода рассчитывается уже от суммы дебитов кустов, которые врезаются в этот трубопровод. Как вы понимаете, количество жидкости в трубе центрального трубопровода у концевого куста значительно меньше, чем в трубе, которая уже непосредственно подходит к гребенке, поэтому центральный трубопровод проектируется телескопическим - с увеличением диаметра по мере приближения к ДНС. Центральных трубопроводов было несколько в зависимости от контура месторождения. А по простому - с севера, востока, запада и юга.
Все трубопроводы рассчитывались в Проекте обустройства месторождения.
У нас считалось, что все трубопроводы до гребенки ДНС относились к промыслу, а те, что после - к службе подготовки нефти. Поэтому все аварии на трубах ложились на промысел. Да промыслу и самому было выгодно, чтобы мы всё делали сами, ведь, если авария долго устранялась, то мы теряли добычу, а, следовательно, не выполняли план с вытекающими денежными последствиями.
Когда я работал, мы схемы трубопроводов рисовали сами вручную. Отмечали диаметр трубопровода, расположение и номера задвижек. Номера задвижек помогали понять какую задвижку надо перекрыть или отремонтировать.
На старых месторождениях очень ценились люди, которые долго работают, и которые могут показать где проходит тот или иной трубопровод. С центральными трубопроводами было более-менее понятно, а вот с межкустовыми было сложнее.
Но я забегаю вперед, еще поговорим про аварии и про ценность старых спецов.
Кстати, понятие нефтесбор отличается от нефтепровода тем, что в нефтесбор врезаются несколько нефтепроводов.