«Разгово́ры о ва́жном» — внеурочное занятие в России, введённое в программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования в 2022 году.
С 5 сентября 2022 года занятие проходит первым уроком в понедельник после обязательных линеек с гимном и поднятием флага России. По официальным заявлениям, предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма» среди российских школьников. Сценарии занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Дополнительные материалы предоставляются Институтом воспитания РФ.
История
20 июня 2022 года на заседании общества «Знание» было объявлено о новом образовательном проекте. Материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков.
Предмет «Разговоры о важном» было предложено ввести с осени 2022 года. Вести урок будут главным образом классные руководители.
В конце августа 2022 года были опубликованы первые сценарии и методички. В официальных заявлениях и методичках утверждалось, что предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и воспитание патриотизма. Среди тем были «принятие идеи о действенной любви к Родине» и активный патриотизм через «готовность защищать свою Родину с оружием в руках» и действия во благо Родины, в том числе и малые. Была и тема готовности пожертвовать жизнью во имя Родины и «её счастья». Помимо предмета, было сообщено о том, что с 1 сентября вводятся обязательные утренние линейки с поднятием флага и исполнением гимна, после которых в понедельник начинаются «Разговоры о важном», оформленные как внеурочные занятия. Хотя на официальном сайте заявлено, что опубликованные разработки носят рекомендательный характер, а занятия проводятся по выбору учителя, Министерство просвещения подчёркивает, что эти уроки обязательны.
По данным проекта «Важные истории», сотрудники которого изучили методички для российских учителей, на занятиях «Разговоры о важном» детям будут рассказывать о патриотизме и традиционных ценностях. При этом для 1-2 классов любовь к Родине будет начинаться с любви к природе: детям будут показывать фотографии пейзажей России, включать звуки русской природы и патриотические песни; в 3-4 классах ребёнку планируют объяснить, что любовь к Родине ещё означает решимость встать на её защиту в опасное время; в 5-7 классах учителей заставят рассказывать о «СВО», об «издевательствах над жителями Донбасса со стороны киевского режима» и «базах НАТО на Украине», а в 8-11 классах детям скажут, что просто декларировать любовь к Родине нельзя, а «по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать её с оружием в руках».
Одной из тем «Разговоров о важном», возможно, станет вторжение России на Украину. Так, в опубликованных в конце августа 2022 года методичках и сценариях говорилось о «специальной военной операции», её причинах, роли «коллективного Запада» в ней, «героизме российских военных» и необходимости «защитить население Донбасса». Кроме того, 2 сентября издание «Важные истории» опубликовало, как заявлялось, расшифровку проведённого 1 сентября в одной из московских школ классного часа в рамках «Разговоров о важном». В расшифровке учительница объясняет ученикам, что «спецоперация» ведётся, чтоб защитить русских от «националистов». В школе № 2 Переславль-Залесского детям рассказали о «нацизме на Украине» и «плюсах» войны против неё с использованием обсценной лексики, что возмутило родителей. Однако 12 сентября были опубликованы другие методички, в которых уже отсутствовали тема готовности умереть за Родину, военная тематика и упоминания «спецоперации».
Среди политических тем также было «воссоединение Крыма с Россией» (урок запланирован на середину марта из-за даты аннексии), на январь запланирован обязательный урок о блокаде Ленинграда. Помимо политических тем были предложены занятие о юбилее Станиславского и занятие о Циолковском.
1 сентября 2022 года в Калининграде Владимир Путин в рамках предмета провёл открытый урок «Разговор о важном» для победителей олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта. В ходе открытого урока он затронул и тему «спецоперации».
5 сентября 2022 года для школьников 5—11 классов и студентов образовательных организаций профессионального образования тему занятия «Мы — Россия. Возможности — будущее» разработали сотрудники президентской платформы «Россия — страна возможностей».
12 сентября, как утверждает Meduza, на уроке уже действительно не упоминалась «специальная военная операция», однако учителям предложили рассказать старшеклассникам о «современных героях, воспитанных на фронтовой литературе Великой Отечественной войны», в том числе об участниках Второй чеченской войны и российской операции в Сирии. Проводились уроки и на нейтральные темы, например, на тему «Россия — великая страна».
В феврале 2023 года министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что церемония исполнения гимна и «Разговоры» будут проводиться в педагогических вузах, подведомственных министерству. Также было заявлено об инициативе проводить занятия с родителями школьников.
С 13 февраля 2023 года в рамках программы «Доброе утро» на Первом канале по понедельникам транслируется фрагмент занятия «Разговоры о важном». Телезрителям показывают видеоролик или записанные интервью по теме с различными общественными и политическими деятелями.
Темы учебных занятий
2022/2023 учебный год
- 5 сентября — «День знаний»
- 12 сентября — «Наша страна — Россия»
- 19 сентября — «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского»
- 26 сентября — «День пожилых людей»
- 3 октября — «День учителя»
- 10 октября — «День отца»
- 17 октября — «День музыки»
- 24 октября — «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (совместно с компанией «Росатом»)
- 7 ноября — «День народного единства»
- 14 ноября — «Мы разные, мы вместе»
- 21 ноября — «День матери»
- 28 ноября — «Символы России»
- 5 декабря — «Волонтёры России»
- 12 декабря — «День Конституции»
- 19 декабря — «День Героев Отечества»
- 26 декабря — «Новый год. Семейные праздники и мечты»
- 9 января — «Светлый праздник Рождества»
- 16 января — «Прорыв блокады Ленинграда»
- 23 января — «Медиаграмотность и цифровая гигиена»
- 30 января — «Движение первых» (совместно с РДДМ «Движение первых»)
- 6 февраля — «День российской науки»
- 13 февраля — «Россия в мире»
- 20 февраля — «День защитника Отечества»
- 27 февраля — «Традиционные семейные ценности»
- 6 марта — «Год педагога и наставника»
- 13 марта — «С. В. Михалков. 110 лет со дня рождения»
- 20 марта — «День воссоединения Крыма с Россией»
- 27 марта — «День театра. 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского»
- 3 апреля — «День Земли»
- 10 апреля — «День космонавтики! Мы — первые!»
- 17 апреля — «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»
- 24 апреля — «День труда»
- 4 мая — «День Великой победы»
- 15 мая — Детские организации
- 22 мая — Про счастье
2023/2024 учебный год
- 4 сентября — «День знаний»
- 11 сентября — Там, где Россия.
- 18 сентября — К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской
- 25 сентября — Избирательная система России (30 лет «ЦИК РФ)»
- 2 октября — «День учителя (советники по воспитанию)»
- 9 октября — О взаимоотношениях в коллективе
- 16 октября — По ту сторону экрана. 115 лет кино в России
- 23 октября — «День подразделений специального назначения»
- 30 октября — «День народного единства»
- 13 ноября — Россия: взгляд в будущее
- 20 ноября — О взаимоотношениях в семье
- 27 ноября — Что такое Родина?
- 4 декабря — Мы вместе
- 11 декабря — Главный закон страны
- 18 декабря — Герои нашего времени
- 25 декабря — Новогодние семейные традиции разных народов России
- 9 января — От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова
- 15 января — Налоговая грамотность
- 22 января — Непокорённые. 80 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
- 29 января — Союзники России
- 5 февраля — День российской науки
- 12 февраля — День первооткрывателя
- 19 февраля — День защитника Отечества
- 26 февраля — Всемирный фестиваль молодёжи
- 4 марта — Как найти своё место в обществе
- 11 марта — От южных морей до полярного края
- 18 марта — Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани
- 25 марта — Единство народов России
- 1 апреля — Россия — здоровая держава
- 8 апреля — «Я вижу Землю! Это так красиво!»
- 15 апреля — 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя
- 22 апреля — Труд Крут
- 27 апреля — Экологическое потребление
- 6 мая — День Победы
- 13 мая — Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина
- 20 мая — Будь готов! Ко дню детских общественных организаций
Критика
Обсуждение нововведения оживилось в последние дни августа. 31 августа движение «Мягкая сила» и профсоюз «Альянс учителей» в открытом письме призвали родителей учеников, а также педагогов бойкотировать занятия «Разговоры о важном», подчеркнув, что многие формулировки из учебных материалов для уроков цикла не имеют отношения к воспитанию патриотизма и что спущенные сверху методички и инструкции носят рекомендательный, а не обязательный характер.
По мнению некоторых учителей, опубликованные в конце августа методички вызывают скуку и отторжение на физическом уровне. При этом на разработку интерактивных материалов для дополнительных занятий Минпросвещения уже потратило 22 миллиона рублей. Высказывались также мнения, что весь урок — лишь прикрытие для военной пропаганды, не имеющей ничего общего с патриотизмом. Иван Меньшиков назвал предмет «попыткой государства навязать детям „линию партии“», и заявил, что он нарушает ст. 34 закона «Об образовании в РФ», не допускающую участия школьников в политических акциях, а Александр Кондрашев считает, что поскольку по сценарию отвечают только ученики, «всё это может пойти не по сценарию из методичек», и это приведёт либо к «политинформации», либо к возвращению открытых политических дискуссий в школе. Кроме того, он говорит, что такие классные часы «вообще не вписываются в концепцию образования»: «Если еженедельные классные часы не часть учебной программы, то дети не обязаны туда ходить. И родители могут об этом написать классному руководителю».
Некоторые учителя сообщали о давлении со стороны руководства из-за отказа поддержать власти или проводить уроки по методичкам. Также сообщалось, что уроки и утренние линейки намерены саботировать ученики и их родители. 7 сентября независимый профсоюз «Альянс учителей» опубликовал в Telegram-канале шаблоны заявлений родителей и учителей с аргументами, которые помогут «освободить детей от пропагандистских уроков».
Адвокат Михаил Беньяш также назвал «Разговоры о важном» противоречащей законодательству «политической агитацией» — «попыткой через детей воздействовать на родителей». В то же время адвокат Виолетта Волкова заявляет, что «учебный и воспитательный процесс не является такой акцией», и что новый предмет не противоречит не только закону «Об образовании в РФ», но и ст. 5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью»: «Воспитание в детях любви к Родине не предполагает совершение ими действий в ущерб себе, но готовит к ответственному отношению к себе и окружающим — на примере героического поведения людей, готовых жертвовать личным во имя общественного».
Некоторые политологи заявили, что «Разговоры о важном» учат «пониманию патриотизма как любви к государственной системе», что «часть педагогов будет стараться избежать конфликтности… и постарается сделать курс малозапоминающимся», сравнили их с уроками политинформации эпохи застоя, «когда акцент на любви к Родине постепенно стал занимать большее место в сравнении с идеями социализма и коммунизма», и поставили под сомнение эффективность таких занятий.
Министерство просвещения называет «Разговоры о важном» обязательными к посещению, несмотря на то что это внеурочное занятие. По словам председателя правления Ассоциации семейных школ Светланы Марзеевой, родители вправе отказаться: Внеурочная деятельность в рамках учебного плана действительно обязательна. Но заключение договора об индивидуальном учебном плане предусматривает непосещение части обязательных занятий. Кроме того, и в обязательном учебном плане есть «часть, формируемая участниками образовательного процесса». Уже из этой формулировки следует, что родители имеют право выбора направлений и форм внеурочной деятельности.
Другие проекты
Учебные курсы
25 октября Meduza, ссылаясь на источники, рассказала о разработке подобной «идеологической дисциплины» и для вузов — Основы российской государственности — аналога «научного коммунизма», который изучали в университетах в советское время. Разрабатывать курс будет общество «Знание», наблюдательный совет которого возглавляет Сергей Кириенко. Новый предмет может быть введён в вузах уже в 2023/24 учебном году. По плану, студенты негуманитарных специальностей будут изучать его один год, гуманитарии — несколько лет, а историки и политологи — на протяжении всего времени обучения. Задача разработки вузовского курса поставлена Андрею Полосину, ставшему проректором РАНХиГС.
9 ноября 2022 года министр просвещения Кравцов сообщил, что со следующего года в школах появится курс по начальной военной подготовке. Предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) будет переименован в «Основа безопасности и защита Родины».
В январе 2023 года школьникам с 1 по 11-й класс включили в реестр общеобразовательных программ курс лапты.
Минобрнауки утвердил концепцию преподавания истории России в университетах для неисторических специальностей. В ней предлагается уделять особое внимание тому, «что на всём протяжении российской истории сильная центральная власть имела важнейшее значение для сохранения национальной государственности». О противоречиях и проблемах предлагается говорить, избегая «негативного уклона и очернительства».
В августе 2023 года Минпросвещения представило новый учебник истории для 10-11 классов. Авторы нового учебника по истории России полностью переписали разделы с 70-х годов по настоящее время, добавив раздел про «СВО». В нём собраны тезисы пропаганды об Украине и призывы не доверять альтернативным источникам информации.
Школы начали закупать беспилотные летательные аппараты для обучения детей. С 1 сентября 2023 года школьников начнут обучать основам применения беспилотников на уроках начальной военной подготовки. В Алабуге «мирные» проекты в кластере стали закрываться, студентов колледжа насильно привлекают к сборке боевых иранских беспилотников «Шахед».
Прочее
Российские власти используют военнослужащих (в том числе бойцов ЧВК «Вагнер») для «патриотического воспитания». Психологи говорят, что встречи с солдатами, которые буквально вчера вышли из окопов, сомнительны с точки зрения психологической безопасности детей. В школы на «Уроки мужества» приглашают выступать непосредственных участников войны. В феврале 2023 года анонсировали проект «Твой герой» как программу адаптации вернувшихся военнослужащих, в нём демобилизованных мужчин учат работать с детьми.
К февралю 2023 года, как сообщила первый зампред комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова, установлено уже около 11 тысяч «парт героев» в 6 тысячах школ.
13 марта 2023 года Министерство просвещения России поддержало предложение ввести ношение «патриотических значков» в школах.
К октябрю 2023 года минимум шести десяткам школ присвоили имена погибших участников войны в Украине.